Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:01, курс лекций
Нижеследующий материал предлагается студентам по курсу «Римское
частное право». Значимость этого курса в современной системе образования в
России весьма велика; он является пропедевтикой (своеобразной азбукой)
ознакомления молодежи с правом частной собственности в его самых главных
категориях и понятиях. Опыт показывает, что те студенты, которые приобрели
навык изучения римского права, гораздо лучше и с большим пониманием
воспринимают курсы современного гражданского права. И это, конечно, не
I. Предисловие
II. Содержание (дидактические единицы)
III. Литература
IV. Курсовые задания (вопросы для самоконтроля
и подготовки к экзаменам; список тем
контрольных работ)
V. Краткий конспект учебного курса
1. Введение
1.1. Предмет и значение изучения римского права
1.2. История римского права
2. Источники римского права
3. Римское судопроизводство по частным искам
3.1. Возникновение государственного суда
3.2. Легисакционный, формулярный
и экстраординарный процессы
3.3. Иски
4. Лица
4.1. Римские граждане
4.2. Либертины, латины, перегрины, колоны, рабы
5. Семейное право
6. Вещные права
6.1. Право владения и право собственности
6.2. Права на чужие вещи
7. Право наследования
8. Обязательственное право
9. Договоры в римском праве
9.1. Общая характеристика договоров
9.2. Вербальные контракты
9.3. Литтеральные контракты
9.4. Реальные контракты
9.5. Консенсуальные контракты
10. Обязательства как бы из договора, из деликта и как бы из деликта
VI. Фрагменты источников
1. Законы 12 таблиц
2. «Инструкции» Гая
смертной казни римского гражданина пусть не выносят иначе, как в
центуриатных комициях... Преславные Законы ;ХК таблиц содержали два
постановления, из которых одно уничтожало всякие отступления от закона в
пользу отдельных лиц, а другое запрещало выносить приговоры о смертной
казни римского гражданина иначе, как в центуриатных комициях.
3. (Авл Геллий. Аттические ночи. XX, 17). Неужели ты будешь считать
суровым постановление закона, карающее смертной казнью того судью или
посредника, которые были назначены при судоговорении для разбирательства
дела и были уличены в том, что приняли денежную мзду по этому делу?
4;(Помпоний. Во 2 титуле 1 кн. Дигест). Квесторы, присутствовавшие
при исполнении смертных приговоров, именовались уголовными квесторами, о
них упоминалось даже в Законе XII таблиц.
5. (Марциан. В 4 титуле 48 кн. Дигест). Закон XII таблиц повелевает
предать смертной казни того, что подстрекает врага римского народа к
нападению на Римское государство, или того, кто предает врагу римского
гражданина.
6. (Сальвиан. О правлении божьем. VIII, 5). Постановления XII таблиц
запрещали лишать жизни без суда какого бы то ни было человека.
ТАБЛИЦА XI
1. (Цицерон. О республике. II, 37). Децемвиры второго призыва
прибавили две таблицы несправедливых законов, между прочим, санкционировали
самым бесчеловечным законом запрещение браков между плебеями и патрициями.
ТАБЛИЦА XII
1. Законом был введен захват вещи в целях обеспечения долга, и по
Закону XII таблиц - это было допущено против того, кто приобрел животное
для принесения жертвы, не уплатил за него покупной цены, а также и против
того, кто не предоставил вознаграждения на сданное ему в наем вьючное
животное, с тем условием, чтобы плата за пользование была употреблена им на
жертвенный пир.
2б. Преступления, совершенные подвластными лицами или рабами,
порождали иски об ущербе, по которым домовладыке или собственнику раба
предоставлялось или возместить стоимость причиненного вреда, или выдать
головою виновного... Эти иски установлены или законами или эдиктом претора.
К искам, установленным законами, принадлежит, например, иск о воровстве,
созданный Законом XII таблиц.
3. Если приносит на
факт судоговорения, пусть претор назначит трех посредников и по их решению
пусть возместит ущерб в размере двойного дохода от спорной вещи.
4. Законом XII таблиц было запрещено жертвовать храмам ту вещь,
которая является
предметом судебного
подвергаемся штрафу в размере двойной стоимости вещи, но нигде, не
выяснено, должен ли этот штраф уплачиваться государству или тому лицу,
которое заявило притязание на данную вещь.
5. В XII таблицах имелось
решение народного собрания должно иметь силу закона.
Институции Гая
1. Все народы, которые управляются законами и обычаями, пользуются
частью своим собственным правом, частью общим правом всех людей: итак, то
право, которое каждый народ сам для себя установил, есть его собственное
право и называется правом гражданским... А право, которое между всеми
людьми установил естественный разум, применяется и защищается одинаково у
всех народов и называется правом общенародным (ius gentium)...
Таким образом, и римский
правом, отчасти правом, общим всем людям.
2. Гражданское право римского народа состоит из законов, решений
плебеев, постановлений сената, указов императоров, эдиктов магистратов и из
ответов правоведов.
3. Закон, есть то, что народ римский одобрил и постановил; плебейское
решение есть то, что плебеи одобрили и постановили. Плебс же отличается от
народа тем, что словом «народ» обозначаются все граждане, включая сюда и
патрициев; наименованием же плебса обозначаются прочие граждане, за
исключением патрициев. Вот поэтому-то патриции некогда утверждали, что
постановления плебеев для них не обязательны, так как они составлены без их
соизволения и участия. Но впоследствии издан был закон Гортензия, которым
было определено, что постановления плебейских собраний были обязательны для
всего народа.
6. Эдикты, суть постановления и предписания тех лиц, которые имеют
право их, издавать. Право же издавать эдикты предоставляется магистратам
римского народа: самое важное значение, однако, в этом отношении имеют
эдикты двух преторов — городского и перегринского, юрисдикция которых в
провинциях принадлежит их наместникам...
7. Ответы правоведов — это мнения и суждения юристов, которым
позволено было
устанавливать и творить право.
8. Все право, которым мы
вещам (объектам), или к искам. Прежде всего рассмотрим значение лиц.
9. Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди - или
свободные, или рабы.
10. Далее, из свободных людей одни - свободнорожденные, другие -
вольноотпущенные.
11. Свободнорожденные суть те, которые родились свободными;
вольноотпущенные - это те, которые отпущены на волю из законного рабства.
17. Лицо, удовлетворяющее следующим трем условиям: если оно старше
тридцати лет, было собственностью господина по квиритскому праву и получило
свободу вследствие законного отпущения на волю, то есть или посредством
vindicta (на основании юридического акта), или вследствие занесения в
цензорский список, или в силу завещания — то такое лицо признается римским
гражданином. В случае, если одного из этих условий не достает, то он будет
латином.
21. ...Итак, вещи, которые отчуждаются посредством передачи, хотя и
принадлежат к разряду res mancipi, но все-таки не приобретаются ни в силу
манципации, ни посредством мнимой виндикации, ни на основании давности,
считаются только бонитарной собственностью приобретателя.
36. Не всякий желающий может отпускать раба на волю.
37. Отпущение раба на волю во вред кредиторам или патрону не имеет
значения.
48. Следует другое деление в праве лиц. Именно одни лица самовластны,
другие подчинены чужому праву.
49. Из подвластных одни находятся под властью отца, другие — под
властью мужа, третьи — в неограниченной власти (mancipio) от другого.
51. Сперва разберем тех, которые находятся под властью другого.
52. Итак, под властью господ состоят рабы; эта власть над рабами -
есть институт общенародного права; ибо у всех вообще народов мы можем
заметить, что господа имеют над рабами право жизни и смерти и что все, что
приобретается рабом, приобретается господину.
53. Но в настоящее время никому из подвластных римского народа не
дозволяется чрезмерно жестоко поступать со своими рабами без законной
причины. Именно по постановлению императора Антонина тот, кто без причины
убьет своего раба, подвергается не меньшей ответственности, чем тот, кто
убил чужого раба.
55. Равным образом под нашей властью состоят наши дети, рожденные о
законном браке; право — это есть особенность (исключительное достояние)
„.римских граждан, ибо нет почти других народов, которые имели бы над
детьми такую власть, какую имеем мы.
56. Римские граждане тогда вступают в законный и действительный брак
и имеют над родившимися у них детьми власть, когда они женаты на римских
гражданках или даже латинках и иностранках, с которыми существовало jus
connubii'; а так как connubium дает право детям наследовать состояние
своего отца, то они не только делаются римскими гражданами, но состоят
также во власти отца.
58. Что касается лиц рабского состояния, то с ними нельзя заключить
настоящего брака.
82. ...От рабыни и свободного по общенародному праву происходит раб
и, наоборот, от свободной и раба рождается свободный ребенок.
89. По естественным требованиям и соображениям решено, что если
рабыня забеременеет от римского гражданина, а затем, отпущенная на волю,
родит, то ребенок рождается свободным, так как зачатые незаконно
приобретают состояние с того времени, когда рождаются... Но законно зачатые
приобретают состояние с момента зачатия.
97. Однако же не только родные дети, согласно тому, что мы сказали,
состоят во власти нашей, но и те, которых мы усыновляем.
98. Акт же усыновления
народа, или властью высшего магистрата, например, претора.
104. Женщины же ни в коем случае не могут усыновлять, ибо они и
родных детей не имеют в своей власти.
108. Теперь поговорим о тех лицах, которые находятся под властью
мужей; это право свойственно тоже только римским гражданам.
109. .Под властью отца обыкновенно
семейной же власти мужа подчиняются только женщины,
110. Итак, некогда этот переход под властью мужа совершался громя
способами: давностью, жертвенным хлебом и куплей.
111. Посредством давностного
та женщина, которая в продолжение целого года оставалась непрерывно
супругой: сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью
мужа, она
вступала в его семью и
113. Что касается «купли», то на основании ее женщины вступают во
власть мужа
путем манципации, то есть на
основании символической
116. Остается лишь сказать о том, какие лица могут находиться ч
неограниченной власти, кабале (mancipio) другого.
117. Итак, все свободные лица мужского или женского пола, находящиеся
под властью родителя, могут быть манципированы отцом тем же способом,
которым можно манципировать рабов.
119. Манципация состоит, как мы выше сказали, в мнимой (воображаемой)
продаже. Эта форма приобретения права собственности (ius propriiim)
свойственна римским
гражданам и совершается
менее пяти совершеннолетних римских граждан в качестве свидетелей и сверх
еще одно лицо того же состояния, которое держало бы в руках медные весы и
называющееся весовщиком, покупатель, еще держа медь, говорит так:
«Утверждаю, что этот раб по
праву квиритов принадлежит
должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных
весов». Затем он ударяет этим металлом об весы и передает его как покупную
сумму тому, от кого приобретает вещь посредством манципации.
120. Этим способом манципируются рабы и лица свободные, а также
животные, которые причисляются к res mancipi, как, например, быки, лошади,
.мулы, ослы; тем же самым способом обыкновенно манципируюгся земельные
участки как сельские, так и городские...
121. Манципация поземельных
вещей только тем, что рабы и свободные, а равно животные, причисляющиеся к
разряду res mancipi, могут быть манципированы, только будучи налицо, причем
необходимо, чтобы тот, кто приобретает (покупатель), касался
собственноручно того самого предмета, который ему передается; потому-то и
акт этот называется mancipatio, так как вещь берется рукой; недвижимые же
имения манципируются обыкновенно при их отсутствии.
124. Рассмотрим теперь, каким способом подвластные освобождаются от
этой власти.
127. Те, которые состоят под властью отца, делаются самовластными по
его смерти. Но это допускает различие: именно со смертью отца сыновья или
дочери во всяком случае делаются самовластными, а по смерти деда внуки или
внучки не всегда делаются самовластными, но лишь о том случае, если они по
смерти деда не подпадают под власть своего отца.
129. Поэтому, если восходящий
временно делается рабом, однако власть над детьми приостанавливается в силу
ius postliminii, по
которому возвратившиеся на
прежние права.
132. Кроме того, дети перестают быть во власти восходящих вследствие
эманципации (освобождения из—под отцовской власти). Но сын — только после
троекратной эманципации, прочие же дети мужского или женского пола