Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 04:20, реферат
В начале XXI века проблема безопасности приобрела для Республики Казахстан особую актуальность. Это связано, во-первых, с глобальными геополитическими изменениями в мире, произошедшими в результате распада СССР, и определением нового места Казахстана в мировом сообществе; во-вторых, с кардинальными изменениями во внутренней политике: разгосударствлением экономики, сменой институтов государственной власти, становлением политического и идеологического многообразия, переходом Казахстана к республики. Наряду с положительными факторами, приблизившими нашу страну к становлению гражданского общества, реформирование выявило ряд негативных явлений: рост преступности, ухудшение демографической обстановки, развитие националистических, сепаратистских сил, утрату многих социальных гарантий, которые были доступны гражданам в советские времена.
Собирание, похищение или хранение сведений, составляющих государственные секреты, признаются шпионажем только в случае, если эти действия совершаются с целью передачи сведений иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Отсутствие такой цели исключает уголовную ответственность, например собирание вышеназванных сведений с целью их коллекционирования.
Второй вид шпионажа, имеющий своим предметом иные сведения, не составляющие государственных секретов, состоит из собирания и передачи этих сведений. Это могут быть самые различные сведения экономического, политического, научного, технического или иного характера, не относящиеся к государственным секретам. Ими могут быть и не секретные, в том числе открытые сведения, поэтому законодательство предусматривает такой формы их получения как похищение, и не предусматривает ответственность за их хранение (одно из отличий от первого вида шпионажа). Способны, собирания таких сведений могут быть вполне легальными: изучение периодической печати или специальной литературы, личное наблюдение, систематизирование сообщений средств массовой информации и т.д.
Собирание или передача сведений, не составляющих государственные секреты, образуют объективную сторону шпионажа только при наличии двух условий. Во-первых, эти действия должны совершаться по заданию иностранной разведки, которое может выражаться в виде письменных шпионских инструкций, направленных агентам в почтовых отправлениях, через агентов- связников, с использованием тайников либо в виде личного инструктажа агента. Задания чаще всего передаются в зашифрованном виде, с использованием тайнописи, условностей, цифрового и буквенного шифра (такие задания получали разоблаченные еще органами КГБ СССР агенты иностранных разведок Филатов, Пеньковский и др.). Во-вторых, они должны быть предназначены для использования в ущерб внешней безопасности и суверенитета РК. Отсутствие хотя бы одного из этих условий исключают оценку деяния как шпионажа. Нельзя квалифицировать как шпионаж сбор и передачу иных сведений по собственной инициативе. Виновный в этом случае может нести ответственность за другие преступления при наличии признаков составов этих преступлений, например за государственную измену в форме оказания помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности против РК.
Данное преступление считается оконченным с момента совершения указанных выше действий. Установление контакта с иностранной разведкой и получение от неё задания являются приготовлением к данному преступлению. Пресеченная попытка собрать сведения, например, путем кражи, образует покушение на преступление.
Шпионаж, предметом которого являются иные сведения, образует оконченное преступление, если передача или собирание сведений осуществляются по заданию иностранной разведки. Если указанные действия совершаются по собственной инициативе, но с целью последующей передачи сведений иностранной разведке, они образуют приготовление к данному преступлению.
Субъективная сторона первого вида шпионажа характеризуется прямым умыслом и наличием специальной цели - передачей сведений, составляющих государственные секреты иностранному государству, иностранной организации либо их представителям. Виновный сознает, что передает, собирает, похищает либо хранит в целях передачи вышеназванному адресату сведения, составляющие государственные секреты для использования их в ущерб внешней безопасности или суверенитета РК, и желает этого.
Субъективная сторона шпионажа, предметом которого являются иные сведения, также характеризуется прямым умыслом: субъект сознает, что он собирает или передает сведения, которые хотя и не являются государственными секретами, но будут использованы в ущерб внешней безопасности или суверенитета РК. Кроме этого, он также сознает, что выполняет задание иностранной разведки, и желает его выполнить.
Мотивы шпионажа могут быть различными и на квалификацию преступления не влияют. Характерными для шпионажа являются корыстные побуждения, так как это обычно профессиональная работа кадровых разведчиков, которая хорошо оплачивается.
Субъектом шпионажа может быть вменяемая, достигшая 16 лет, лицо без гражданства или иностранный гражданин. Аналогичные действия гражданина РК квалифицируются как государственная измена в форме шпионажа (ст.165 УК РК). Соучастниками данного преступления (организаторами, подстрекателями либо пособниками) могут выступать и граждане РК при отсутствии в их действиях признаков государственной измены.
Глава 3. Преступления, посягающие на политическую
систему Республики Казахстан.
3.1Посягательство на жизнь Президента Республики Казахстан (ст. 167 УК РК.)
Непосредственным
объектом рассматриваемого
преступления является не только политическая
система Республики Казахстан, но жизнь
и здоровье Президента РК в качестве дополнительного
объекта.
Потерпевшим при совершении этого преступления
может быть только Президент Республики
Казахстан.
В соответствии со ст. 40 Конституции РК
«Президент Республики Казахстан является
главой государства, его высшим должностным
лицом, определяющим основные направления
внутренней и внешней политики государства
и представляющим Казахстан внутри страны
и в международных отношениях».
Статус и полномочия Президента РК определяются
Конституционным законом РК «О Президенте
РК» от 26 декабря 1995 г. (с последующими
изменениями и дополнениями).
Объективная сторона данного преступления выражается
в посягательстве на жизнь Президента
РК.
Посягательство
на жизнь означает совершение
деяний, непосредственно направленных
на убийство Президента РК, независимо
от того, увенчались они успехом или нет.
Здесь законодатель, с учетом исключительной
опасности действий виновного лица, момент
окончания преступления как бы перенес
на стадию покушения. Фактическое наступление
смерти или покушение на жизнь Президента
РК охватываются признаками данного состава
преступления и не требуют дополнительной
квалификации по статьям за убийство (ст.
96 УК РК), и за умышленное причинение вреда
здоровью (ст. ст. 103-105 УК РК).
Наличие или отсутствие вредных последствий
не влияет на квалификацию, а учитывается
при назначении наказания.
Не влияют на квалификацию также способы
и средства, используемые виновным. Они
могут быть учтены только в рамках смягчающих
и отягчающих обстоятельств.
Если в процессе совершения посягательства
на жизнь Президента РК было использовано
незаконно изготовленное, приобретенное
либо хранящееся оружие, взрывчатое вещество
и взрывные устройства, то действия виновного
лица подлежат квалификации по совокупности
со статьями 251-252 УК РК.
Субъективная сторона посягательства на жизнь
Президента РК характеризуется прямым
умыслом.
Обязательными признаками субъективной
стороны анализируемого состава являются
специальная цель -- прекращение государственной
деятельности Президента РК либо мотив
-- месть потерпевшему за указанную деятельность.
Если посягательства на жизнь Президента
РК совершено без указанных в законе цели
или по иным мотивам, то деяние должно
квалифицироваться по ст. 96 УК РК.
Субъектом преступления является вменяемое
физическое лицо, достигшее 16 лет. Если
это деяние совершено лицом в возрасте
от 14 до 16 лет, то ответственность должна
наступать по ст. 96 УК РК.
3.2Насильственный захват или насильственное удержание власти либо осуществление представителями иностранного государства или иностранной организации полномочий, входящих в компетенцию уполномоченных органов и должностных лиц Республики Казахстан.(ст. 168 УК РК)
Непосредственным
объектом преступления
являются основы конституционного строя
РК.
В соответствии со ст. 3 Конституции РК
«Никто не может присваивать власть в
Республике Казахстан. Присвоение власти
преследуется по закону. Право выступать
от имени народа и государства принадлежит
Президенту, а также Парламенту Республики
в пределах его конституционных полномочий».
Объективную
сторону данного
преступления образуют действия, направленные
на:
1) насильственный захват власти;
2) насильственное удержание власти в
нарушение Конституции РК;
3) насильственное изменение конституционного
строя РК;
4) осуществление представителями иностранного
государства или иностранной организации
полномочий, входящих в компетенцию уполномоченных
органов и должностных лиц Республики
Казахстан.
Действия, направленные на насильственный
захват власти, -- это наиболее крайняя
форма нарушения ст. 3 Конституции РК, согласно
которой «никто не может присваивать власть
в Республике Казахстан. Присвоение власти
преследуется по закону». Такие действия
включают попытку неконституционного
способа призыва к захвату власти, завладение
властью в Республике Казахстан отдельными
лицами, группировками, политическими
партиями, движениями или иными политическими
силами, которым она ранее не принадлежала
без изменения конституционного строя.
В части 1 ст. 168 УК РК законодатель называет
только один неконституционный способ
захвата власти и ее удержания, а также
изменения конституционного строя -- насилие.
Насилие предполагает, например, заключение
под стражу, интернирование, насильственную
физическую изоляцию, побои, причинение
вреда здоровью лиц, представляющих органы
власти, сформированные в соответствии
с Конституцией и законами Республики
Казахстан. Если насильственный захват
сопряжен с лишением жизни, то действия
виновного следует в зависимости от мотивов
и целей квалифицировать либо как посягательство
на жизнь Президента РК (ст. 167 УК), государственного
или общественного деятеля (ч. 4 ст. 233 УК),
либо как убийство (ст. 96 УК).
Насильственный
захват власти -
это завладение ею насильственным путем
лицами, группировками, организациями,
которым власть не принадлежала. Совершаемые
действия могут быть различными: от физического
устранения лиц, законно осуществляющие
властные полномочия, или их принудительной
изоляции до блокирования работы органов
законодательной, исполнительной и судебной
власти, изоляции депутатов, членов Правительства,
недопущения их в рабочие помещения, угрозы
физической расправой и т.п. Оконченным
состав преступления в данной форме будет
с момента совершения действий, направленных
на насильственный захват власти, независимо
от того, привели ли они к фактическому
обладанию власти или нет.
Состав преступления в данной форме является
оконченным с момента совершения действий,
направленных на насильственной изменение
конституционного строя РК.
Субъективная
сторона преступления
характеризуется прямым умыслом и специальной
целью -- насильственно захватить или удержать
власть либо изменить конституционный
строй Республики Казахстан.
Мотивы данного преступления могут быть
самыми разнообразными - от идейного отрицания
до прямой ненависти к существующему конституционному
строю РК.
Субъект
преступления --
физическое вменяемое лицо, достигшее
16 лет.
Частью 2 ст. 168 УК установлена ответственность
за осуществление представителями иностранного
государства или иностранной организации
полномочий, находящихся в компетенции
уполномоченных органов и должностных
лиц РК и предусмотрено наказание в виде
лишения свободы на срок до 7 лет.
Представителями иностранного государства
или иностранной организации являются
их официальные лица (члены правительственных
организаций, сотрудники дипломатических
представительств, сотрудники иностранных
спецслужб и т.д.), а также иные лица, выполняющие
их поручения впервые.
На преступление распространяется действие
положения, закрепленного в примечании
к ст. 165 УК РК, которое дает возможность
лицам, совершившим общественно опасное
деяние, избежать уголовной ответственности
3.3Вооруженный мятеж.(ст. 169 УК РК)
Непосредственным объектом вооруженного мятежа выступает политическая система РК.
Объективную сторону преступления образует организация вооруженного мятежа либо активное участие в вооруженном мятеже.
Вооруженный мятеж можно определить как организованное вооруженное выступление против законной власти, конституционного строя и территориальной целостности РК, имеющей своей целью свержение или насильственное изменение конституционного строя либо нарушение территориальной целостности государства.
Под организацией вооруженного мятежа понимается деятельность лица или нескольких лиц, умышленно поднявшая людей на вооруженное восстание (мятеж) против законной власти, а также действия по руководству мятежом.
Вооруженность означает, что значительное число лиц, совершающих противоправные действия, имеют оружие и реальную возможность его применения.
Активное участие в вооруженном мятеже предполагает непосредственное участие в боевых действиях, совершение различных насильственных действий, к которым можно отнести оказание властям вооруженного сопротивления, в насильственном (с применением оружия) захвате правительственных помещений, транспортных узлов, узлов связи, средств массовой информации и т.п. действиях, направленных на достижение цели мятежа - свержение или
изменения конституционного строя лидо нарушение территориальной целостности РК. Под активном участии, вооруженном мятеже следует также понимать подстрекательство граждан к участию в вооруженном мятеже, подыскание необходимых средств, предметов и орудий предмета преступления, оказание помощи в организации вооруженного мятежа. Однако убийства, совершенные в процессе мятежа не охватывается составом данного преступления, и подлежат дополнительной квалификации по ст.96 УК РК.
Вооруженный мятеж в форме его организации является оконченным преступлением с момента первого вооруженного преступления мятежников. Действия, которые были направлены на организацию массовых вооруженных преступлений, но фактически не привели к ним, следует квалифицировать как приготовления к вооруженному мятежу.
Если преступление выразилось в активном участии в вооруженном мятеже, то оконченным оно может считаться с момента совершения участником мятежа конкретным насильственным действий с применением или попыткой применения оружия, направленных на достижение целей мятежа, независимо от фактического осуществления этих целей или иных последствий.
Субъективная сторона преступлений характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что организует вооруженный мятеж или активно учувствует в нем, и желает совершить эти действия.
Обязательным признаком субъективной стороны является цель, которую ставят перед собой организаторы или активные участники вооруженного мятежа. Это может быть: свержение конституционного строя или насильственное изменение конституционного строя либо нарушение территориальной целостности РК.
Субъектами вооруженного мятежа могут быть только его организаторы и активные участники, достигшие 16 лет.
Пассивные члены вооруженного формирования, не принимавшие непосредственного участия в вооруженном мятеже, не могут быть субъектами данного преступления и могут быть привлечены к ответственности лишь за те действия, которые содержат признаки других составов преступлений (например, участие в незаконном вооруженном формировании - ст.236 УК РК незаконное хранение оружия, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств - ст.251 УК РК и т.д.).
3.3 Призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо насильственному нарушению единства территории РК.(ст. 170 УК РК)
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления выступает политическая система РК.
Объективную сторону преступления характеризуют следующие виды деяний:
а) публичные призывы к насильственному захвату власти;
б) публичные призывы к насильственному удержанию власти:
в) публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя;
г) публичные призывы к подрыву безопасности государства;
д) публичные призывы к насильственному нарушению целостности РК и единства ее территорий;
е) распространение материалов, содержащих указанных выше призывов.
Призыв - это обращение, зовущее к непосредственному действию; эта такая форма воздействия на сознание, волю и поведение людей, при которой путем непосредственного обращения к ним формируется побуждения к определенному виду деятельности. В данном случае призывы субъекта имеют конкретную цель - объединить граждан, активизировать их волю и направить поведение в русло прямого насильственного захвата или удержания власти либо изменения конституционного строя, подрыву безопасности государства или нарушения целостности РК и единства ее территории.
Важнейшим признаком уголовно-наказуемых призывов является их публичность. Публичность означает, что призывы носят открытый, доступный для понимания характер и обращены к широкому кругу лиц (к массам, толпе и т.д.), поскольку преследуют цель организации массовых выступлений против законной власти. В этом и заключается различие, с одной стороны, между призывом и подстрекательством, предполагающим склонение конкретного человека к совершению определенного преступления, а с другой - между призывом и агитацией (пропагандой), не содержащей обращения, призывающего к непосредственному действию.
Информация о работе Преступления против основ конституционного сроя