Шпаргалка по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:40, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Уголовному праву".

Работа состоит из  1 файл

прокурорский надзор готова.doc

— 290.00 Кб (Скачать документ)

4) надзор за законностью принятых органами решений.

Прокурор при осуществлении надзора уполномочен:

1) проводить проверки деятельности органов. Такие проверки проводятся в случае:

— подачи жалобы гражданами, обращения должностных лиц, на основании документов о нераскрытии преступлений, на основании поступившей информации о нераскрытии преступления либо противозаконных действий органов;

— в других случаях с учетом состояния законности деятельности данных органов;

2) знакомиться с материалами, документами, делами оперативного учета, оперативно-розыскными материалами, учетно-регистрационной документацией, с ведомственными правовыми актами;

3) требовать объяснений от других лиц, допускающих нарушение закона;

4) давать письменные указания об осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, требовать их прекращения;

5) опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов ОРД;

6) отменять незаконные и необоснованные постановления органов следствия и органов дознания о возбуждении уголовных дел;

7) вносить представления;

8) требовать от руководителей отстранения от дальнейшего ведения проверок лиц, нарушивших закон.

Пределы полномочий:

— сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности;

— оперативные и служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности, деятельности органов ФСБ и Службы внешней разведки. Прокурор вправе истребовать дополнительные документы только в случае проведения проверки по поступившим материалам, по обращению граждан, по сведениям о нарушении закона.

36-37. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и следствия

Предмет надзора:

— соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

— установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

— выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования;

— законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Объекты надзора:

1) органы предварительного следствия: органы прокуратур, ФСБ, УВД;

2) органы дознания.

Осуществление расследования уголовных дел и осуществление дознания часто предполагают ограничение конституционных прав и свобод граждан, где всегда есть вероятность совершения ошибок со стороны органов, осуществляющих предварительное расследование. В связи с этим на прокурора возложены задачи:

1) своевременно принять меры, предусмотренные законом, к устранению нарушений закона;

2) следить за законностью принятия органами предварительного следствия решения об отказе в возбуждении дела, о законности принятия избранной меры пресечения и других действий.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1)  проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) возбуждать уголовное дело, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;

3)  участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных   и   иных  процессуальных  действий   либо   лично производить отдельные следственные и иныех процессуальные действия;

4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;

5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального    действия,    которое    допускается    на    основании судебного решения;

6)  разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;

7)   отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований Уголовно-процессуального кодекса при производстве предварительного расследования;

8)  изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи;

9)  передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи;

10) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя;

11)  поручать органу дознания производство следственных Действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

12) продлевать срок предварительного расследования;

13)  утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу;

14)   утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

15)  возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

16)   приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу;

17) осуществлять иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом.

42.прокурорский надзор за обеспечением права обвиняемого на защиту. Прокурорский надзор за законностью задержания и обеспечением права обвиняемого на защиту

Задержание проводится по основаниям, установленным в Уголовно-процессуальном кодексе. Оно допускается на 48 часов. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом в случае задержания подозреваемого в совершении преступления должен быть составлен протокол (в течение 3 часов), а в течение 12 часов должно быть сделано письменное сообщение прокурору.

Получив данное сообщение, прокурор проверяет:

— имеется ли возбужденное уголовное дело, если нет — то данное действие незаконно;

—  правомочным ли лицом произведено задержание, т. е. принято ли уголовное дело в производство тем лицом, которое произвело задержание;

— имелись ли основания для задержания;

— соблюден ли порядок задержания;

— выполнены ли неотложные следственные действия;

— были ли соблюдены и разъяснены права задержанного.

При обнаружении нарушений законодательства прокурор должен незамедлительно распорядиться об освобождении лица из-под стражи, если нарушения законодательства нет, то через 48 часов должен применить иную меру пресечения — заключение под стражу.

Прокурор осуществляет надзор за выполнением органами дознания или следователями требований Конституции РФ об обеспечении права обвиняемого на защиту. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы защитник был привлечен к участию в производстве дознания или предварительного следствия с момента задержания или ареста подозреваемого, а во всех остальных случаях — с момента предъявления обвинения. Прокурор следит за тем, чтобы следователь как при задержании и аресте, так и при предъявлении обвинения разъяснил обвиняемому его право иметь защитника.

Чтобы обеспечить право обвиняемого на защиту, следователь или прокурор обязаны предоставить ему свидание с близкими или родственниками, которые смогут пригласить защитника для участия в процессе. Если у обвиняемого нет такой возможности, а защитник должен принять участие со стадии предъявления обвинения, выполнение этой функции следователь должен принять на себя. Следователь обязан принять меры к замене защитника, если позиция прежнего по вопросам доказанности или недоказанности преступления, его юридической оценки и т. д. не отвечает позиции обвиняемого.

В любом случае прокурор или следователь должны принять все меры к тому, чтобы у обвиняемого был защитник. Во-первых, это будет способствовать более объективному и всестороннему исследованию обстоятельств дела и, во-вторых, исключит нежелательные для следствия последствия в виде возможного исключения показаний обвиняемого из числа доказательств по причине последующего отказа обвиняемого от показаний, данных им в отсутствие защитника.

Допуская защитника с момента задержания или ареста подозреваемого или с момента предъявления обвинения, следователь обязан создать защитнику необходимые условия для выполнения возложенных на него функций: предоставить свидание с подозреваемым или обвиняемым, дать возможность защитнику ознакомиться с материалами уголовного дела, заявить необходимые ходатайства и т. д.

В судебном разбирательстве уголовных дел защитник выступает представителем обвиняемого (подсудимого), защищает и отстаивает его позиции, охраняет его права и законные интересы. Защитнику обвиняемый может доверить сведения, которыми не располагают ни следователь, ни прокурор, ни суд. Защитник не вправе самостоятельно распорядиться этими сведениями. Он выполняет волеизъявление обвиняемого.

Защитник вправе обжаловать любые действия и решения следователя.

43.предмет и задачи надзора за соблюдением законов при….Особенности надзора за законностью исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества

При проведении проверок законности исполнения наказания в виде ограничения свободы подлежат выяснению:

– законность нахождения осужденных в исправительных центрах;

– законность приказов, распоряжений, постановлений, администраций исправительного центра и администраций организаций, в которых работают осужденные;

– выполнение администрацией исправительного центра обязанностей по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных.

– соблюдение требований закона о порядке отбывания ограничения свободы (привлечение к работам по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности, как правило, в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю; раздельное содержание осужденных, ранее отбывших лишение свободы и имеющих судимость, от иных осужденных; раздельное содержание осужденных за преступления, совершенные в соучастии; предоставление осужденным возможности проживания с семьей и др.);

– соблюдение требований закона о материально-бытовом обеспечении осужденных (обеспечение нормой жилой площади, индивидуальными спальными местами, постельными принадлежностями и др.);

– соблюдение требований закона о медико-санитарном обеспечении осужденных;

– обеспечение условий труда осужденных;

– обеспечение администрацией организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы, привлечения их к труду с учетом состояния здоровья и профессиональной подготовки, получения ими начального профессионального образования или профессиональной подготовки;

– законность увольнения осужденных администрацией организаций, в которых они работают;

– соблюдение требований закона, регулирующих воспитательное воздействие на осужденных;

– законность применения мер поощрения, применяемых к осужденным, и привлечения к ответственности за нарушение порядка и условий отбывания ограничения свободы и за злостное уклонение от отбывания ограничения свободы;

– соблюдение администрацией исправительного центра требований закона о порядке предоставления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания осужденных или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, о порядке применения амнистии;

– соблюдение администрацией исправительного центра, администрацией организаций, в которых работают осужденные, требований закона о порядке разрешения жалоб и заявлений осужденных;

Выяснение указанных вопросов проводится путем проверок, проводимых в исправительных центрах и в организациях, в которых работают осужденные к ограничению свободы[4].

В начале проверки прокурор, как правило, беседует с начальником исправительного центра, выясняет общие вопросы, истребует сведения о количестве и наименовании организаций, где работают осужденные; числе осужденных, состоящих на учете в исправительном центре; взятых на учет, снятых с учета за соответствующий период времени. Прокурор знакомится с документами — картотекой, журналом учета, личными делами осужденных, данными о проведении розыска осужденных, скрывшихся от отбывания наказания, приказами, распоряжениями и постановлениями администрации и другими документами, исходя из конкретных данных о состоянии законности в исправительном центре.

При посещении организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы, прокурор беседует с представителями организации, с осужденными, которые там работают; знакомится с актами проведенных в этих организациях проверок, приказами администрации организаций и другими необходимыми документами.

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному праву"