Преступления против основ конституционного сроя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 04:20, реферат

Описание

В начале XXI века проблема безопасности приобрела для Республики Казахстан особую актуальность. Это связано, во-первых, с глобальными геополитическими изменениями в мире, произошедшими в результате распада СССР, и определением нового места Казахстана в мировом сообществе; во-вторых, с кардинальными изменениями во внутренней политике: разгосударствлением экономики, сменой институтов государственной власти, становлением политического и идеологического многообразия, переходом Казахстана к республики. Наряду с положительными факторами, приблизившими нашу страну к становлению гражданского общества, реформирование выявило ряд негативных явлений: рост преступности, ухудшение демографической обстановки, развитие националистических, сепаратистских сил, утрату многих социальных гарантий, которые были доступны гражданам в советские времена.

Работа состоит из  1 файл

5ballov-101459.rtf

— 246.30 Кб (Скачать документ)

10



 

 

Введение

 

       В начале XXI века проблема безопасности приобрела для Республики Казахстан особую актуальность. Это связано, во-первых, с глобальными геополитическими изменениями в мире, произошедшими в результате распада СССР, и определением нового места Казахстана в мировом сообществе; во-вторых, с кардинальными изменениями во внутренней политике: разгосударствлением экономики, сменой институтов государственной власти, становлением политического и идеологического многообразия, переходом Казахстана к республики. Наряду с положительными факторами, приблизившими нашу страну к становлению гражданского общества, реформирование выявило ряд негативных явлений: рост преступности, ухудшение демографической обстановки, развитие националистических, сепаратистских сил, утрату многих социальных гарантий, которые были доступны гражданам в советские времена.

       Нельзя сказать, что вопрос обеспечения безопасности возник для Казахстана именно сейчас.

       Обеспечение собственной безопасности, а также безопасности своих граждан является одной из основных задач, но не функций любого государства.

Обеспечение безопасности государства является настолько широкой и значительной по охвату сфер общественной жизни категорией, что ее защите служат практически все функции государства Казахстана. Среди них можно выделить, например, экономическую, социальную, экологическую, развития культуры, науки, образования (внутренние), обороны, интеграции в мировую экономику, сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ (внешние).

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.

          

Рассматриваемая задача государства не может быть возведена в рамки Абсолюта. Она строго подчинена принципам конституционного строя, которым не могут противоречить способы ее осуществления. Одной из существенных, отличительных характеристик Конституции РК 1995г. является то, что она закрепляет основы "конституционного строя". Ранее юридическая наука исходила из понятий "государственный" и "общественный строй". "Конституционный строй" - более целостная, широкая категория, которая исходит из приоритета Основного закона его верховенства для всех органов государственной власти, общественных институтов, граждан.

Национальная безопасность - категория во многом не только юридическая, но и политическая.

 

Понятие и общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.

 

       В основу выделения рассматриваемой главы положен общий родовой объект посягательства этих преступлений, который включает две составные части - основы конституционного строя и безопасность государства.

       Под основами конституционного строя в современной литературы понимается система принципов, определяющих и регламентирующих общественные отношения, являющиеся объектом конституционного правового регулирования, которые определяются в конституциях отдельных государств как общие основополагающие начала правовой регламентации отдельных подсистем конституционного строя.

       Основы конституционного строя РК определены в первом разделе Конституции РК. Они закрепляют форму государственной власти, признают человека, его права и свободы высшей ценностью, определяю народ как единственный источник государственной власти, определят пределы суверенитета РК, закрепляют принцип единства государственной власти ее функциональном разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, признают идеологическое и политическое многообразие, признают и равным образом защищают государственную и частную собственность, определяют соотношения действия Конституции и других законов и иных нормативных правовых актов и общепризнанных принципов и норм международного права и  международных договоров.

       Под безопасностью как второй частью родового объекта, понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важными интересами является совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, обществ и государства.

       К основным объектам безопасности, применительно к комментируемой группе преступлений относятся: конституционный строй, суверенитет, обороноспособность и территориальная целостность государства.

       Конституционный строй - это целостная система социально-правовых отношений и институтов, подчиненная безусловным и конституционным велениям, которая основана на совокупности основополагающих регуляторов, содействующих закреплению в общественной практике и в правосознании стабильных, справедливых, гуманных и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством.

       Суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере. Суверенитет есть важнейшее свойство самостоятельности и независимости, как государственной власти, так и государства в целом.

       Обороноспособность - состояние экономического, военного, социально-нравственного потенциала, способное обеспечить защиту суверенитета государства и его территориальной неприкосновенности от нападения извне.

       Территориальная неприкосновенность есть целостность, неотчуждаемость территории РК и нерушимость государственных границ - сухопутных, водных и воздушных.

       Предмет посягательства выступает самостоятельным признаком только в некоторых составах преступлений. Так, при шпионаже (ст.166 УК РК) предметом являются сведения, составляющие государственные секреты, а при определенных условиях (задание иностранной разведки) - и иные сведения. В ст.170 УК РК - это материалы, содержащие призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти, подрыву безопасности государства или насильственному нарушению целостности РК и единства ее территории. В диверсии (ст.171 УК РК) предметом преступления выступают предприятия, сооружения, пути и средства сообщения, средства связи и объекты жизнеобеспечения населения. Предметом могут быть документы, содержащие государственные секреты, а также предметы, сведения о которых составляют государственные секреты (ст.173 УК РК).

       Объективная сторона почти всех преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства характеризуется действиями. И только разглашение государственных секретов (ст.172 УК РК), утрата документов, содержащих государственные секреты (ст.173 УК РК), а также уклонение от призыва по мобилизации (ст.174 УК РК) с объективной стороны могут характеризоваться как действиями, так и бездействием. Квалифицированный состав разглашения государственных секретов и состав утраты документов, содержащих государственные секреты, а также три формы диверсии законодателем сконструированы как материальные, а остальные составы являются формальными, т.е. преступления считаются оконченными с момента совершения описанных в законе действий, независимо от наступления каких-то вредных последствий.

       Субъективная сторона рассматриваемой группы преступлений характеризуется умышленной формы вины, причем умысел может, только прямым. Исключение составляют такие составы, как разглашение государственных секретов, которое может быть совершенно как умышленно, так и по неосторожности и утрата документов, содержащих государственные секреты, для которой характерна только неосторожная форма вины. В материальных составах виновный создает общественно опасный характер совершаемых действий, предвидит возможность или неизбежность общественно опасных последствий, и желает их наступления, а в формальных - достаточно осознание лицом общественно опасного характера совершаемого действия и желания его совершить. Некоторые составы в качестве обязательного признака субъективной стороны включают специальную цель: подрыва или ослабления внешней безопасности и суверенитета (ст165 УК РК), прекращения государственной или иной политической деятельности (ст.167 УК РК), свержения или изменения конституционного строя либо насильственного нарушения единства территории РК (ст.170 УК РК), подрыва безопасности и обороноспособности РК (ст.171 УК РК). Мотив преступления как конструктивный признак субъективной стороны включен законодателем только в состав посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.167 УК РК). Это месть за государственную или иную политическую деятельность потерпевшего.

       Субъектами преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства могут быть вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. Некоторые преступления предполагают наличие специального субъекта: гражданин РК (ст.165 УК РК), иностранный гражданин и лицо без гражданства (ст.166 УК РК), лицо, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе (ст.172 УК РК), лицо, имеющее доступ к государственным секретам (ст.173 УК КР), лицо, состоящее в запасе Вооруженных Сил РК (ст.174 УК РК) и т.д.

       Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, в зависимости от непосредственного объекта, представляется возможным классифицировать следующим образом:

1. Преступления, посягающие на внешнюю безопасность и суверенитет Республики Казахстан: государственная измена (ст.165 УК РК) и шпионаж (ст.166 УК РК).

2. Преступления, посягающие на политическую систему Республики Казахстан: посягающие на жизнь Президента Республики Казахстан (ст.167 УК РК), насильственный захват или насильственное удержание власти (ст.168 УК РК), вооруженный мятеж (ст.169 УК РК), публичные призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо насильственному нарушению единства территории Республики Казахстан (ст.170 УК РК).

3. Преступления, посягающие на безопасность и обороноспособность РК: диверсия (ст.171 УК РК).

4.  Преступления, посягающие на сохранность государственной тайны: незаконное получение, разглашение государственных секретов (ст.172 УК РК), и утрата документов, предметов, содержащих государственных секретов (ст173 УК РК).

5.  Преступления, посягающие на порядок комплектования Вооруженных Сил Республики Казахстан: уклонение от призыва по мобилизации (ст.174 УК РК).

     

Глава 2. Преступления, посягающие на внешнюю безопасность и суверенитет РК.

      

2.1 Государственная измена(ст. 165)

.

Конституция РК относит государственную измену к одному из самых тяжких преступлений. Так, ст.47 Конституции РК определяет, что Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены и может быть за это отрешен от должности Парламентом. Данное основание, а совокупности с другими причинами и предопределило изменение названия статьи прежнего УК.

       Традиционно государственная измена определяется как враждебная деятельность гражданина РК совместно с внешним противником РК (в числе которого может выступать иностранное государство или иностранная организация, ведущие разведывательно-подрывную деятельность против республики) против своего собственного государства. Это своеобразная форма соучастия гражданина РК и представителей иностранных государств в преступлениях, направленных против внешней безопасности и суверенитет РК.

       В данном случае основная опасность исходит извне от иностранного государства, а гражданин нашей страны, помогая внешнему противнику в его враждебной деятельности против РК, тем самым изменяет своему государству, предает его интересы. В этом и заключается суть измены.

       Непосредственным объектом государственной измены является внешняя безопасность и суверенитет РК. Это вытекает из  содержания диспозиции ст.165 УК РК.

     Предмет преступления характерен только для двух форм государственной измены - шпионаж и выдача государственных секретов. При шпионаже предметом преступления могут быть сведения, составляющие государственные или военные секреты, либо иные сведения, которые собираются по заданию иностранной разведки и могут быть использованы в ущерб внешней безопасности у суверенитета РК, а при выдаче государственных секретов - только сведения, составляющие государственные секреты.

       Объективная сторона государственной измены характеризуется совершением действий, выраженных в одной из предусмотренных законом форм:

1) переход на сторону врага во время войны или вооруженного конфликта;

2) шпионаж;

3) выдача государственных секретов;

4) иное оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против РК.

       Основания исключения из состава государственной измены таких общественно опасных деяний обусловлены тем, что данные уголовно-правовые запреты вступили в противоречие со ст.21 Конституции РК, которая гарантирует право на свободу передвижения и выбор места жительства.

       Рассмотрим формы государственной измены в отдельности.

1. Под переходом на сторону врага во время войны или вооруженного конфликта понимается оказание гражданам РК помощи военному противнику в период войны или вооруженного конфликта. Для наличия объективной стороны данной формы государственной измены необходимо три признака:

а) особая обстановка перехода на сторону врага - обстановка войны или вооруженного конфликта;

б) вступление гражданина в контакт с военным противником;

в) цель контакта - оказание помощи военному противнику.

       Как вытекает из закона, такой переход возможен только в военное время или военной обстановке, т.е. в ситуации, когда понятие «враг», «военный противник», «неприятель» очевидны. Речь, таким образом, идет не о противнике в политическом смысле слова, а именно о военном неприятеле.

Информация о работе Преступления против основ конституционного сроя