Прокуратура РФ. История, современность, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:19, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование принципов развития прокуратуры и перспектив развития прокуратуры в современной России.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- проанализировать историю возникновения и развития прокуратуры РФ;
- показать конституционно-правовые основы статуса прокуратуры РФ;
- рассмотреть существующие проблемы и перспективы развития прокуратуры РФ.

Содержание

Введение
История возникновения и развития прокуратуры РФ:
A. Российская прокуратура (1711-1917)
B. Прокуратура России советского периода (1917-1991гг.)
3. Прокуратура Российской Федерации. Современность.
A. Структура
B. Основные направления деятельности органов прокуратуры РФ
C. Государственная служба в органах прокуратуры и управления прокуратурой
4. Перспективы развития прокуратуры РФ
5. Вывод
6. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая итоговый вариант.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

в соответствии со ст.26 ФЗ о прокуратуре РФ, предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. 

Основная цель прокурорского надзора за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина – это достижение такого положения, когда эти права и свободы реально соблюдаются всеми органами, должностными и иными лицами, когда граждане уверены, что их права и интересы надежно защищены и что они в случае нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих государственных органов, в том числе и органов прокуратуры. 

3.  Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (глава 3 раздела 3 ФЗ о прокуратуре РФ).

В соответствии со ст.29 ФЗ о прокуратуре РФ, предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.  

ОРД – это  деятельность, осуществляемая гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, обладает в  первую очередь полномочиями по выявлению  нарушений законов.

Задачи прокурора  при проверке деятельности органов, осуществляющих ОРД:

~законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий;

~обязательность заведения и регистрации дел оперативного учета;

~соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности;

~наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

~возможность осуществление только тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен Федеральным законом;

~наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий;

~своевременность уведомления судьи о проведении оперативно-розыскных мероприятий

~законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципов добровольного согласия органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;  

Дознание –  предусмотренное законом оперативно-розыскная  и процессуальная деятельность уполномоченных органов и должностных лиц, совершаемая  в целях обнаружения преступления и лиц, его совершивши, предупреждение и пресечение общественно опасных деяний, а по делам их компетенции, расследование преступлений в полном объеме, с передачей материалов дела в суд.

Органы предварительного следствия – предусмотренная уголовно-процессуальным законодательством деятельность специально уполномоченных лиц, следователей по собиранию и исследованию доказательств, установлению факта преступления и лица, его совершившего с целью предания обвиняемого суду или реабилитации невиновного.

Проверка общих  условий предварительного расследования  и порядка производства отдельных следственных действий составляют существенный объем прокурорской деятельности.

Задачи прокурора  при  проверке действий органов дознания и предварительного следствия:

~проверка компетенции  лица, осуществляющего процессуальные  действия;

~соответствие следственного и иного процессуального действия тому наименованию, который предусмотрен УПК РФ;

~наличие оснований  для проведения следственного  и иного процессуального действия;

~наличие условий  для проведения следственного  и иного процессуального действия;

~соблюдение  правил собирания доказательств;

К наиболее важным решениям, принимаемым в процессе предварительного расследования и  подлежащим к тщательной проверки прокурором относятся: о задержании подозреваемого; об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения; о привлечении в качестве обвиняемого; о приводе подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля; о временном отстранении обвиняемого от должности; о розыске обвиняемого; о производстве выемки; о производстве розыска; о наложении ареста на имущество; о назначении экспертизы; о приобщении к уголовному делу вещественных доказательств. 
 

4. Прокурорский  надзор за исполнением законов  администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (глава 4 раздела III ФЗ о прокуратуре РФ). 

Выделение данного  направления деятельности прокуратуры  в качестве самостоятельного обусловлено  важностью обеспечения прав и  свобод граждан, отбывающих наказание, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в случае их задержания или заключения под стражу. Надзорная деятельность прокурора выступает в качестве гарантии охраны данных лиц.

На основании  ст.32 ФЗ о прокуратуре РФ, предметом надзора является: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

соблюдение  установленных законодательством  Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам  принудительного характера, порядка  и условий их содержания;

законность  исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

В состав прокуратур по надзору за соблюдением  законов в исправительных учреждениях  входят: прокурор, заместитель прокурора, старшие помощники прокурора, работники  канцелярии.

Основные  направления деятельности указанных  прокуратур:

~надзор  за исполнением уголовно-исполнительного  и иного законодательства в  учреждениях уголовно-исполнительной  системы;

~надзор  за исполнением требований закона  о приеме, регистрации и разрешении  заявлений и сообщений о совершенных  или готовящихся преступлениях в указанных учреждениях;

~выезды  на чрезвычайные происшествия  в учреждения уголовно-исполнительной  системы для проверки обстоятельств,  выяснения и устранения причин  и условий, вызвавших происшествия, и привлечения виновных к ответственности;

~производство  предварительного следствия по  отнесенным законом к подследственности  следователей прокуратуры делам,  о преступлениях, совершенных  в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденными либо сотрудниками;

~руководство и надзор за исполнением законов при расследовании данной категории дел;

~надзор за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия следователями других органов по делам о преступлениях, совершенных в учреждениях уголовно-исправительной системы;

~участие при рассмотрении в судах первой инстанции направленных прокуратурой уголовных и гражданских дел, а также при рассмотрении в судах дул об условно-досрочном освобождении от наказании, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания;

~надзор за законностью судебных постановлений по делам и материалам, направленным ими в суд;

~изучение причин рецидивной преступности с использованием проводимых администрацией учреждений уголовно-исполнительной системы и иной информации о лицах, совершивших новые преступления в течении года после освобождения от отбывания наказания;

~надзор за точным применением в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, актов амнистии;

~надзор за законностью издаваемых администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, приказов, распоряжений, постановлений; 
 

5. Участие прокурора  при рассмотрении дел судами (раздел  IV ФЗ о прокуратуре РФ).

Основные положения (на основании ст. 35 ФЗ о прокуратуре РФ).

Прокурор  участвует в рассмотрении дел  судами в случаях, предусмотренных  процессуальным законодательством  Российской Федерации и другими  федеральными законами. Осуществляя  уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает участие в заседаниях Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. 

Участие прокурора в гражданском судопроизводстве.

Согласно  ст.45 ГПК РФ выделяются две формы  участия прокурора в гражданском  судопроизводстве:

  1. инициирование возбуждения производства путем подачи иска или заявления в защиту  прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, апелляционного, кассационного или частного представления, надзорного представления, подачи заявлений по пересмотру дел по вновь открывшимся обстоятельствам, в стадии исполнения судебных решений;
  2. вступление в процесс, возбужденный по инициативе других лиц, в случаях, предусмотренных законом, в целях осуществления возложенных на прокурора полномочий.
 
 
 

Участие прокурора в арбитражном судопроизводстве.

Согласно  ст.40 АПК РФ прокурор, обратившийся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных арбитражным процессуальным законодательством, признается лицом, участвующим в деле. На него распространяются все права участвующих в деле лиц:

*право  знакомиться с материалами дела;

*право  представлять ходатайства, доказательства, свои доводы и соображения  по всем возникающим в ходе  арбитражного процесса вопросам.

Существует  две формы участия прокурора  в арбитражном судопроизводстве (ст.52 АПК РФ):

  1. инициирование возбуждения производства по делу путем подачи иска или заявления в защиту прав граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2. вступление в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

Участие прокурора  в арбитражном процессе рассматривается как действенное средство укрепление законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере. 
 

Участие прокурора  в уголовном судопроизводстве.

Прокурор участвует  в предварительном слушании уголовного дела, в рассмотрении дел в суде первой инстанции, участвует в апелляционных и кассационных инстанциях, а также в пересмотре судебных решений, вступивших в силу.

Информация о работе Прокуратура РФ. История, современность, перспективы