Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:25, реферат
Квалифицированное проведение допроса требует учета психологических закономерностей формирования образных представлений, понимания общих тенденций личностной реконструкции этих представлений, рефлексивного взаимодействия с допрашиваемыми лицами.
«Первое крупное исследование по психологии свидетельских показаний было проведено в Германии в начале XIX века.»[2]
Материалы будущих
показаний свидетеля и
В ходе деятельности
у человека возникают образы предметов
(или отдельных их свойств), которые,
действуя на мозг через органы чувств,
отражаются в его сознании.
Структура сознания в каждый определенный момент формирования материала показаний будет зависеть от характера психологической структуры деятельности человека. При этом все внешние воздействия преломляются через личность, т. е. социально-обусловленную систему внутренних условий деятельности человека. Изучив деятельность свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, можно установить характерные особенности той или иной личности. Обусловливается это тем, что все психические явления составляют три основные группы.
В первую группу входят психические процессы, например: слуховое восприятие, непроизвольное запоминание, эмоциональное возбуждение, концентрация внимания и т. д. У каждого человека все психические процессы протекают с некоторыми индивидуальными особенностями, более или менее быстро сменяя друг друга.
Во вторую группу
входят психические состояния, например:
плохое, угнетенное настроение; рассеянность,
вызванная недосыпанием; задумчивость;
непроизвольно и навязчиво
В третью группу входят психические свойства или черты личности, под которыми понимаются устойчивые психические образования, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека
Чтобы правильно разобраться на допросе в поведении свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и оценить его показания, надо проявления психических процессов, психических состояний и свойств конкретной личности изучать во взаимосвязи. Личность представляет собой структуру со своими элементами (свойствами и качествами). Эти элементы, будучи по-разному связаны между собой, образуют целостную личность, которая в свою очередь оказывает обратное влияние на них. Каждой личности присуща своя собственная, особая психологическая структура. Для изучения поведения людей, включенных в процесс расследования, и анализа их показаний перспективным представляется разработанная К. К. Платоновым модель личности, в основу которой положена концепция динамической функциональной структуры личности.
Согласно этой концепции все качества и свойства личности можно распределить на четыре подструктуры.
В первую подструктуру входят социально обусловленные качества, характеризующие направленность личности, отношения, морально-политические особенности.
Главным психологическим механизмом здесь выступает мотивация в форме влечения, желания, интересов, склонностей, стремлений. Объективным источником всех этих форм направленности являются потребности.
Мотивы оказывают большое влияние на проявление активности личности, в одних случаях мобилизуя ее духовные и физические силы, в других -- сковывая ее потенциальные возможности.
На базе содержания первой подструктуры личности формируется система отношений человека к самому себе, другим людям, коллективу, обществу, труду, окружающим вещам. Эти отношения проявляются в процессе труда, общения с людьми, в быту.
Таким образом, первую подструктуру личности образуют такие особенности и черты, которые характеризуют поведение человека по всем параметрам его общественной и трудовой деятельности. Черты, включенные в эту подструктуру, приобретаются личностью в процессе воспитания.
Ко второй подструктуре относятся знания, умения, навыки и привычки, приобретенные личным опытом. Они формируются в процессе обучения и определяют подготовленность, культуру и уровень развития личности. Опираясь на количественные и качественные характеристики черт, входящих в эту подструктуру, можно судить о способности личности к определенной деятельности, об индивидуальных различиях в знаниях, навыках.
Третью подструктуру образуют черты личности, связанные с устойчивыми индивидуальными особенностями протекания ощущений, восприятия, мышления, чувств, воли, памяти, психомоторики. Эти черты формируются в процессе упражнения и лежат в основе сложных проявлений психической деятельности, обеспечивающих формирование показаний (наблюдательность, внимание, тип памяти и др.).
Четвертую подструктуру
составляет совокупность биологически
обусловленных качеств
Каждая из перечисленных особенностей своеобразно отражается в деятельности личности в процессе приема и передачи материалов показаний. Так, черты личности, входящие в третью подструктуру, влияют на тонкость и быстроту восприятия, длительность сохранения воспринятого; черты личности, входящие во вторую подструктуру, влияют на содержание восприятия, определяя его широту, глубину, систематичность; черты личности, входящие в четвертую подструктуру, определяют быстроту реакций, объективность (точность, обстоятельность) или субъективность (включение догадок, предположений) восприятия; черты личности, входящие в первую подструктуру, влияют на поведение свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, на то, будет давать он ложные или правдивые показания, когда в уголовном деле затрагиваются его интересы.
Формирование материала будущих показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого на стадии получения, накопления и обработки информации начинается с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых составляет деятельность органов чувств, именуемых в физиологии анализаторами. Процесс и результаты восприятия зависят как от объекта восприятия, так и от индивидуальных особенностей воспринимающего--конкретной личности, характеризующейся своими потребностями, интересами, стремлениями, способностями, собственным отношением к тому, что воспринимается.
Восприятие окружающих предметов представляет собой динамический процесс. Человек производит множество перцептивных (от лат. perceptio -- восприятие) действий для того, чтобы сформировать адекватный образ объекта восприятия. Эти действия состоят в движении глаза при зрительном восприятии, движении руки при осязании, движении гортани, воспроизводящей слышимый звук, и т д.
Акты человеческого восприятия связаны также с анализом и синтезированием впечатлений, получаемых от объекта, воспринимаемого при различной освещенности, удалении, под разными углами зрения, в различных положениях и условиях (дождь, туман и т. д.). Объект, увиденный издали, освещенный дневным или электрическим светом, меняется на глазах воспринимающего, когда тот приближается к нему. Наблюдатель получает при этом более правильное представление о его форме, цвете, размере, соотношении частей. На основе представлений от разных ракурсов восприятия все более ясным и точным делается синтетическое впечатление будущего свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого о наблюдаемом предмете.
Цвет, звуки, запахи, формы предметов и явлений выступают в восприятии то с большей, то с меньшей силой в зависимости от установок, внимания личности. Внимание может быть специально направлено на восприятие отдельной стороны вещей и явлений и этим содействовать их тонкому различению, а установка облегчает восприятие объектов.
Сложность формирования
материала показаний
Восприятие человеком любого предмета представляет собой не просто приобретение чувственных данных зрительного, слухового или иного характера, а всегда связано с омысливанием, истолкованием увиденного независимо от того, будет ли восприятие длительным или мгновенным.
Проявление единства этих процессов П. М. Якобсон описывает следующим образом: «В ходе первичного и повторяющегося всматривания в предмет происходит истолкование увиденного. Оно основывается на вычленении определенных частей или сегментов предмета, на таком сопоставлении этих частей и элементов, которое позволяет увидеть, «что» является главным и определяющим в предмете. В ходе такого сопоставления частей между собой в их отдельности или в группе, сопоставления их с целым происходит выяснение соотношений между ними, усмотрение назначения предмета, раскрытие его существенных свойств. При таком рассмотрении некоторые отдельные стороны или качества предмета делаются для нас «ориентирами», которые позволяют лучше всего понять и поэтому по-настоящему увидеть, что такое находится перед нами»1. Такими ориентирами могут выступать характер движения, особенности звука, контур предмета и т. д. Люди обычно не осознают все звенья процесса восприятия, например характер сопоставления частей воспринимаемого объекта, оценку продолжительности процесса восприятия, взвешивание тех или иных соображений, которые приходят в голову в ходе сопоставления, и т. п. Вследствие того, что они тысячи раз видели подобные явления и предметы, их различные формы, цвета, контуры, размеры и т. д., процесс восприятия и истолкования может быть сокращенным и даже мгновенным.
В восприятиях будущего свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого могут иметь место иллюзии (ошибки, обманы). Процесс возникновения иллюзии имеет свои закономерности. Иллюзии проявляются:
· вследствие особых условий, при которых происходит наблюдение, например наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз, наблюдение через щель и т. п.;
· из-за ложного суждения о видимом: обман здесь наступает при неправильном осмысливании зрительного образа;
· вследствие оптического
несовершенства глаза и некоторых
особых свойств различных
На процесс приема и переработки информации могут влиять чувства (эмоции). Одни события человека волнуют, другие--оставляют его безразличным; одних людей он любит, других -- ненавидит, а к третьим не имеет определенного отношения. Человек переживает радость и горе, удовольствие и неудовольствие. Испытываемые чувства в зависимости от индивидуальных особенностей человека и конкретной ситуации восприятия могут быть глубокими или поверхностными, положительными или отрицательными, продолжительными или кратковременными. Различаются они также и по степени осознанности. Все эти чувства пронизывают, окрашивают в определенный тон всю деятельность человека, включая его ощущения, восприятия, мысли, воображение. Функция чувств (эмоций) заключается не в извращении информации, получаемой органами чувств. Будучи органически связаны с процессом познания, они являются соответствующим эмоциональным откликом на самые различные явления действительности. Чувства выполняют как сигнальную функцию, информируя о том, что из происходящего в мире имеет значение для человека, так и регулятивную функцию, управляя дальнейшим ходом восприятия.
Формирование материала показаний нередко происходит в критических ситуациях, которые вызывают в человеке различные сильные эмоциональные реакции.
Своеобразной формой такой реакции является напряженность и растерянность. Напряженность, именуемая еще английским словом «стресс», возникает при опасности, при различных физических и умственных перегрузках, при необходимости принимать быстрые и важные для личности решения. Человек, оказавшийся очевидцем страшного преступления (например, убийства) или ставший жертвой преступления, испытывает состояние напряженности. При этом все его психические процессы как бы приторможены: он плохо слышит, мало видит, медленно соображает, плохо ощущает свои движения. У одних картина напряженности может быть ярко выраженной, длительной, у других--менее заметной и короткой.
Растерянность, или, как еще ее называют по-английски, «фрустрация» (буквально означает уничтожение замысла, расстройство планов), указывает на ситуацию, при которой терпится неудача. Н. Д. Левитов определяет фрустрацию как психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи3. В состоянии растерянности может находиться потерпевший, не сумевший отразить нападение преступника, и человек, оказавшийся не в состоянии реализовать до конца свой преступный замысел из-за возникших непредвиденных преград. Отличие растерянности от напряженности состоит в их происхождении. «Если при напряженности нарушения во внимании и мышлении производны от эмоционального состояния, то при растерянности они первичны, а эмоции -- производны»4.
Осознание опасности вызывает у человека страх. Существует три формы страха: стеническая форма страха (паника), плохо или совсем не контролируемая сознанием; астеническая форма страха, протекаемая кратковременно и в таких состояниях, как оцепенение, дрожь, нецелесообразные поступки; стеническое возбуждение-- поведение, регулируемое сознанием и направленное на преодоление опасности и подавление страха.
При стенической и астенической формах страха внимание воспринимающего захватывается возникшей опасностью. Это влечет сужение сознания, снижение полноты и точности отражения, неверность оценки ситуации. При стеническом возбуждении страх остается, но деятельность определяется мышлением и волей и человек способен напрячь все усилия для преодоления опасности. Такой эмоциональный подъем способствует быстрой, правильной ориентировке в сложившейся ситуации и соответствующим действиям.
Из сказанного видно, что страх может неодинаково влиять на процесс формирования показаний. В одних случаях под воздействием страха события воспринимаются преувеличенно, искаженно, в других--они плохо или вовсе не запечатлеваются, в третьих -- воспринимаются правильно, объективно.
Искажение материала показаний объясняется иногда и тем, что события, предшествующие страху, оцениваются необъективно. Так, ситуация может ошибочно восприниматься как опасная, лицо может усмотреть угрозу там, где ее в действительности нет. В таких случаях причина страха в неверности, нереальности мышления воспринимающего. Такой страх чаще проявляется у людей эмоционально-возбудимых, впечатлительных.