Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является выявление сущности нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Задачи:
― изучить понятие преступления, общую характеристику преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
― изучить нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
― изучить виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3.
1. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта: общая характеристика………………...............................5.
2. Виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта……………………………………………………………...9.
2.1 Нарушение правил безопасного движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта…………9.
2.2 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств………………………………………………………………..11.
2.3 Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями…………………13.
2.4 Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта……………………………………………………………15.
2.5 Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения……………………………………………………………16.
2.6 Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов…………………………..18.
2.7 Неоказание капитаном судна помощи, терпящим бедствие…….19.
2.8 Нарушение правил международных полетов…………………….20.
Заключение…………………………………………………………22.
Решение задач………………………………………………………24.
Список использованной литературы……………………………..28.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по УП.docx

— 60.13 Кб (Скачать документ)

К последствиям преступления в ч. 1 ст. 267 УК РФ закон относит  крупный ущерб. Признак этот —  оценочный. Он может заключаться, например, в уничтожении транспортных средств  и (или) перевозимых грузов, длительном перерыве в движении транспорта, продолжительном  простое вагонов и т. п.

Субъективная сторона — вина в форме неосторожности.

Субъект преступления общий — как работники транспорта, так и другие лица, достигшие 14 лет.

Квалифицирующим признаком  данного преступления (ч. 2 ст. 267 УК РФ) является наступление смерти человека, а особо квалифицирующим (ч. 3 ст. 267 УК РФ) — смерть двух и более  лиц.

 

2.6.Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов.

 

Основным объектом преступления является безопасность магистральных трубопроводов в процессе строительства, ремонта и эксплуатации. Дополнительный объект — жизнь и здоровье человека.

Предмет преступления —  магистральный трубопровод, по которому передается природное сырье (нефть, иные нефтепродукты, газ), а также  технологически жестко связанные с  ним различные объекты и сооружения, средства автоматики и связи.

Трубопроводный транспорт, предназначенный для передачи на расстояние различных жидких и газообразных материалов, получил в последнее  время значительное развитие. Выведение  его из строя в результате нарушения  различных правил безопасности может  привести к гибели людей, заражению  окружающей среды и огромному  материальному ущербу.

Объективная сторона преступления заключается в нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации и ремонте магистральных трубопроводов. Диспозиция статьи — бланкетная, поэтому для уяснения признаков состава преступления необходимо обратиться к нормативным правовым актам ведомственного характера.

Нарушение указанных правил может быть признано преступлением  лишь при условии, если оно повлекло причинение тяжкого вреда здоровью. Обязательным признаком объективной стороны является также наличие причинной связи между фактом нарушения соответствующих правил и наступившими последствиями.

Состав преступления материальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины по отношению к наступившим последствиям.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 269 УК РФ, являются работники, обеспечивающие деятельность магистральных трубопроводов (субъект специальный).

Часть 2 ст. 269 УК РФ содержит квалифицированный состав и устанавливает  ответственность за те же действия, повлекшие смерть человека, а ч. 3 ст. 269 УК РФ — особо квалифицированный  состав, охватывающий смерть двух и  более лиц.

 

2.7.Неоказание капитаном судна помощи, терпящим бедствие.

 

Объектом преступления является безопасность движения морского и речного транспорта.

Объективная сторона преступления состоит в бездействии — неоказании капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути.

Обязанность капитана принять  необходимые меры для спасения терпящих бедствие людей вытекает из ряда международных  конвенций (например, Конвенции ООН по морскому праву) и национальных нормативных правовых актов (например, КВВТ РФ).

Ответственность наступает  за непринятие мер по оказанию помощи именно людям, терпящим бедствие вместе с судном либо вне его. Место совершения преступления — не только море (акватория, причал, рейд), но и иной водный путь.

Условием наступления  ответственности является то, что  помощь терпящим бедствие людям могла  быть оказана без серьезной опасности  для собственного судна, его экипажа  и пассажиров. Оценка конкретной сложившейся  обстановки и возможностей капитана по оказанию помощи производится путем  экспертизы с учетом соответствующих  судоходных правил, профессиональных и моральных норм, а также морских  обычаев.

Последствия неоказания помощи на квалификацию влияния не оказывают. По конструкции состав рассматриваемого преступления формальный.

Преступление считается  оконченным с момента непринятия необходимых мер по оказанию помощи людям, терпящим бедствие.

С субъективной стороны преступление может быть совершено только умышленно. Виновный сознает, что люди терпят бедствие, им необходима помощь, которая может быть оказана без серьезной опасности для собственного судна, экипажа и пассажиров, и никаких мер по оказанию помощи не предпринимает.

Субъект преступления — специальный. Им может быть только капитан судна или лицо, в установленном порядке исполняющее его обязанности.

 

2.8.Нарушение правил международных полетов.

 

Объект преступления — установленный порядок международных полетов, обеспечивающий безопасность движения воздушного транспорта.

Международным полетом признается полет, во время которого судно последовательно  находится в воздушном пространстве более чем одного государства. Правила международных полетов изложены в Воздушном Кодексе РФ, а также международных договорах о воздушном сообщении, заключенных Российской Федерацией с другими государствами.

Объективная сторона преступления может быть выполнена как путем действия, так путем бездействия и характеризуется:

а) несоблюдением указанных в полетном задании маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета;

б) иным нарушением правил международных полетов.

К иным нарушениям следует  отнести, например, полет другого  типа воздушного судна, нежели обозначено в разрешении; отсутствие надлежащих опознавательных знаков; сбрасывание  на землю без соответствующего разрешения грузов или парашютистов и т. д.

Состав преступления по своей  конструкции формальный.

Оконченным преступление будет считаться с момента  совершения любого из вышеуказанных  действий.

Нарушение правил полета в  силу крайней необходимости, например в связи с метеорологической  обстановкой или неисправностью воздушного судна, не образует состава  данного преступления.

С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

Субъект преступления специальный — лицо, управляющее воздушным судном (члены экипажа).

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Заключение.

 

С непрерывным нарастанием  темпов развития автомобильного транспорта в Российской Федерации растет и  интенсивность движения, усложняется  обеспечение порядка и безопасности движения на автомобильных дорогах  и улицах городов и других населенных пунктов.

Вопросы обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта постоянно  стоят в поле зрения не только отдельных  ведомств и организаций, но и всей общественности нашей страны.

Значительное внимание, уделяемое  проблемам дорожной безопасности, не случайно. Дело в том, что механический транспорт, в том числе и автомобильный, ― величайшее благо для человечества, но при неправильном использовании он нередко бывает источником тяжелых, а подчас и трагических последствий.   

Определенную роль среди  мероприятий Российского государства  по предотвращению несчастных случаев  на транспорте играют и меры уголовно ― правового характера. Они применяются в отношении тех неправомерных деяний на транспорте, которые отнесены российским законодательством к преступным. Реализация указанных уголовно ― правовых норм способствует укреплению общественной дисциплины, без чего невозможно обеспечить прочный общественный порядок в стране.

Итак, преступлением против безопасности движения или эксплуатации транспорта (транспортным преступлением) признается общественно опасное виновное посягательство на безопасность транспорта, причинившее предусмотренные уголовно ― правовыми нормами вредные последствия. Под безопасностью транспорта как интегрированным его свойством следует понимать такое состояние функционирования транспортной системы, которое обеспечивает неприкосновенность жизни и здоровья людей, целостность, сохранность материальных ценностей, окружающей среды, транспортных средств и коммуникаций.

Юридические основы обеспечения  безопасности функционирования транспорта закреплены Федеральными законами от 20 июля 1995 г. «О федеральном железнодорожном транспорте», от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения», другими законами и подзаконными актами. В соответствии с ними государство разрабатывает комплекс мер политического, экономического, организационного и правового характера, направленный на обеспечение состояния безопасности движения и эксплуатации транспорта как средства охраны жизни и здоровья граждан, сохранности материальных ценностей, предупреждения транспортных происшествий, аварий, крушений и катастроф, уменьшения их возможных последствий.

Анализ судебной практики свидетельствует о необходимости  тщательного изучения действующего уголовного законодательства о преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств и научного обобщения опыта его применения следственными и судебными и  судебными органами, о необходимости  разработки предложений по совершенствованию  этого законодательства и практики его применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Решение задач.

Задача 1

Экипаж Боинга-747 при выполнении рейса Сеул — Лондон допустил значительное уклонение от оси международной  трассы полетов на территории Российской Федерации. Подчинившись командам поднятых по тревоге истребителей-перехватчиков, Боинг-747 совершил вынужденную посадку  на военный аэродром станции Белая. Командир экипажа пояснил значительное уклонение от трассы полета отказом  навигационного оборудования и ошибками в штурманских расчетах.

Подлежит ли командир экипажа  Боинга-747 уголовной ответственности?

Решение:

Анализируемое преступление посягает на безопасность движения воздушного транспорта при осуществлении международных полетов.

Международным считается  полет воздушного судна, который  происходит в

воздушном пространстве более чем одного государства. Под воздушным средством понимаются пилотируемые самолет, вертолет, дирижабль и т.п. Вид воздушного транспорта, а также его принадлежность какому-либо государству не оказывает влияния на квалификацию.

Правилами международных  полетов признаются правила пользования

воздушным пространством  того или иного государства. Правила  международных полетов над территорией РФ регламентируются не только национальными нормативными правовыми актами, в частности Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О

Государственной границе  Российской Федерации", Воздушным  кодексом РФ 1997 г. и др., а также некоторыми положениями международного права.

Объективная сторона настоящего преступления заключается в нарушении  одного или нескольких правил международных  полетов. Вылет из РФ и влет в РФ может осуществляться только на основании выдаваемых экипажу разрешений, в которых определяется маршрут движения, высота полета, коридор, места посадки, система опознания и т.п. Нарушение указанных правил должно создавать угрозу безопасности международного воздушного движения.

В противном случае деяние не может

квалифицироваться по ст. 271 УК, а в зависимости от обстоятельств  дела оно может рассматриваться, например, как дисциплинарное нарушение. Не влечет уголовной ответственности вынужденное нарушение правил международных полетов.

Преступление считается  оконченным с момента нарушения  указанных правил.

Совершение комментируемого  преступления возможно только с прямым

умыслом. Субъектом преступления может быть признано только лицо, ответственное за соблюдение правил международных полетов. В частности, это командиры кораблей, другие лица, осуществляющие пилотирование воздушного судна, члены экипажа, авиационные диспетчеры.

Таким образом командир экипажа Боинга-747 не подлежит уголовной ответственности. Он не нарушал правил и подчинился истрибителям.

 

Задача 2

Васильев, выйдя на остановке  из троллейбуса, стал переходить улицу  перед троллейбусом, хотя переход  находился в другом месте. В это  время левее и параллельно  троллейбусу ехал автомобиль ВАЗ, управляемый  Буровым. Буров, чтобы предотвратить  наезд на Васильева, выехал на встречный  трамвайный путь. Возвратиться на правую сторону дороги Васильев не смог, так  как на проезжей части оказались  граждане, переходящие дорогу в неположенном месте. В результате в 30 метрах от остановки  троллейбуса автомобиль Бурова столкнулся с трамваем, Бурову и его пассажирке был причинен тяжкий вред здоровью.

Должен ли Буров нести  уголовную ответственность по ст. 264 УК РФ? Квалифицируйте действия Васильева.

Решение:

Статья 264 УК РФ применяется  к водителям, совершившим нарушение  правил дорожного движения (ПДД), повлекшее  тяжелые последствия. Но в данной ситуации нельзя усмотреть со стороны водителя нарушения ПДД. Он ехал по своей полосе, и резко вывернуть руль влево его заставила угроза наезда на Васильева, перебегавшего улицу не в положенном месте. Его вины в причинении вреда человеку не было

Другое дело, поведение  Васильева. Перебегая улицу в неположенном месте, он грубо нарушил ПДД. Его действия следует квалифицировать в соответствии со статьей 268 п.1.

Объектом данного преступления являются безопасные условия движения и

Информация о работе Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта