Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:25, реферат
Квалифицированное проведение допроса требует учета психологических закономерностей формирования образных представлений, понимания общих тенденций личностной реконструкции этих представлений, рефлексивного взаимодействия с допрашиваемыми лицами.
«Первое крупное исследование по психологии свидетельских показаний было проведено в Германии в начале XIX века.»[2]
Квалифицированное проведение допроса требует учета психологических закономерностей формирования образных представлений, понимания общих тенденций личностной реконструкции этих представлений, рефлексивного взаимодействия с допрашиваемыми лицами.
«Первое крупное исследование по психологии свидетельских показаний было проведено в Германии в начале XIX века.»[2]
Со второй половины XIX века в связи с развитием экспериментальной психологии и зарождением криминалистики эти исследования приобретают систематический характер.
В «Криминальную психологию» Г.Гросса, изданную в Граце в 1898 году, включен большой раздел по психологии свидетелей. Г.Гросс использовал обширный материал из области экспериментальной психологии (исследования В.Вундта, Г.Эббингауза, Т.Рибо, А.Бине и др.) и показал ее важность для криминалистики.
Исследования
психологов XIX века приобретали юридически
значимую интерпретацию. Так, в книге А.Бине
«Внушаемость» рассматривалось влияние
внушения на показания. Экспериментально
автор доказывал, что формулировки вопросов
могут иметь различную меру внушения,
вплоть до введения допрашиваемого в заблуждение.
В связи с этим он указывал на необходимость
в протоколах судебных заседаний излагать
как ответы допрашиваемого лица, так и
вопросы, которые ему задавались.
Немецкий психолог В.Штерн осуществил ряд экспериментов по психологии формирования свидетельских показаний. В сотрудничестве с Г. Гроссом он в 1903 — 1906 годах издавал журнал «Доклады по психологии показаний».
В опытах В. Штерна было исследовано изменение показаний свидетелей в зависимости от промежутка времени между запоминанием события и его воспроизведением. Штерн показывал испытуемым три картинки и предлагал запомнить их содержание. Испытуемые знали о последующем опросе по этим картинкам, т.е. у них была установка на запоминание. Первый опрос был проведен тотчас после запоминания, а второй — через пять дней. Отсрочка воспроизведений на пять дней увеличила количество ошибок на 10%.
В этих и других
опытах было установлено, что «количество
ошибок меньше в свободном рассказе, чем
в ответах на конкретные вопросы. Небезынтересно
отменить, что чем выше ответственность
лица, дающего показания, тем меньше количество
ошибок. (В опытах Штерна эта ответственность
повышалась вопросом экспериментатора:
«Можете ли вы дать присягу, что ваши показания
правильны?»)
Исследования
Бине, Штерна, Листа вызвали большой
интерес у юристов многих стран.
На основании полученных данных некоторые
психологи и криминалисты пришли
к выводу: использование свидетельских
показаний в судопроизводстве недопустимо,
поскольку в них очень высока вероятность
непроизвольных ошибок, искажений. «Первое
впечатление, произведенное этими опытами
на юристов, нельзя охарактеризовать иначе
как ошеломляющее. В самом деле, рушились,
казалось, основы уголовного правосудия.
Это состояние изумления и отчаяния уступило,
однако, вскоре место более спокойному
отношению к делу»
Произведенные
психологические опыты
Отражение действительности
в сознании человека обусловлено различными
моделирующими механизмами личности —
национально-культурными и возрастными
факторами, профессиональным и жизненным
опытом, общекультурным уровнем.
Допрашиваемое лицо не робот, механически действующий по схеме: видел — запомнил — воспроизвел. Все, что человек видит и слышит, он оценивает, интерпретирует, а видит и слышит он, прежде всего то, что значимо в его деятельности, личностной системе ценностей.
Человек воспринимает информацию по двум каналам — осознанно и подсознательно. Передать же он может только осознаваемую информацию. При соответствующей методике от него можно получить и малоосознаваемую им информацию.
Объектом анализа при допросе служит сообщение — словесное описание образов и динамических представлений. Словесное описание явлений и само явление не могут полностью совпадать. Одни и те же слова, фразы в устах различных людей могут иметь различный смысл. Выяснение того, что реально лежит за сообщением, субъективно трактуемым понятием, термином, и составляет основное содержание познавательной деятельности следователя при допросе.
Центральный психологический
процесс, функционирующий при допросе,
воспроизведение —
При сохранении
материала в долговременной памяти
происходят его определенная личностная
реконструкция, обобщение, фрагментаризация.
Своеобразие сохранности
«Мнемическая
помощь — содействие восстановлению
в памяти допрашиваемого лица забытого
им материала — сложная
Оживление ассоциаций по смежности, сходству, контрасту, логическим связям явлений, по структурно-функциональной объединенности — основные приемы мнемической помощи. Исход расследования часто зависит от правильного воспроизведения допрашиваемым лицом какого-либо ключевого обстоятельства — времени встречи с определенным лицом, момента совершения события, временного промежутка между событиями и др.
Для адекватного
воспроизведения событий
Для уточнения пространственных представлений возможно использование фотографий, схем, выезд на место происшествия с целью реконструкции реального поведения лица в соответствующих пространственных условиях.
В припоминании различаются три его вида:
Ø автоматическое — когда быстро припоминают то, что помнят хорошо;
Ø конативное — требующее напряжения, усилия для припоминания;
Ø рефлексивное — когда для припоминания требуется размышление.
Для автоматического припоминания характерны и автоматические ошибки. Чаще всего они допускаются при поспешных ответах, даваемых, как правило, людьми холерического и сангвинического темперамента. Во избежание автоматических ошибок можно напомнить допрашиваемому, что следует внимательно прослушать вопрос, уяснить его и лишь после этого отвечать, проверяя ответ, относясь к нему критически.
Для мобилизации
памяти допрашиваемого могут быть применены
следующие мнемические приемы: предоставление
возможности свободного рассказа, повторение
рассказа с различных стадий повествования
(с середины, конца событий, изложения
отдельных эпизодов); допрос о фактах,
сопутствующих преступлению (ассоциации
по смежности, сходству, контрасту, причинно-следственные
ассоциации); предъявление вещественных
доказательств, находящихся в прямой или
косвенной связи с забытым фактом; допрос
на месте происшествия; ознакомление допрашиваемого
с показаниями других лиц; применение
на допросе планов, схем, рисунков, фотоснимков,
моделей, макетов.
Причины затруднений в припоминании могут быть различными: нежелание приложить дополнительные усилия для припоминания, неуравновешенность психического состояния, утомление и т.п. При затянувшемся конативном припоминании может наступить так называемая парадоксальная фаза: чем сильнее в данном состоянии усилие припомнить, тем хуже результат. В этих случаях необходимо временное переключение внимания.
Нередко люди изменяют последовательность действительных событий, обобщают их, опускают различные детали или, наоборот, выдвигают отдельные детали на передний план, преувеличивают отдельные стороны объекта.
При допросе
следователь активизирует осмысленное
припоминание событий. Однако смысловые
значения индивидуальны. Существуют различия
в направленности внимания и памяти,
организации сенсорной сферы
мужчин и женщин. У мужчин доминирует
критичность мышления; у женщин — эмоциональная
впечатлительность. Женщины склонны к
переоценке продолжительности событий.
Их восприятие отличается аналитичностью,
обостренной направленностью к признакам
внешности людей, деталям их поведения,
житейским событиям. У женщин более развита
память на лица, экспрессивные поведенческие
проявления.
Оказывая мнемическую
помощь допрашиваемому липу, необходимо
учитывать тип его памяти —
образность, способность к смысловым
ассоциациям, индивидуальные особенности
сенсорно-перцептивной системы. Одни люди
лучше запоминают наглядно-образный материал,
другие — вербальный, словесно-описательный.
Следует учитывать также и преимущественное
запоминание отдельными людьми различных
явлений (дат, имен, цифр, цветовых особенностей
объектов и т.п.).
Все следы памяти
(энграммы) имеют тенденцию к угасанию,
затормаживанию. Поэтому общее правило
допроса — необходимость его воспроизводства
при минимальном истечении времени, прошедшего
после расследуемого события.
Следует учитывать,
что в зависимости от типа высшей нервной
деятельности у допрашиваемого лица могут
возникать различные временные затруднения
в припоминании. Если допрашиваемое лицо
находится в состоянии перевозбуждения,
допрос следует прервать или отложить,
учитывая возможность возникновения в
последующем явления реминисценции —
более полное и точное воспроизведение
после снятия возбуждения, утомления или
интерференции (противодействия) какой-либо
другой текущей деятельности. В памяти
человека всегда хранится неизмеримо
больше информации, чем он может воспроизвести
в данный момент.
Практика допроса
изобилует так называемыми
Соответствующие психологические закономерности учитываются и при оценке показаний о пространственных особенностях объектов — их величине, удаленности, взаиморасположении. Большие расстояния недооцениваются, а малые — переоцениваются. Недооценивается протяженность поверхностей с однообразной структурой (например, водные, заснеженные, степные, пустынные, полевые пространства). Объекты, расположенные на таких пространствах, кажутся приближенными. Субъективно приближаются крупные, ярко окрашенные и ярко освещенные объекты.
Наиболее вероятны искажения восприятия пространственных качеств объектов при краткосрочности их наблюдения, восприятия их в движении, низкой освещенности.
Показания, касающиеся объектов, их размеров, цвета, формы, взаиморасположения, требуют тщательной перепроверки.
Необходимо точно устанавливать местоположение очевидца событий, физические условия восприятия, адаптированность и сенсибилизированность сенсорных систем наблюдателя, личностную и ситуативную апперцепцию.
По качествам темперамента лица можно судить о возможной динамике его поведения — уравновешенности, эмоциональной устойчивости или неустойчивости, замкнутости, общительности, ориентированности поведения на внешние или внутренние факторы, о толерантности данного лица. Допрашиваемый с сильным типом высшей нервной деятельности (сангвиник, холерик, флегматик) более устойчив к резким воздействиям. Допрашиваемый со слабым типом высшей нервной деятельности (меланхолик) особенно чувствителен к эмоционально-этическим воздействиям, более чувствителен к отдельным сторонам событий.
При анализе
особенностей темперамента индивида по
параметру «уравновешенность — неуравновешенность»
нервных процессов следует иметь в виду,
что возбудимые типы (холерики, меланхолики)
более вспыльчивы, менее переключаемы,
более категоричны в суждениях, импульсивны.
Тормозный тип (флегматик) более спокоен,
вынослив, но и более стандартен в суждениях,
оценках, выборе тактической линии поведения.
В деят-сти юриста,
где ведущим явл-ся коммуникативный
процесс, получение информации и
ее запоминание - основа, на которой
строятся все практические действия.
Тренировка умений и навыков запоминания
является одной из основных в системе
психол-й подготовки к юр-кой деят-сти.
Эта тренировка должна организовываться
и проводиться с учетом главных закономерностей
памяти. Память- сложный
психический процесс,
включающий в себя: 1) запоминание предметов,
явлений, лиц, действий, мыслей, информации
и т. д.; 2) сохранение в памяти того, что
было запомнено; 3) узнавание при повторном
восприятии и воспроизведение запомненного.
Физическая основа памяти
-следы нервных процессов, сохраняющихся
в коре больших полушарий головного мозга.
Воздействие среды на мозг человека осуществляется
или путем воздействия предметов и явлений
на органы его чувств, или же опосредованно
через слово: рассказ, описание и т. д. Эти
воздействия оставляют в коре головного
мозга соответствующие следы, которые
потом м.б. оживлены повторным восприятием
(узнавание) или же путем припоминания.
Память - это интегративный психический
процесс, охватывающий результаты ощущений,
восприятия и мышления. В психологии различают
4 типа памяти. Наглядно-образная память
проявляется в запоминании, сохранении
и воспроизведении зрительных, слуховых,
вкусовых, температурных и т.п. образов.
Это может быть зрительное представление
объекта наблюдения, собеседника, участка
местности, знания, процесса общения и
т. д. Наглядно-образная память имеет большое
значение в учебной и творческой деятельности
человека. Словесно-логическая память
выражается в запоминании и воспроизведении
мыслей. Этот тип памяти тесно связан с
речью, так как любая мысль обязательно
выражается словами. Особенности этого
типа памяти учитываются в процессе обучения.
Чтобы запоминание было более эффективным,
используются образная речь и интонация.
Двигательная память зависит от мышечных
ощущений, от возбуждения и торможения
соответствующих проводящих путей и нервных
клеток. Эмоциональная память - это память
на эмоциональные состояния, имевшие место
в прошлом. Как правило, яркие эмоциональные
образы быстро запоминаются и легко воспроизводятся.
Отличительной особенностью эмоциональной
памяти являются широта общения и глубина
проникновения в сущность пережитого
когда-то чувства. Свойства эмоциональной
памяти зависят от особенностей работы
органов чувств. Различают
виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную
и смешанную. В соотв-вии с этим работник
юриспруденции должен представлять, какой
вид памяти присущ ему самому, а также
людям, с кот-ми ему придется работать.
Это необходимо для того, чтобы при восприятии
и описании событий вносить соответствующие
коррективы для принятия правильного
решения. Различают также долговременную
и кратковременную память. Кратковременная
память удерживает информацию в неполном
виде. Долговременная память служит для
запоминания информации надолго, нередко
на всю жизнь. Этот вид памяти наиболее
важен и наиболее сложен. Сведения о кратковременной
и долговременной памяти весьма значимы
для следственной работы. Протекание процессов
запоминания, сохранения и последующего
воспроизведения определяется тем, какое
место занимает данная информация в деятельности
субъекта, какова ее значимость, что он
делает с этой информацией. Наиболее продуктивно
запоминается материал, связанный с целью
деятельности, с ее основным содержанием.
В этих случаях даже непроизвольное запоминание
может быть более продуктивным, чем произвольное.
Следует учитывать влияние эмоций на процесс
запоминания. Оно будет более продуктивным,
если восприятие осуществляется на фоне
повышенных эмоциональных состояний.
Когда явление и событие затрагивают чувства,
то мыслительная деятельность свидетеля,
потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого
будет более активна, заставляя неоднократно
возвращаться к пережитому. Забывание
представляет собой процесс, противоположный
запечатлению и сохранению. Забывание
- явление физиологически вполне нормальное.
Если бы вся информация, накапливаемая
в памяти, одновременно всплывала в сознании
человека, то практически было бы невозможно
продуктивное мышление. Таков и механизм
воспроизведения показаний свидетелем,
потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым.
Большую роль при запоминании материала
играет установка на запоминание. Как
показывает практика и экспериментальные
исследования, люди, которые воспринимают
материал лишь для того, чтобы записать
его, намного быстрее забывают этот материал,
в отличие от тех, кто этот же материал
запоминает с установкой «запомнить надолго».
Особое значение здесь имеет важность
материала. Если человек явно осознает,
что запоминаемый материал решает успех
важной операции, то установка на прочное
запоминание формулируется легко. Отсюда
следует вывод: запоминаемый материал
должен быть классифицирован по степени
важности, В юр деят-сти целесообразно
запоминать воспринимаемую информацию
по плану: 1) основная мысль (осмысливание
запоминаемого): 2) факты и события (что,
когда и где происходит); 3) причины происходящих
событий; 4) выводы и источник информации.
Для правильной оценки показаний свидетеля,
потерпевшего, подозреваемого. обвиняемого
работникам правоохранительных органов
и судьям важно знать закономерности процесса
развития памяти человека, Память развивается
и совершенствуется в течение всей жизни
человека. На нее влияют развитие нервной
системы человека, условия воспитания
и обучения, выполняемая деятельность.
Отметим, что воспоминание и припоминание
не являются процессами, изолированными
друг от друга. Между ними сущ-вует двухсторонняя
взаимная связь. Припоминание явл-ся, с
одной стороны, предпосылкой воспроизведения,
а с другой - оно оказывается его результатом.
Припоминание совершается в процессе
воспроизведения, в ходе рассказа свидетеля,
потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого
на допросе. Рекомендуется начинать допрос
со свободного рассказа, так как это способствует
активизации латентного слоя, запечатленного
в памяти. Не следует без крайней надобности
прерывать свободное повествование допрашиваемого.
Заданный в ходе свободного рассказа вопрос
часто рассеивает внимание допрашиваемого,
нарушает ход его мыслей, мешает припоминанию
фактов. Индивидуальность памяти личности
проявляется, с одной стороны, в особенностях
ее процесса, т.е в том, как осуществляются
запоминание, сохранение и воспроизведение,
а с другой - в особенностях содержания
памяти, то есть в том, что запоминается.
Указанные две стороны памяти, по-разному
сочетаясь, делают память каждого человека
индивидуальной в смысле ее продуктивности.
В процессах памяти индивидуальные различия
выражаются в скорости, объеме, точности,
прочности запоминания и готовности к
воспроизведению, которые определяются
биологическими особенностями, условиями
жизни, воспитания и профессиональной
деятельности. Юрид-кая деятельность показывает,
что непроизвольное, как и произвольное,
запоминание в большинстве случаев обеспечивает
правильное воспроизведение нужной информации
на допросе. Индивидуальные различия памяти
могут проявляться и в том, что один человек
хорошо запоминает даты, цифры, другой
- имена людей, третий - цвета красок и т.
д. Следует, однако, отметить, что существует
люди, память которых всегда работает
безотказно, без срывов, промахов и искажений,
В таких случаях, для того чтобы добиться
максимальной полноты воспроизведения,
следователю важно сделать правильный
выбор времени допроса свидетеля, потерпевшего,
подозреваемого и обвиняемого. Память
- это та основа, на которой базируется
любая профессиональная деятельность.
Юрист должен обладать хорошей памятью.