Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 04:20, реферат
В начале XXI века проблема безопасности приобрела для Республики Казахстан особую актуальность. Это связано, во-первых, с глобальными геополитическими изменениями в мире, произошедшими в результате распада СССР, и определением нового места Казахстана в мировом сообществе; во-вторых, с кардинальными изменениями во внутренней политике: разгосударствлением экономики, сменой институтов государственной власти, становлением политического и идеологического многообразия, переходом Казахстана к республики. Наряду с положительными факторами, приблизившими нашу страну к становлению гражданского общества, реформирование выявило ряд негативных явлений: рост преступности, ухудшение демографической обстановки, развитие националистических, сепаратистских сил, утрату многих социальных гарантий, которые были доступны гражданам в советские времена.
Под военным временем следует понимать период между фактическим началом военных действий и их фактическим окончанием. Вооруженный конфликт предполагает ситуацию, когда идет боевое столкновение с противником, например вооруженный конфликт на государственной границе.
Под контактом принято понимать согласованность враждебных действий военного противника и гражданина РК. Контакт предполагает двух стороннюю связь. Способы такого контакта могут быть самыми разнообразными: поступление на службу неприятельскую армию или военизированные формирования, работа в разведывательных или полицейских органах противника, учеба в разведывательно-диверсионных школах противника с целью осуществления в дальнейшем враждебной деятельности против нашего государства. Обобщающим признаком такого контакта является то, что гражданин РК осуществляет фактическую деятельность в пользу военного неприятеля.
Сам переход на сторону врага может выразиться в оставлении территории нашей страны и переходе на территорию вражеского государства (физический переход) или в оказании содействия такому государству, его организациям или представителям на территории нашей страны (интеллектуальный переход). Однако, независимо от форм его проявления, ответственность по ст.165 УК РК возможно только в случаях, когда переход был совершен для оказания помощи вражескому государству.
Переход на сторону врага может быть связан с нарушением установленного порядка несения военной службы: сдача или оставление противнику средств ведения войны (ст.383 УК РК), добровольная сдача в плен (ст.384 УК РК). Совершение этих преступлений, хотя и умышленно, но без цели способствования противнику, не могут рассматриваться как государственная измена и квалифицируются как воинские преступления.
Не образуют государственную измену в форме перехода на сторону врага и действия гражданина РК, который вступает в ряды военного противника с целью вырваться таким путем из плена или для патриотической деятельности в пользу РК.
Преступление считается оконченным с момента перехода на сторону врага.
2. Шпионаж заключается в передаче, а равно собирании, похищении или хранении с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющие государственные секреты, а также передаче или собирании по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности или суверенитета РК.
Шпионаж квалифицируется как государственная измена по ст.165 УК РК лишь в том случае если он совершен гражданам РК. Шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицо без гражданства, является самостоятельным составом преступления и квалифицируется по ст.166 УК РК. Объективная сторона государственной измены в форме шпионажа полностью подпадает под описание, содержащееся ст.166 УК РК, и будет рассмотрена при анализе этого преступления.
3. Выдача государственных секретов заключается в умышленном сообщении гражданином РК представителям иностранного государства или иностранной организации сведений, составляющие государственные секреты.
Объективная сторона этой формы государственной системы выражается:
а) наличие у гражданина РК сведений, содержащих государственные секреты, до момента возникновения намерения совершить преступление;
б) передачи этих сведений иностранному государству, иностранной организации или их представителям.
Как видно, в новом УК РК законодатель, с одной стороны, сузил предмет данного изменнического деяния, а с другой, расширил адресат получения этих сведений.
Понятие "государственных секретов" определяется в Законе РК «О государственных секретов» от 15 марта 1999 года.
Выдача государственных секретов может, осуществляется любым способом (устно или письменно, передачи через технические каналы связи, передачи чертежей, схем, диаграмм, карт, планов, действующих моделей, приборов или образцов, предоставлением возможности ознакомится с секретным оружием, шифрами, приборами и т.д.) как по собственной инициативе, так и по предложению иностранной разведки, как добровольно, так и по принуждению (действую правила ст.36 УК РК), как в мирное время, так и в период войны.
В отличие от шпионажа выдача государственных секретов состоит в сообщении или передаче сведений, которыми виновный располагает по службе или работе, поэтому у него нет необходимости собирать или похищать их. Отличается эти формы государственной измены также по предмету преступления. При выдачи предметом преступления могут быть только сведения, составляющие государственные секреты, а при шпионаже - и любые иные сведения, которые могут быть использованы в ущерб внешней безопасности и суверенитета РК.
Выдача государственной тайны признается оконченным преступлением с момента, когда сведения, составляющие государственные секреты, стали достоянием иностранного государства, иностранной организации либо их представителей, при этом не имеет значения, наступили для РК вредные последствия или их удалось предотвратить. Покушением на государственную измену в этой форме следует считать случаи задержания гражданина РК в момент передачи таковых сведений, составляющих государственные секреты, лица, которых он ошибочно принимает за представителя иностранного государства (например, оперработнику Комитета национальной безопасности РК). Как правило, покушению предшествуют приготовительные действия (установление контакта с представителями иностранного государства, договоренность о месте и обстоятельствах передачи сведений, содержащих государственные секреты, выход со сведениями на место передачи и т.д.).
4. Как это вытекает из закона, иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против РК характеризуется совершением гражданином РК различных деяний, направленных на оказание им содействия в проведении разведывательной или иной подрывной деятельности с целью подрыва или ослабления внешней безопасности и суверенитета РК, если они не охватываются другими формами государственной измены. Принято считать, что в обобщенном виде данная форма государственной измены выражает сущность измены как таковой, а все остальные формы являются по существу её разновидностями, её конкретизацией.
Оказание помощи связано с установлением контакта (связи) гражданина РК с представителями иностранного государства или негосударственной организации и совершением по их заданию:
а) других (кроме государственной измены) преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства;
б) деяний, не образующих признаков указанных преступлений, но наносящих ущерб внешней безопасности и суверенитету РК.
В первом случае действия виновного классифицируются по совокупности преступлений: государственная измена и конкретное преступление данного вида (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, диверсия, вооруженный мятеж и т.д.). Необходимость квалификации по совокупности, как правильно определяют отдельные авторы, вызывается тем, что эти преступления, являясь в конкретных случаях формами оказания помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности против РК, в то же время специально предусмотрены в уголовном кодексе в качестве самостоятельных составов преступлений.
Во втором случае круг деяний многообразен и не имеет исчерпывающего перечня, объединяющим началом является их направленность против внешней безопасности и суверенитета РК. Конкретно это может, например, выражаться: в предоставлении убежища агентам иностранной разведки, снабжении их фальшивыми документами, продуктами питания, средствами передвижения, подыскания им жилья и работы, в том числе связанной с доступом к государственным секретам, вербовки агентуры для иностранной спецслужбы, подбор явочных и конспиративных квартир и выполнении иных заданий иностранных спецслужб, не связанных с предоставлением шпионской информации.
Преступление считается оконченным не с момента дачи согласия на проведение враждебной деятельности, а с момента фактического оказания гражданином РК помощи иностранному государству, иностранной организации либо их представителям в такой деятельности.
Представителями иностранного государства и иностранной организации являются их официальные лица (члены правительственных делегаций, сотрудники дипломатических представительств, сотрудники иностранных спецслужб, члены иностранных негосударственных организаций и т.д.), а также иные лица, выполняющие их поручения.
Субъективная сторона государственной измены характеризуется только прямым умыслом: гражданин РК сознаёт, что совершает одно из изменнических деяний, предусмотренных ст. 165 УК РК, и желает их совершить. При этом преследует специальную цель подрыва и ослабления внешней безопасности и суверенитета РК.
Субъектом государственной измены может быть только гражданин РК, достигший 16-летнего возраста. Выдача государственных секретов как форма государственной измены предполагает наличие специального субъекта- лица, обладающего сведениями, составляющими государственные секреты по специфике своей работы. Соучастниками же преступления, а именно организаторами, подстрекателями и пособниками (кроме исполнителя) могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.
Статья 165 УК РК содержит примечание, в котором законодатель предусматривает специальное основание освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших государственную измену. Судя по тексту примечания, субъект может быть освобожден от уголовной ответственности за совершенное преступление только при наличии двух условий.
Во-первых, необходимо, чтобы он добровольным и своевременным сообщением государственным органам или иным образом способствовал предотвращению наступления ущерба интересам РК.
Вторым условием освобождения от уголовной ответственности за государственную измену является отсутствие в действиях гражданина РК иного (помимо государственной измены) состава преступления.
Добровольность предполагает, что лицо действует по собственной инициативе. Это условие отсутствует, если сообщение органам власти является вынужденным (виновный задержан, либо об его связи с иностранной разведкой стало известно другим лицам).
Своевременно, - т.е. до наступления общественно опасных последствий.
Иным образом - значит, что лицо, не сообщая о своей предварительной преступной деятельности государственным органам, совершает иные действия, которые предотвращают причинения ущерба интересам РК.
2.2 Шпионаж(ст. 166).
Шпионаж - одно из опаснейших средств, применяемых спецслужбами иностранного государства в подрывной деятельности против РК, общественная опасность которого заключается в том, что вследствие его совершения из владения РК могут уйти важные государственные секреты.
Непосредственный объект данного преступления тот же, что и при совершении государственной измены, только виновный посягает на внешнюю безопасность и суверенитет РК не изнутри, а извне, поскольку шпионская деятельность организовывается агентами иностранных спецслужб.
Предметом шпионажа могут быть сведения, составляющие государственные секреты, а так же иные сведения, если они собираются по заданию иностранной разведки. К государственным секретам относятся защищаемые государством сведения, составляющие государственную и служебную тайны, распространение которых ограничивается государством с целью осуществления эффективной военной, экономической, научно-технической, внешнеэкономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, не вступающей в противоречие с общепринятыми нормами международного права.
Особенности предмета преступления, объем и характер совершаемых действий, а также наличие или отсутствие связи с иностранной разведкой позволяют выделить в объективной стороне этого состава два вида шпионажа.
Первый вид шпионажа характеризуется совершением, как по заданию спецслужб иностранного государства, так и по собственной инициативе действий, связанных с передачей, собиранием, похищением или хранением с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственные секреты.
Под передачей указанных в статье сведений, составляющих государственные секреты, понимается их сообщение иностранному государству или их представителям. Сообщение это может быть сделано любым способом (устно, письменно, через технические каналы связи, с помощью тайников и т.д.)
Похищение сведений - это незаконное (противоправное) их изъятие любым способом у законного обладателя. Если похищаемые сведения находятся на материальных объектах, то при наличии признаков кражи, либо другой формы хищения такие действия квалифицируются по совокупности со шпионажем.
Под собиранием понимается любой другой, помимо похищения, способ получения информации (подслушивание, выведывание, наблюдение, фотографирование, звукозапись и т.д.)
Хранение означает временное обладание сведениями, предназначенными для передачи и собранными либо похищенными не самим хранителем, а другими лицами, а также добровольно переданными хранителю их обладателем. Хранить сведения можно как в помещении, так и в другом месте (в саду, огороде, лесу и т.д.). Хранителями данных сведений могут быть агенты-связники спецслужб иностранных государств, курьеры, содержатели "почтовых ящиков" и иные лица. Ответственность за хранение шпионских материалов ранее не предусматривалась.
Информация о работе Преступления против основ конституционного сроя