Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование принципов развития прокуратуры и перспектив развития прокуратуры в современной России.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- проанализировать историю возникновения и развития прокуратуры РФ;
- показать конституционно-правовые основы статуса прокуратуры РФ;
- рассмотреть существующие проблемы и перспективы развития прокуратуры РФ.
Введение
История возникновения и развития прокуратуры РФ:
A. Российская прокуратура (1711-1917)
B. Прокуратура России советского периода (1917-1991гг.)
3. Прокуратура Российской Федерации. Современность.
A. Структура
B. Основные направления деятельности органов прокуратуры РФ
C. Государственная служба в органах прокуратуры и управления прокуратурой
4. Перспективы развития прокуратуры РФ
5. Вывод
6. Список используемой литературы
Вывод: таким образом,
общей тенденцией развития системы прокурорского
надзора советского периода стало расширение
его предмета и пределов. С формально юридической
точки зрения, новых конструкций не появилось.
Скорее всего, речь можно вести о новом
витке развития данного института, который
помимо функции представления публичных
интересов в судебных инстанциях, присущей
прокуратуре Российской империи после
реформы 1864 года, приобрел общенадзорные
функции, имевшие место до указанной реформы.
При этом в деятельности прокуратуры прослеживался
четкий политический оттенок.
Прокуратура Российской Федерации. Современность.
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, в статье 129 закрепила основные положения о прокуратуре современности:
1.Прокуратура
РФ составляет единую
2.Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по предоставлению Президента РФ.
3.Прокуроры субъектов
РФ назначаются Генеральным
4.Иные прокуроры
назначаются Генеральным
5.Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются Федеральным Законом.
Структура прокуратуры РФ.
Система организации органов прокуратуры построена на следующих принципах (на основании ст.4 ФЗ о прокуратуре РФ):
~ единства
все органы прокурорского надзора составляют единую систему, которая имеет единые полномочия, единый механизм воздействия;
~ централизации органов прокуратуры
создана и существует иерархия органов прокуратуры: нижестоящие прокуроры подчинены вышестоящим и Генеральному прокурору, который и назначает всех нижестоящих на должности;
~ независимости
все свои действия прокурор осуществляет только в соответствии с законом, независимо от органов власти, в своих действиях прокуратура не связана с решением политических партий и объединений;
~ гласности
открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан и СМИ (одним из проявлений данного принципа является ежегодный доклад Генерального прокурора Федеральному Собранию и Президенту РФ о состоянии законности и правопорядка в стране).Действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
~ законности
прокуроры действуют
в строгом соответствии с действующим
законодательством, именно законность
является для прокуратуры организующим
началом и методической основой всей деятельности.
Система органов построена в соответствии с административно территориальным делением, имеет 4 звена (на основании ст.11 ФЗ о прокуратуре):
1) Генеральная Прокуратура РФ (ст. 14 ФЗ о прокуратуре)
Её возглавляет Генеральный прокурор РФ, который руководит системой прокуратуры РФ. Имеет первого заместителя и заместителей.
Назначение на должность Ген прокурора и освобождение от нее находится в компетенции Совета Федерации при предоставлении кандидатуры Президентом РФ. Рассмотрение кандидатуры происходит в течении 30 дней. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности).
Структура Генеральной прокуратуры:
главные управления, управление и отделы, возглавляемые начальниками – старшими помощниками Генерального прокурора, Главное следственное управление, возглавляемое Заместителем Генерального прокурора, в которое входят: управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел и управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры, в которое, в свою очередь, входят зональные отделы, а также управление по расследованию особо важных дел, организационно-методическое управление, отдел по надзору за расследованием особо важных дел, отдел криминалистики. Кроме того, в состав Генеральной прокуратуры входят также подразделения: организационно-контрольное управление, управление кадров, управление по надзору за расследованием преступлений, следственное управление, управление по обеспечению участия прокурора в судах по гражданским делам и в арбитражном процессе, управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах, управление по делам несовершеннолетних, управление правового обеспечения, международно-правовое управление, управление по надзору за законностью исполнения наказания, управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, управление по надзору за исполнением налогового законодательства.
При Генеральной прокуратуре состоят научные и образовательные учреждения.
2) Управление
Генеральной прокуратуры в
3) Прокуратуры субъектов РФ и приравненных к ним территорий (ст. 15 ФЗ о прокуратуре РФ)
прокуроры субъектов
федерации назначаются на должность
Генеральным прокурором РФ. Они руководят
деятельностью прокуратур городов, районов
и иных административно-
Образуются коллегии в составе прокурора субъекта Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей
4)Прокуратуры районов, округов (ст. 16 ФЗ о прокуратуре РФ)
прокуроры районов
руководят деятельностью
Так же в систему
органов прокуратуры РФ входят специализированные
прокуратуры, направленные на обеспечение
законности в специфичных сферах деятельности.
Прокуратуры данного типа имеют особую
важность для жизнеобеспечения общества
и государства.
Виды специализированных прокуратур РФ:
1. Военная Прокуратура РФ.
На основании ст. 46 ФЗ о прокуратуре РФ, систему органов военной прокуратуры составляют: Главная военная прокуратура (Главный военный прокурор в Российской Федерации является заместителем Генерального Прокурора – ст. 14 ФЗ о прокуратуре РФ); военные прокуратуры военных округов и флотов, приравненные к прокуратурам субъектов РФ; военные прокуратуры гарнизонов, приравненные к прокуратурам городов, районов.
Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
2. Транспортная прокуратура РФ.
Делится на три вида: прокуратура железнодорожного транспорта, прокуратура воздушного транспорта, прокуратура водного транспорта.
Наделены правами районного прокурора. Главное отделение транспортной прокуратуры действует при Генеральной прокуратуре РФ.
3. Природоохранительная прокуратура РФ.
4. Прокуратура
РФ по надзору в местах
5. Прокуратуры
Закрытых Административно Территориальных
Образований и режимных объектов.
Основные
направления деятельности
органов прокуратуры
РФ
1. Прокурорский
надзор за соблюдением
Основные частные методики надзора:
- руководящие
указания Генерального
- перечень законодательных
и иных нормативных актов,
- перечень ведомственных актов, отражающих характер и специфику деятельности органа и его структурных подразделений;
- перечень основных
источников информации о
- основные способы
фиксации и хранения
- общие рекомендации
по сбору информации о
- типичные, те наиболее часто допускаемые нарушения законов на подобных объектах с указанием конкретных норм права, которые нарушаются;
- применяемые
прокурором правовые средства
реагирования на выявленные
В соответствии со ст. 21 ФЗ, предметом надзора является: соблюдение Конституции и федеральных законов РФ федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти; представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
Задачи прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов состоят:
* в обязательном вмешательстве прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;
* наиболее полном
использовании возможностей
*совершенствование
деятельности органов
*более активном проведении в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений;
*доведение до
населения и общественности
*выявлении пробелов действующего законодательства и принятии мер к их устранению;
*повышении правовой
культуры должностных лиц,
Актуальность
осуществления прокурорского
2. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (глава 2 раздел 3 ФЗ о прокуратуре РФ)
Методика прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина основывается на тех же закономерностях и правилах, что и надзор за исполнением законов.
Стоит
отметить необходимость в данной
части деятельности прокуратуры
широкого внедрения в деятельность
прокуроров принципа гласности. Если в
других отраслях прокурорского надзора
известная закрытость находящихся
в производстве прокуратуры дел и материалов
в большинстве случаев оправдана, то надзор
за соблюдением прав и свобод человека
и гражданина фактически никаких оснований
для ограничения принципа гласности не
дает.
Информация о работе Прокуратура РФ. История, современность, перспективы