Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:06, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы является комплексный подход к изучению уголовно-правовых, уголовно - процессуальных и криминологических мер принудительного характера, их природы и содержания воспитательного воздействия, а также выработка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства и практики их применения.
Введение
1. Уголовно-правовое понятие принудительных мер воспитательного воздействия
1.1 Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия
1.2 Цели принудительных мер воспитательного воздействия
1.3 Основания и условия применения принудительных мер воспитательного воздействия
2. Виды и содержание принудительных мер воспитательного воздействия и порядок их назначения
2.1 Виды принудительных мер воспитательного воздействия
2.2 Содержание принудительных мер воспитательного воздействия
Заключение
Список использованной литературы
-
лишение и ограничение
-
социально-психологические
Наряду
с общими видами освобождения от уголовной
ответственности в
1.
осужденные за преступления
2.
несовершеннолетние, осужденные за
преступления средней тяжести.
В первом случае применяются
принудительные меры
Следовательно,
вышеназванные меры по своему содержанию
являются воспитательными, а по характеру
исполнения - принудительными. С уголовным
наказанием они имеют лишь внешнее
сходство. Между ними существуют качественные
различия, определяющие их различную
правовую природу. В принудительных
мерах отсутствуют элементы кары.
Они не влекут за собой судимости,
не делятся на основные и дополнительные
виды. Орган, назначающий эти меры
несовершеннолетнему, сам определяет
продолжительность их срока, основываясь
на данных о личности виновного и
всех обстоятельствах дела. Последствием
неисполнения несовершеннолетним принудительных
мер воспитательного
1.3
Цели принудительных мер
С раскрытием сущности и особенностей наказания несовершеннолетних, неразрывно связан вопрос о целях наказания. Мы уже отмечали, что в структуре уголовного наказания важное место занимают его цели, которые определяются его направленностью, назначением. Рассмотрение целей наказания применительно к несовершеннолетним представляет большой теоретический интерес и имеет практическое значение.
Направленность
наказания, определение его целей
зависит, как уже отмечалось, от волеизъявления
законодателя, от проводимой им уголовной
политики. Поэтому при рассмотрении
этих целей необходимо отправляться
от соответствующих
Уголовное законодательство РФ в ст. 43 УК достаточно чётко определяют цели наказания, которые заключаются в восстановлении социальной справедливости, исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений.
Особенности исправления и перевоспитания осужденных несовершеннолетних имеют двоякую природу. С одной стороны, так же как и в отношении взрослых преступников, они вытекают из специфики совершённых преступлений. Например, не может быть одинаковым содержание исправления и перевоспитания осужденных за кражи. Точно так же, как в объяснении причин и условий совершения преступлений необходимо найти правильное соотношение общего и особенного, в раскрытии содержания исправления нужно исходить из анализа не только общих криминогенных личностных свойств и черт, которые способствовали именно данному виду преступления. С психологической точки зрения это объясняется тем, что характер поведения и конкретных поступков в известной мере определяется сформировавшимися в личности отрицательными свойствами, негативными чертами. А первейшей задачей исправления должно быть "погашение" таких свойств личности, которые приводят к совершению преступлений, замена их новыми, отвечающими общественно полезной направленности личности. В этом смысле происходит обычное, как и в отношении всех преступников, исправление осуждённого несовершеннолетнего.
С
другой стороны, на содержание и, пожалуй,
на характер исправления и перевоспитания
несовершеннолетних заметное влияние
оказывают возрастные и психологические
особенности, характеризующие эту
категорию преступников уже не в
узко криминогенном, а в более
широком, личностном плане. Недостаточная
зрелость в социальном, психологическом
и нравственно-этическом
Из
сказанного вытекает следующий вывод.
Если в содержании исправительно-воспитательной
цели наказания взрослых преступников,
которые характеризуются
Важным
показателем исправления
"Конечно,
возможности самого наказания
для осуществления этих задач
не столь обширны. Но оно
делает осужденного объектом
целенаправленного
Следовательно, исправление и перевоспитание как одна из целей наказания служит вместе с тем связующим началом между наказанием и другими средствами воздействия на правонарушителей, между правом, с одной стороны, и педагогикой, этикой и психологией - с другой. Отсюда следует, что для полного раскрытия содержания наказания недостаточно анализа только критериев, указанных в законе; для этого нужно рассматривать его ещё в аспекте указанных наук. А также социологии и социальной психологии.
Предупреждение совершения новых преступлений - это одна из главных целей применения мер воспитательного характера. Если у несовершеннолетнего не выработаны ни чувства собственного достоинства и самоуважения, ни чувства стыда и позора, то трудно ожидать, чтобы он оказался способным к критической самооценке, в связи с содеянным, правильно воспринимать наказание. У такого осужденного не приходит раскаяние; отсутствует или трудно пробуждается угрызение совести по поводу совершённого преступления. А между тем эти компоненты являются необходимыми как для предупреждения совершения новых преступлений осужденным, так и для его исправления и перевоспитания.
Бывает
ещё хуже, когда несовершеннолетние
правонарушители в самооценке содеянного
проявляют элементы цинизма, самодовольства,
свидетельствующие о высокой
степени испорченности и
Вместе
с тем при назначении наказания
таким правонарушителям особое значение
приобретает учёт данных, характеризующих
личность, и в первую очередь сведений
о применённых к ним ранее
мерах принудительно-
Социальным
моментом в механизме достижения
частнопредупредительной цели наказания
несовершеннолетних является реакция
общественности на осуждение конкретных
лиц. Особенно важное значение имеет
мнение коллектива, в котором до
осуждения сходился несовершеннолетний
(семья, школа, рабочий коллектив
и др.), его отношение, как к
самому факту преступления, так и
к осуждению
Общепредупредительную роль наказание играет ещё до применения к конкретным преступникам, поскольку угроза наказанием, объявленная в законе, утверждая правопорядок, предупреждает о незыблемости этого правопорядка и недопустимости каких-либо посягательств на охраняемые интересы; таким образом, повышается правосознание граждан, способствуя их воспитанию. А реальное применение наказания в случаях совершения преступлений конкретными лицами подкрепляет это превентивное воздействие, убеждая всех в неотвратимости ответственности и неизбежности наказания.
В
принципе общепредупредительное влияние
наказания так же, как его
1.4 Основания и условия
В
настоящее время при применении
принудительных мер воспитательного
характера несовершеннолетний может
быть освобожден как от уголовной
ответственности (ч. 1 ст. 90 УК РФ), так
и от наказания (ч. 1 ст. 92 УК РФ). Такое
положение нарушает логику уголовного
законодательства, поскольку Уголовный
кодекс РФ четко разделяет порядок,
условия, основания и виды освобождения:
гл. 11 содержит нормы об освобождении
от уголовной ответственности, гл. 12
- от наказания. В связи с этим,
весьма нелогично признание применения
принудительных мер воспитательного
воздействия видом освобождения
и от уголовной ответственности,
и от наказания, особенно с учетом
того, что освобождение от наказания
несовершеннолетнего может быть
осуществлено только при совершении
преступлений небольшой или средней
тяжести и только с применением
перечисленных в ч. 2 ст. 90 УК РФ видов
воспитательных мер. Освобождение от наказания
возможно как на тех же условиях,
что и от уголовной ответственности
(ч. 1 ст. 92 УК РФ), так и при совершении
тяжкого преступления с применением
особой меры воспитательного воздействия
- помещение в специальное
Информация о работе Принудительные меры воспитательного воздействия