Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:25, реферат
Квалифицированное проведение допроса требует учета психологических закономерностей формирования образных представлений, понимания общих тенденций личностной реконструкции этих представлений, рефлексивного взаимодействия с допрашиваемыми лицами.
«Первое крупное исследование по психологии свидетельских показаний было проведено в Германии в начале XIX века.»[2]
Есть еще одна форма эмоциональной реакции на опасность--это тревога, т. е. ожидание опасности, когда ситуация по своему исходу неизвестна и потому волнует человека. Тревога влияет на формирование показаний преступника. Господствующая в нашей стране обстановка нетерпимости к преступности подавляюще действует на преступника, вызывая у него чувства постоянной тревоги и неуверенности. Задумав совершить преступление, он не знает заранее всех обстоятельств, с которыми может столкнуться, возможных ответных действий потерпевшего и других лиц. Если преступление совершается в людном месте или в такой обстановке, когда в любую минуту можно ожидать появления людей, то у человека, совершающего преступление, чувство страха, нерешительность усиливаются.
На процесс восприятия может оказывать влияние и настроение свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого. Характерной особенностью настроения является то, что в нем проявляется отношение не к отдельному факту, событию или человеку, а ко всему, что воспринимается, осмысливается в том отрезке времени, на котором сохраняется данное настроение.
Восприятие всякого конкретного предмета и явления сложно. Особенно сложным является восприятие человека и его речи. При восприятии человека будущий допрашиваемый схватывает и осмысливает не только его целостный облики отдельные «физические» качества. В этот процесс включается также истолкование целого круга асоциальных качеств: лицо-наблюдатель, воспринимая особенности речи, произношения, облик и поведение, делает суждение о его возрасте, национальности, роде занятий, характере и, таким образом, как бы «видит» и «слышит» эти качества человека.
Точность восприятия социальных качеств у каждого человека зависит от жизненного опыта и может быть различной.
Сведения, содержащиеся в устной речи людей, воспринимаются также благодаря взаимодействию слуховых, двигательных и зрительных ощущений, но в отличие от ощущений простых физических звуков они в большей степени определяются деятельностью мышления и носят смысловой характер. Одним из непременных условий правильного формирования показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого является понимание смысла слов.
апоминаются не все впечатления, полученные человеком. Ассоциативные связи образуются избирательно. Кроме того, запечатленный материал может по-разному сохраняться в памяти. Образы одних предметов, и явлений удерживаются неопределенно долго, а других--забываются. Забывание может быть полным или частичным, длительным или непродолжительным. Фактором, детерминирующим этот процесс, является опять-таки деятельность личности.
В зависимости от цели деятельности запоминание может носить непроизвольный или произвольный характер. При произвольном запоминании происходит осмысливание образа, отбор и обобщение главного в нем, а если нужно, то информация заучивается. При непроизвольном же запоминании закрепление впечатления происходит как бы само собой, без усилия со стороны воспринимающего.
С результатом последнего вида запоминания следователю нередко приходится иметь дело. Практика показывает, что непроизвольное запоминание, как и произвольное, в большинстве случаев обеспечивает правильное воспроизведение нужной информации на допросе.
Протекание процессов запоминания, сохранения и последующего воспроизведения определяется также тем, какое место занимает данная информация в деятельности субъекта, что делает субъект с этой информацией, какова значимость информации для него. Наиболее продуктивно запоминается все то, что связано с целью деятельности человека, с ее основным содержанием. В этих случаях даже непроизвольное запоминание может быть более продуктивным, чем произвольное.
Менее продуктивно запоминается материал, не связанный с целью деятельности. Наименее эффективно происходит запоминание нейтральных, фоновых раздражителей, не связанных с характером и содержанием протекающего действия. Необходимым условием запоминания нейтральных фоновых раздражителей является проявление к ним ориентировочной реакции на «новизну» или яркость их образа.
Следует особо остановиться на влиянии эмоций на процесс запоминания. Запоминание будет более продуктивным, если восприятие осуществляется на фоне повышенных эмоциональных состояний. Когда явление и событие затрагивают чувства, то мыслительная деятельность свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого протекает более активно, заставляя неоднократно возвращаться к пережитому.
Свидетель, потерпевший, подозреваемый и обвиняемый могут лучше запомнить в одних случаях приятное, в других -- неприятное, в зависимости от того, что им в данном случае более важно, что для них более значимо. Эксперименты, проведенные П. И. Зинченко, показали, что «как приятные, так и неприятные события могут во многих случаях потерять для человека свое актуальное значение и быть забытыми через самые различные сроки. Это может произойти в зависимости не только от того, какое значение они имели в свое время для человека, но и в связи с новыми обстоятельствами его жизни и деятельности, которые могут изменять первоначальный смысл этих событий для личности»
Процессуальный этап формирования показаний начинается с момента воспроизведения (репродукции), т. е. процесса изложения на допросе ранее воспринятой информации свидетелем, потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым. При этом совершается целенаправленное восстановление в сознании воспринятых обстоятельств.
Известно, что в памяти человека запечатленный материал содержится в различной готовности к воспроизведению. Помимо той части информации, для воспроизведения которой достаточно только намерений лица (актуальный слой запечатления), память содержит и такую часть информации, которая для воспроизведения нуждается в применении определенных приемов (латентный слой запечатления).
Для воспроизведения
актуального слоя запечатления достаточно
предложения следователя
Мысленное воспоминание факта, события (отдельные элементы воспроизведения) имеет место обычно до вызова лица на допрос. Как уже говорилось, будущий субъект допроса еще на ранних стадиях формирования показаний осмысливает воспринятую информацию, систематизирует, обобщает ее, выясняет связи и отношения и т. д. Сложные явления жизни, продолжавшиеся на протяжении более или менее длительного периода, в процессе восприятия подвергаются еще более сложной переработке: осмысливается каждое накопленное новое сведение и его связь с предыдущими сведениями. Нередко образы воспринимаемого сами по себе или по ассоциации непроизвольно всплывают в сознании будущего свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого. Иногда же человек произвольно восстанавливает их в памяти, чтобы проанализировать совершившееся, чтобы рассказать о случившемся своим близким, знакомым. Поиск информации в памяти может начаться и с момента получения повестки на допрос, когда вызываемый, задумавшись о событиях, по поводу которых его могут допрашивать, советуется с близкими, приятелями.
Все это облегчает воспроизведение информации во время допроса, актуализируя запечатленное в памяти. Физиологической основой деятельности воспроизводящего информацию свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого является совместная работа первой и второй сигнальных систем. Правильное соотношение названных двух систем обеспечивает безошибочное воспроизведение воспринятого. Воспроизведение сохранившейся в памяти информации допрашиваемым, рассказывающим правду, не является механическим повторением, простой репродукцией воспринятого. Воспроизведение сопровождается скрытым или явным осмысливанием, переработкой материала, и это может повлечь за собой некоторые отступления от того, что в свое время было воспринято.
А. А. Смирнов называет следующие формы возможных отступлений: 1) обобщение или «сгущение» того, что в подлиннике дано в конкретной, развернутой, детализированной форме; 2) конкретизация и детализация того, что дано в более общем, сжатом виде; 3) замена одного содержания другим, равнозначным по смыслу, а также по степени общности и детализации; 4) смещение или перемещение отдельных частей подлинника; 5) объединение того, что дано отдельно от другого, и разъединение того, что в оригинале связано между собой; 6) дополнения, выходящие за пределы подлинника; 7) искажение смыслового содержания оригинала в целом, равно как и его отдельных частей.
Из всех названных форм отступления от подлинника по своему существу только одна (последняя) является искажением воспринятого материала. Возможны искажения в таких формах изменения, как дополнение, смещение и перемещение, а также объединение и разъединение. Остальные формы изменений: обобщения и «сгущения», концентрация и детализация, замена содержания текста рассказчиком -- в принципе не искажают смысла подлинника1.
В психологии изменения, которым подвергаются запечатленный и затем воспроизводимый материал, называются реконструкцией. Реконструкция, хотя и не является полной репродукцией, правильно отражает то, что фактически имелось в воспринятом материале, она не изменяет и основной смысл оригинала, а допускающиеся отклонения от материала логически оправданы. Когда же изменения приобретают характер искажения, то это именуется деформацией.
Реконструкция и деформация показаний обусловливаются интересом свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого к воспринятому материалу, степенью понимания его содержания, объемом. Они могут объясняться также недостаточной четкостью и ясностью восприятия или речевой передачи материала тем, от кого допрашиваемый его принял. Следовательно, реконструкция и деформация могут иметь место в показаниях как добросовестного, так и недобросовестного лица. Деформация в показаниях недобросовестного допрашиваемого может иметь место и тогда, когда он неосознанно искажает воспринятое, вызывая ложное воспоминание. Во всех подобных случаях допрашиваемый нуждается в помощи следователя в припоминании и правильном воспроизведении подсознательно деформированного материала.
К латентному слою запечатления, помимо временно забытой информации, относится и та часть сведений, которая воспринята на уровне первой сигнальной системы. Воспроизведение образов предметов и явлений, воспринятых на уровне первой сигнальной системы, происходит не сразу, с трудом, а порой образы вовсе не воспроизводятся. Это объясняется тем, что в свое время тому, что воспринималось, не придавалось значения: оно не было связано с речью. Воспроизведение же подвергавшихся осмысливанию и связанных с речью фактов, вещей, воспринятых на уровне второй сигнальной системы, происходит обычно быстрее и легче2.
Воспоминание и припоминание--процессы, не изолированные друг от друга. Между ними существует двусторонняя взаимная связь. Припоминание является, с одной стороны, предпосылкой воспроизведения, а с другой--оно оказывается его результатом3. Припоминание происходит в процессе воспроизведения, в ходе рассказа свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого на допросе Не случайно в ст. ст. 150, 158, 161 УПК РСФСР рекомендуется начинать допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого со свободного рассказа, так как это способствует активизации латентного слоя, запечатленного в памяти.
Отсюда важный
тактический вывод не следует
без крайней надобности прерывать
свободное повествование
По длительности сохранения воспринятого память бывает двух видов кратковременной и долговременной, механизм которых совершенно различен. При наблюдении какого-то явления информация вначале поступает в блоки кратковременной памяти, оттуда может перейти в блоки долговременной памяти и сохраняться неопределенно долго. Переход информации из долговременной памяти в кратковременную есть процесс воспроизведения информации4. Считают, что кратковременная память связана с циркуляцией импульсов по замкнутым нервным путям, т. е с реверберирующим (от лат. reverberate--отражать) кругом возбуждения.
Продолжение реверберации
в течение длительного времени
(30--50 мин.) вызывает стойкие круги
структурных изменений в
Люди легко
и быстро забывают сведения, которыми
они в повседневной жизни редко
пользуются, не освежают их в памяти.
Но наблюдаются случаи, когда и
многократно воспроизводившиеся материалы
забываются и, несмотря на усилия человека,
не припоминаются сразу. Подобные «осечки»
памяти не являются отклонением от нормы,
ибо они довольно часто, а иногда и быстро
проходят. В этой связи совершенно правильна
рекомендация, содержащаяся в нашей литературе,
относительно того, что в необходимых
случаях нужно либо давать напутствия
допрошенному свидетелю, потерпевшему,
подозреваемому, обвиняемому, сообщать
дополнительно то, что он вспомнит после
допроса, либо произвести через определенное
время повторный допрос. Следователь не
должен терять надежду и в том случае,
если даже какое-то обстоятельство допрашиваемому
покажется безвозвратно забытым, ибо это
психологически демобилизующе действует
на последнего. Побуждая допрашиваемого
к активной мыслительной работе и мобилизации
волевых усилий, можно добиться припоминания
забытого.