Римское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание

Законы XII таблиц – это древнейший памятник римского цивильного права. Создав реальную защиту против произвола патрицианских судей, они явились олицетворением важного этапа в борьбе между патрициями и плебеями в Древнем Риме. К сожалению, подлинник их не сохранился, и материалом для реконструкции этого древнейшего кодекса, предпринятой в XIX веке, стали фрагменты, приведенные в сочинениях древних римских и греческих авторов буквально или в пересказе.

Содержание

1. История создания Законов XII таблиц
2. ОсновОПОЛАГАЮЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ римского права по Законам XII таблиц
2.1 Право собственности
2.2 Обязательственное право
2.2.1 Обязательства из договоров
2.2.2 Обязательства из деликтов
3. БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
4. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО
5. УГОЛОВНОЕ ПРАВО
6. СУД И СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

history_zar_ref.doc

— 217.50 Кб (Скачать документ)

Коррупция. Уличенные в мздоимстве судьи и посредники подлежали смертной казни.

Однако, несмотря на достаточно широкий спектр преступлений, наказываемых смертной казнью, решение о лишении жизни римского гражданина могло быть принято только в центуриатной комиции.

6. Суд и судебный процесс

Для уяснения  дальнейшей  истории  римской  государственности и права необходимо уделить некоторое внимание римскому судебному процес­су  указанной поры - процессу легисакционному (legis actio – совокупность ритуальных и строго формальных действий, жестов и слов, которые совершались на суде сторонами и магистратом).  Это древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев, как она рисуется закона­ми XII Таблиц.

Процесс этот состоял из двух стадий:  первая называлась ин юре, вторая - ин юдицис.  Первая стадия была строго формальной,  вторая - ха­рактеризуется свободной процедурой.

В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем пре­тор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных точно определенных для каждого данною случая словах, претор,  если никто не сбивался в произнесении должной,  строго опреде­ленной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанав­ливал  сумму  денег,  которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в кассу понтификов в виде залога правоты (II.1.). Малейшее нарушение формальной стороны процесса рассматривалось как вмешательство богов и влекло за собой проигрыш дела. Проигрыш дела вел к проиг­рышу залога и таким образом Рим защищал себя от сутяжников.

Для второй  стадии  процесса  претор  назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущих­ся подчиниться судейскому решению.  На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал сторо­ны,  свидетелей  рассматривал представленные доказательства,  если они были,  и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало. Необходимо также отметить, что любое судебное разбирательство должно было закончиться в тот же день: «I.9. Если (на судоговорении) присутствуют обе стороны, пусть заход солнца будет крайним сроком (судоговорения)».

С течением  времени  легисакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принад­лежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В древнейший период безраздельно господствующей правовой системой было квиритское право. Оно отличалось сакральным характером, большой степенью традиционности, связью с квиритскими обычаями и ритуалами, нашедшими свое отражение в Законах XII таблиц. Цивильное право несло на себе следы своего происхождения в условиях небольшого земледельческого государства. Оно применялось только к обладающим римским гражданством лицам и рассматривалось как особая привилегия римского гражданина.

Римское право древнейшего периода отличалось строгостью, формализмом. Особое внимание было уделено урегулированию отношений, связанных с движением имущества и правом частной собственности, которое рассматривалось как полное господство собственника над объектом права.

Однако община долгое время сохраняла право верховного контроля за распоряжением землей и прочим хозяйственно важным имуществом, которое имело семейный характер.

К III в. до н.э. консервативное по своей сути цивильное право стало превращаться в определенное препятствие на пути роста торгового оборота и пришло в противоречие с потребностями развивающейся рабовладельческой системы. Однако, римляне не отменили действие Законов XII таблиц, дополнив законодательство более гибким преторским правом.


Список использованной литературы.

 

1.      Игнатенко А.В. Политическая роль армии в Риме в период республики. Свердловск, 1973.

  1. Хрестоматия по истории Древнего Рима под редакцией В.И. Кузищина, Высшая Школа, М. 1987.
  2. Бирюков Ю.М. Государство и право Древнего Рима. М.: изд-во ВПА , 1969.
  3. Орлов Г.В. История государства и права зарубежных стран, часть 1, М.: изд-во ВКИМО, 1995.
  4. Бирюков Ю.М. Правовые памятники Древнего мира, М.: изд-во ВПА , 1969.
  5. Кузницин А.А. История Древнего Рима, М.: изд-во Наука 1980.

7.      Перетерский И.С. Всеобщая история государства и права, М.: изд-во Наука, 1981. ОБЫЧНЫЕ КАЗНИ
---------------------

В их состав входят 7 разновидностей:

1) обезглавливание;

2) закалывание мечом, кинжалом, ножом;

3) перерезание горла;

4) удушение;

5) сбрасывание с Тарпейской скалы;

6) утопление;

7) умерщвление ядом.

1. Обезглавливание (animadversio = decollatio) имело две технические разновидности:

1) обезглавливание мечом (animadversio gladio);

2) обезглавливание секирой, топором (percussio sec?ri).
Круг правонарушений, которые карались обезглавливанием, в источниках по истории римского права не очерчен.
По свидетельству античных историков, умерщвление топором высших сановников считалось в Древнем Риме позорной казнью. Почему же казнь с применением топора считалась римлянами позорной? Ответ прост: топор применялся ими для умерщвления жертвенных животных. Это явствует из следующего сообщения Флора: «…наших послов, на законном основании требовавших возмещения убытков, они убили, и даже не мечом, а топором, словно жертвы…». Аппиан сообщает, что палачи особыми деревянными клиньями прикрепляли к земле шеи лежащих. Казнимых обезглавливанием также часто привязывали или приковывали к столбу. По некоторым сведениям, иногда на шею им надевали вилообразную колодку (по-латыни furca). Накрыв голову преступнику, палач сначала его сёк и только после этого казнил (с I в. до н. э. накрывание и закутывание головы преступника было отменено). Накрывание головы жертвы — древний обычай, соблюдавшийся римлянами и при совершении самоубийства и при самопожертвовании в бою, ср.: «…консул… Деций Мус, побуждаемый богами, во время битвы обрёк себя на добровольную смерть: покрыв голову, он принял на себя тучу вражеских копий и открыл путь к победе ценою собственной крови».

2. Закалывание мечом, кинжалом, ножом. Закалывание мечом производилось намного реже, чем обезглавливание таким же оружием. Объясняется это, по-видимому, тем, что закалывание мечом обычно применялось в ходе боевых действий, а гибель в бою, лицом к лицу с врагом была не только не позорной, как смерть от рук палача, но зачастую и почётной. Приговорённый, которого пронзали мечом, тем самым невольно возвышался и в собственных глазах, и в глазах общественности.

3. Перерезание горла. Вот что рассказывал Тацит о расправе над консулом Корнелием Долабеллой, совершённой по приказу императора Авла Вителлия: «Вителлий вызвал Долабеллу к себе письмом; тем, кто вёз Долабеллу, он приказал свернуть с оживлённой Фламиниевой дороги на Интерамну и там убить его. Убийце, однако, всё это показалось слишком сложным; в одном из дорожных трактиров он просто повалил Долабеллу на пол и перерезал ему горло».

4. Удушение (strangulatio) имело две главные технические разновидности:

1) удушение петлей (laqueus «верёвка, петля») в тюрьме без подвешивания казнимого;
2) казнь удушением (suspendеre «повесить») на виселице (arbor infеlix = patibulum «виселица»).
Состав преступлений, которые карались удушением, в источниках по истории римского права не определён. Что касается личностей приговорённых к удушению, то казнь через повешение обычно применялась господами к рабам. При принципате казнь через удушение была запрещена.

8.      брасывание с Тарпейской скалы. 
Тарп?йская скала — отвесный утес над пропастью в городе Риме с западной стороны Капитолийского холма.
Своё название скала получила, вероятнее всего, от Капитолийского холма, который в древности именовался Тарпейским. Согласно же преданию, название происходит либо от имени Луция Тарпея, сброшенного с утёса за непокорность царю Ромулу, либо от имени дочери начальника Капитолийской крепости Спурия Тарпея — предательницы Тарпеи, которая впустила сабинян на Капитолий. 
По Законам XII таблиц, сбрасывание с Тарпейской скалы применялось к римским гражданам за инцест (incestum «кровосмешение — сексуальная связь между близкими родственниками») и лжесвидетельство (testimonium falsum), а к рабам — за кражу с поличным (furtum manifestum).
Иногда такая казнь применялась и за другие преступления. Сбрасывали со скалы даже сенаторов, находившихся в оппозиции к правящему режиму, не всегда людей сбрасывали по одному, иногда сбрасывали группами, например, захваченных перебежчиков. Сбрасывание с Тарпейской скалы было отменено только в III в. н. э., по другим сведениям — в середине I в. н. э.

6. Утопление (poenа aquаlis). 
Не обнаружены сведения о составе преступлений, которые карались утоплением. Римскими историками утопление обычно описывается в общих чертах, напр., сообщение Светония: «…осуждённых после долгих и изощрённых пыток сбрасывали в море…». Казнимых утоплением нередко связывали или сковывали по рукам и ногам, а также привязывали к ним тяжёлый груз. Это подтверждается следующим замечанием того же Светония, описывающего проявления жестокости Октавинана Августа: «…когда наставник и служители его сына Гая, воспользовавшись болезнью и смертью последнего, начали бесстыдно и жадно обирать провинцию, он приказал швырнуть их в реку с грузом на шее». В качестве груза для утопления казнимых, по свидетельству Ливия, применялись камни и амфоры. Особой разновидностью утопления было насильственное погружение осуждённого в воду и удержание его под слоем воды до тех пор, пока он не захлебнётся. В домашних условиях топили в колодце рабов. Топили и покойников. Рассказывается, что, убив прославившегося своей изобретательной жестокостью императора Гелиогабала (Элагабала), воины-преторианцы сбросили его тело с моста в Тибр, привязав к нему груз, «чтобы он не всплыл на поверхность и никогда не мог быть похоронен».

7. Умерщвление ядом. В отличие от остальных казней производилось негласно и коварно. Тайное отравление служило ходовым средством устранения господствующего или влиятельного политического противника и поэтому применялось, судя по обследованным источникам, преимущественно в высшем свете.
Существовало две разновидности такой казни:
1) умерщвление быстродействующим ядом; по своей форме было, как правило, явным и бесспорным проявлением расправы над политическим противником, поэтому применялось не часто. 
2) умерщвление ядом медленного действия; в сознании древних римлян применение ядов было не только необычным и тайным, но вполне банальным действием.

КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАЗНИ
---------------------------------------

В традиционный перечень древнеримских квалифицированных казней входят 6 видов:

1) сожжение;
2) растерзание зверями;
3) распятие на кресте;
3) умерщвление на фурке (станке для пыток и казней);
4) утопление в кожаном мешке;
5) закапывание живьём в землю.

Квалифицированная казнь — это особо суровая казнь за особо опасное преступление. В Древнем Риме такая казнь, сверх того, считалась особенно позорной. 

1. Сожжение (crematio). 
Как проявление равного возмездия (talio «око за око»), признанного правовым актом в Законах XII таблиц, применялось особенно за поджигательство. В более позднее время огню стали предавать перебежчиков и других правонарушителей. Свободных граждан сжигали на костре, рабов римляне живьём сжигали в печи или в просмолённой одежде.

2. Растерзание зверями (objicеre bestiis). На потеху охочей до человечины публике эта казнь в римских амфитеатрах (первоначально — на форуме) применялась обычно к рабам и военнопленным. Растерзание дикими зверями иногда служило заменой утопления в кожаном мешке.

3. Распятие на кресте (damnatio in crucem) применялось преимущество к рабам (supplicium servile) и к пленным мятежникам, а прежде, в частности, — к соблазнителям весталок; во времена Империи — также к выходцам из низших общественных слоёв (humiliores).
Распятие считалось самой позорной казнью. На приговорённых к нему нередко надевали шейную колодку (patibulum), заковывали в цепи и, прежде чем распять, бичевали и пытали.
Крупнейшей по числу осуждённых была казнь распятием пленных рабов после подавления восстания Спартака: в назидание непокорным на несколько месяцев вдоль Аппиевой дороги по приказу Марка Лициния Красса было вкопано шесть тысяч крестов с висевшими на них телами казнённых.

4. Умерщвление на фурке. Ф?рка (furca) — орудие пытки и казни, применявшееся для бичевания, распятия, и повешения осуждённых. Представляло собой устройство в виде вертикально поставленной вилки, к которой пригвождался осуждённый. Умерщвлению на фурке подвергались, в частности, перебежчики.

5. Утопление в кожаном мешке (poena cullei). Этой казни подвергались лица, совершившие убийство своего отца (parricidium), другого предка, ближайших родственников или того, кто пользовался неприкосновенностью. К утоплению в кожаном мешке приговаривались также и те, кто лишь замышлял такое убийство или был только соучастником этого преступления. Приговорённому надевали на голову волчью шкуру, на ноги — деревянные башмаки, нещадно секли его розгами, затем вместе с обезьяной, змеёй, петухом и собакой живьём зашивали в кожаный мешок и бросали в реку или в море.
Набор сопутствующих животных был иногда сокращённым: обезьяна и змея или только одна обезьяна. Сокращали набор, по-видимому, не из гуманных побуждений, а из-за нехватки соответствующего зверья во время подготовки к казни.

6. Закапывание живьём в землю (supplicium more majorum) применялось к весталкам за нарушение обета целомудрия. Рассказ о такой казни есть у Плутарха: «…потерявшую девство зарывают живьём в землю подле так называемых Коллинских ворот. В склоне холма устраивают подземное помещение небольших размеров с входом сверху; в нём ставят ложе с постелью, горящий светильник и скудный запас необходимых для поддержания жизни продуктов — хлеб, воду в кувшине, молоко, масло: римляне как бы желают снять с себя обвинение в том, что уморили голодом причастницу величайших таинств. Осуждённую сажают на носилки, снаружи так тщательно закрытые и забранные ременными переплётами, что даже голос её невозможно услышать, и несут через форум. Служители распускают ремни, и глава жрецов, тайно сотворив какие-то молитвы и простёрши перед страшным деянием руки к богам, выводит закутанную с головой женщину и ставит её на лестницу, ведущую в подземный покой. Когда осуждённая сойдёт вниз, лестницу поднимают и вход заваливают, засыпая яму землёю до тех пор, пока поверхность холма не выровняется».

diego#9 августа 2011 в 07:430

УМЕРЕННЫЕ КАЗНИ
------------------------

К ним относятся две разновидности:

1) присуждение к схватке с дикими зверями (damnatio ad bestias). Такую казнь можно считать умеренной, если осуждённый (bestiarius «звероборец») отражал нападение львов, пантер, барсов или медведей (venatio) с лёгким оружием в руках. Травли диких зверей (и сопутствующая им казнь растерзания хищниками) были отменены лишь в 681 г. н. э.

2) присуждение к схватке с гладиаторами (damnatio in ludum).

9.         

diego#11 августа 2011 в 15:500

СМЯГЧЕННАЯ КАЗНЬ
--------------------------

Такая казнь (libеrа facultas mortis) применялась с разрешения правителя осуждённому на смерть самому покончить с собой. Под наблюдением официальных лиц ей подвергались только сановники или их близкие.
Так, по сообщению Светония, император Калигула своего «тестя Силана заставил покончить с собой, перерезав бритвою горло». Сходным образом свёл счёты с жизнью магистрат Софоний Тигеллин: «Окружённый наложницами, среди бесстыдных ласк, он долго старался оттянуть конец, пока не перерезал себе бритвой глотку, завершив подлую жизнь запоздалой и отвратительной смертью». Плутарх рассказывал о расправе римского полководца Лукулла над супругами побеждённого понтийского царя Митридата VI: «Когда явился Бакхид и велел женщинам самим умертвить себя тем способом, который каждая из них сочтёт самым лёгким и безболезненным, Монима сорвала с головы диадему, обернула её вокруг шеи и повесилась, но тут же сорвалась. “Проклятый лоскут, — молвила она, — и этой услуги ты не оказал мне!”. Плюнув на диадему, она отшвырнула её и подставила горло Бакхиду, чтобы он её зарезал. Береника взяла чашу с ядом, но ей пришлось поделиться им со своей матерью, которая была рядом и попросила её об этом. Они испили вместе, но силы яда достало только на более слабую из них, а Беренику, выпившую меньше, чем нужно, отрава никак не могла прикончить, и она мучилась до тех пор, пока Бакхид не придушил её».
Существовали и другие способы вынужденного самоубийства. Так, по рассказу Аппиана, знаменитый Катон Младший, решивший покончить с собой, чтобы избежать казни от рук палача, и «не найдя возле постели обычно там находящегося кинжала, …закричал, что его домашние предают его врагам, ибо чем другим, говорил он, сможет он воспользоваться, если враги придут ночью. Когда же его стали просить ничего против себя не замышлять и лечь спать без кинжала, он сказал весьма убедительно: “Разве, если я захочу, я не смогу удушить себя одеждой, или разбить голову о стену, или броситься вниз головой, или умереть, задержав дыхание?”».

diego#12 августа 2011 в 18:090

КАЗНЬ ПРОСКРИБИРОВАННЫХ В ВИДЕ УПРЕЖДАЮЩЕГО САМОУБИЙСТВА
---------------------------------------------------------------------------------------------

Психологически и технически близка к смягчённой. Особенный размах такая разновидность казни получила в период второго триумвирата (43–31 гг. до н. э.), заключённого между Октавианом Августом, Марком Антонием и Эмилием Лепидом. Чтобы покруче расправиться со своими политическими противниками и спешно завладеть их имуществом, триумвиры развязали неслыханный террор, составив проскрипции — списки лиц, объявленных вне закона.
«Одни умирали, защищаясь от убийц, — рассказывал Аппиан, — другие не защищались, считая, что не подосланные убийцы являются виновными. Некоторые умерщвляли себя добровольным голоданием, прибегая к петле, бросаясь в воду, низвергаясь с крыш, кидаясь в огонь…».

Информация о работе Римское право