Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:06, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы является комплексный подход к изучению уголовно-правовых, уголовно - процессуальных и криминологических мер принудительного характера, их природы и содержания воспитательного воздействия, а также выработка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства и практики их применения.
Введение
1. Уголовно-правовое понятие принудительных мер воспитательного воздействия
1.1 Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия
1.2 Цели принудительных мер воспитательного воздействия
1.3 Основания и условия применения принудительных мер воспитательного воздействия
2. Виды и содержание принудительных мер воспитательного воздействия и порядок их назначения
2.1 Виды принудительных мер воспитательного воздействия
2.2 Содержание принудительных мер воспитательного воздействия
Заключение
Список использованной литературы
Содержание к работе
Введение
1.
Уголовно-правовое понятие
1.1 Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия
1.2 Цели принудительных мер воспитательного воздействия
1.3 Основания и условия применения принудительных мер воспитательного воздействия
2.
Виды и содержание
2.1
Виды принудительных мер
2.2 Содержание принудительных мер воспитательного воздействия
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Для российского общества вопрос борьбы с преступностью, предупреждения и пресечения преступлений является особенно актуальным, так как сложнейшая криминогенная ситуация в стране заставляет общество обращать всё более пристальное внимание на эту социальную проблему. Одним из её тревожных проявлений является наблюдающийся в последние годы рост детской и подростковой преступности.
В условиях роста социальной напряжённости, углубления кризисных явлений в экономике и социальной сфере в первую очередь затрагиваются судьбы детей и подростков. Растет детская беспризорность и бродяжничество, всё больше детей и подростков приобщаются к наркотикам и алкоголю, ведут антисоциальный образ жизни, уклоняясь от учебной и трудовой деятельности.
Каждый второй подросток, которому было назначено наказание в виде лишения свободы, обрел в местах лишения свободы такой запас криминальных склонностей и опыта, которые обусловили совершение им преступлений и в дальнейшем.
Одним
из обстоятельств, обусловливающих
такое положение дел в
Появление
в УК РФ 1996г. норм, закрепляющих особенности
уголовной ответственности
Подтверждением этому является положение УК РФ о том, что "несовершеннолетнему, совершившему преступление, может быть назначено наказание, либо к нему могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия" (ч.2 ст.87 УК РФ).
Реальной альтернативой карательному правосудию становится доктрина восстановительного правосудия, материально-правовая основа, которой содержится в нормах уголовного права, регламентирующих основания и порядок освобождения от уголовной ответственности при совершении лицами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста, преступлений небольшой и средней тяжести.
Между тем, проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних издавна привлекали внимание психологов, педагогов, и юристов. Ещё в дореволюционный период большой вклад в разработку проблемы применения к ним воспитательных мер внесли такие известные учёные, как М.Н. Гернет, П.И. Люблинский, Н.С. С.В, Познышев, Н.С. Таганцев и другие. В более поздний период в теоретическом плане исследованию данных вопросов были посвящены работы P.M. Абызова, Г.Б. Виттенберга, Г,С. Гаверова, С.Г, Келиной, В,В. Скибицкого, В.Д. Филимонова и многих других. В числе современных авторов можно назвать работы З.А. Астемиро-ва, М.М. Бабаева, В.И. Горобцова, Г.И. Забрянского, И.А. Кобзаря, В.П. Кашепова, Н.П. Мелешко, Ю.Е., Пудовочкина, Л.М. Прозументова, Н.В. Щедрина и некоторых других авторов.
Целью исследования курсовой работы является комплексный подход к изучению уголовно-правовых, уголовно - процессуальных и криминологических мер принудительного характера, их природы и содержания воспитательного воздействия, а также выработка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства и практики их применения.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
-
исследование истории
-
выявление правовой природы,
-
рассмотрение
- анализ оснований и порядка применения, принудительных мер воспитательного воздействия;
-
разработка предложений,
Объектом
исследования являются отношения в
сфере применения правовых норм, регламентирующих
основания и порядок применения
к несовершеннолетним принудительных
мер воспитательного
Предмет исследования составляют:
-
нормы ранее действовавшего и
современного отечественного
-
материалы следственно-
-
юридическая и иная литература,
касающаяся проблем применения
принудительных мер
В основе исследования лежат труды отечественных учёных-юристов, касающиеся проблем освобождения, несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания с применением к ним принудительных мер воспитательного воздействия.
Глава 1. Уголовно-правовое понятие принудительных мер воспитательного воздействия
1.1 Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия
Нормы
гл. 14 Уголовного кодекса РФ регулируют
вопросы уголовной
Вместе
с тем большинство ученых склоняются
к мысли, что "принудительные меры
воспитательного воздействия
Следует
отметить, что нормы Уголовного кодекса
РФ (ч. 1 ст. 90) предусматривают возможность
освобождения от уголовной ответственности
с применением принудительных мер
воспитательного воздействия, таким
образом, не только ставя указанные
меры вне системы наказаний, но и
исключая их из форм реализации уголовной
ответственности. Более предпочтительно
представление о принудительных
мерах воспитательного
1)
они могут быть назначены
2)
они не равнозначны уголовному
наказанию, поскольку не
3)
они назначаются только
4)
основной целью их применения
является воспитание (перевоспитание)
лиц, продемонстрировавших
5)
они являются принудительными,
поскольку назначаются
Таким
образом, принудительные меры воспитательного
воздействия представляют собой
одну из принудительных мер уголовно-правового
характера, назначаемую только определенной
категории лиц - несовершеннолетним,
не являющуюся уголовным наказанием,
не влекущую за собой правовых последствий
в виде судимости, основной целью
применения которой является воспитание
(перевоспитание) несовершеннолетних.
В связи с указанным нормы
о применении принудительных мер
воспитательного воздействия
В
соответствии с ч. 1 ст. 90 Уголовного
кодекса РФ несовершеннолетний, совершивший
преступление небольшой или средней
тяжести, может быть освобожден от уголовной
ответственности, если будет признано,
что его исправление может
быть достигнуто путем применения принудительных
мер воспитательного
Также особо обращается внимание судов на то, что Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ изменена редакция ч. 2 ст. 87 УК РФ. Согласно действующей редакции данной статьи на первое место поставлено положение о применении принудительных мер воспитательного воздействия, а на второе - о назначении наказания. "Имея в виду это изменение, судьям следует (после признания несовершеннолетнего виновным в совершении преступления) прежде разрешить вопрос о возможности применения принудительных мер воспитательного воздействия и только при невозможности применения указанных мер - приступать к разрешению вопроса о наказании несовершеннолетнего."
Сущность
принудительных мер воспитательного
воздействия заключается в
Принуждение
несовершеннолетнего к
Информация о работе Принудительные меры воспитательного воздействия