Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Уголовному праву".
Подробно не касаясь далее вопросов, общих для осуществления надзора за законностью исполнения других видов наказания, следует отметить лишь специфику, свойственную проверкам исполнения законов этих видов наказаний.
При проведении проверок законности исполнения исправительных работ следует иметь в виду, что исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного. Осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).
Установлением 15-дневного срока приведения приговора (определения, постановления) в исполнение уголовно-исполнительной инспекцией преследуется цель обеспечения своевременного привлечения осужденного к отбыванию наказания, что является одним из условий его эффективности.
Проверяя соблюдение законности в уголовно-исполнительных инспекциях, прокурор выясняет, все ли распоряжения суда обращены к исполнению.
К числу выясняемых вопросов относится и отбытие осужденным полностью срока назначенного судом наказания. Началом срока отбывания исправительных работ является день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, из уголовно-исполнительной инспекции копии приговора (определения, постановления) суда и других документов. В срок наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный не работал (за исключением случаев, когда он не работал по уважительным причинам и за ним в соответствии с законом сохранялась заработная плата, а также время, в течение которого осужденный официально был признан безработным); время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним; время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также время содержания под стражей в порядке меры пресечения по другому уголовному делу в период отбывания наказания.
Осужденный, не имеющий работы, обязан трудоустроиться самостоятельно либо встать на учет в органах службы занятости. Осужденный не вправе отказаться от предложенной органами службы занятости работы или переквалификации.
Удержания из заработной платы осужденного производятся по основному месту его работы за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением пособий по безработице.
Прокурору следует обращать внимание и на исполнение требования закона о возвращении осужденному излишне удержанных сумм из его заработной платы в случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела.
При проведении проверок законности исполнения наказаний прокурорам следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 18 Уголовно-исполнительного кодекса к осужденным могут быть применены меры медицинского характера. Прокурору следует обращать внимание на соблюдение установленного законом порядка исполнения этих принудительных мер.
46.прокурорский надзор за исполнением законов в отношении несовершен. И молодежи. Прокурорский надзор за исполнением законодательства по охране прав несовершеннолетних
Несовершеннолетние — это лица, не достигшие возраста восемнадцати лет.
Несовершеннолетние не наделены дееспособностью в полном объеме и потому не в состоянии самостоятельно защищать свои права. Поэтому данными полномочиями наделяются в соответствии с законодательством РФ органы опеки и попечительства и прокуратура.
В структуре прокурорских органов существует специальная должность — помощник прокурора по делам несовершеннолетних.
Помощники прокурора по делам несовершеннолетних участвуют в судебных заседаниях, затрагивающих интересы несовершеннолетних, при этом принимают меры по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.
Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи — самостоятельное, специфическое направление надзорной деятельности прокуратуры, но, безусловно, это часть надзора за исполнением законов о защите прав личности, за исполнением законов в уголовном, гражданском судопроизводстве, за соблюдением законов в местах ограничения свободы и др.
Особо нуждаются в защите несовершеннолетние, находящиеся в местах содержания под стражей и в отношении которых вынесено постановление о привлечении к уголовной ответственности. Прокурор обязан рассматривать просьбы и жалобы таких подследственных. Несовершеннолетние, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключении под стражу, имеют право на обращение с жалобами к прокурору на действия (бездействие) администрации следственного изолятора.
Прокурорские проверки проводятся в связи с сигналами о нарушениях законов, это:
1)заявления;
2) жалобы;
3) материалы уголовных дел;
4) статистические данные о росте преступности;
5) отчеты районных организаций;
6) сигналы СМИ;
7) материалы совещаний и т. д.
Для проверки выбираются те общественно значимые направления деятельности проверяемого органа или учреждения, где нарушения законов по тем или иным причинам возможны либо наиболее вероятны.
К проверке прокурор подходит с точки зрения законности, не вмешиваясь в оперативную и организационно-методическую, педагогическую деятельность, не доходя до сплошных обследований, подмены органов контроля.
Проверки должны быть и полными, и объективными. Прокурор использует имеющуюся информацию о нарушениях законов, основывает выводы на обобщенных показателях, на доказанных фактах, выявляет причины и условия, способствующие нарушениям законов, особенно при установлении повторных фактов.
Лицам, деятельность которых проверяется, необходимо разъяснить требования действующего законодательства, затем проинформировать их о результатах проверки (на совещании, в беседе и пр.).
За устранением вскрытых нарушений должен быть установлен контроль, в том числе путем проведения контрольной проверки.
Указанные проверки осуществляются в РОВД и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав регулярно, независимо от сигналов о нарушениях законов.
Ограничение свободы, меры административного воздействия относятся к числу особо острых мер реагирования государства на поведение граждан, поэтому важно максимальное соблюдение законности этих мер.
Прокурор применяет меры прокурорского реагирования по результатам расследования и рассмотрения отдельных дел и материалов, а также по группе (категории) обобщенных материалов и дел, что всегда выглядит более доказательно. По таким материалам выносятся постановления о возбуждении дисциплинарного производства в отношении работников образования и т. п.
48.Участие прокурора в судебном разбирательстве.. Прокурор участвует в рассмотрении дел судом первой инстанции как представитель государства и является гарантом законности при осуществлении судопроизводства. Его задачей является не только защита прав и законных интересов граждан при осуществлении правосудия, но и защита государственных и общественных интересов. Одновременно он осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших преступления.
Важной и сложной формой уголовного преследования и надзора за законностью судебных постановлений является поддержание обвинения по конкретному уголовному делу.
Прокурор вправе вступить в дело в любой стадии уголовного процесса, а суд, соответственно, обязан допустить прокурора к участию в деле.
Прокурор обязан принять участие в деле, если суд признал его участие необходимым и направил об этом уведомление. При этом суд вправе обязать прокурора принять участие в деле, которое не отнесено законом к обязательной категории участия государственного обвинителя, но является сложным, с точки зрения судьи, слишком объемным или имеет особый общественный резонанс.
Задачей государственного обвинителя является поддержание государственного обвинения, изобличение виновных в совершении преступлений, обеспечение полноты, всесторонности и объективности судебного разбирательства, а также обеспечение соблюдения прав и законных интересов участников процесса, то есть осуществление правозащитной функции, в том числе освобождение от ответственности лиц, не виновных в совершении преступления.
Поддерживая государственное обвинение прокурор руководствуется внутренним убеждением, самостоятельно формирует свою позицию по уголовному делу на основании исследования данных, полученных в процессе предварительного и судебного следствия. Он не связан выводами, сделанными на стадии предварительного расследования и сформулированными в обвинительном заключении, а также не связан и позицией прокурора, утвердившего обвинительное заключения. В этом состоит особенность процессуального положения прокурора, поддерживающего государственное обвинение, и его самостоятельность.
Если данные судебного следствия не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения, то государственный обвинитель обязан отказаться от него. При наличии оснований он обязан изменить обвинение в сторону его смягчения.
Выступая в качестве государственного обвинителя прокурор обязан активно участвовать в судебном разбирательстве. Он вправе знакомиться со всеми материалами уголовного дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства, отводы, высказывать мнение по поводу заявленных ходатайств и отводов, давать заключения по вопросам, возникающим при рассмотрении уголовного дела, обращать внимание суда на нарушения требований закона, выступать в прениях, опротестовывать незаконное и необоснованное судебное постановление.
В то же время, государственный обвинитель как участник процесса обязан подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении порядка в судебном заседании. Если суд не удовлетворил ходатайство прокурора, не прислушался к его мнению или заключению, а это привело к принятию судом неправильного решения по существу дела, прокурор отражает эти обстоятельства в своем протесте, принесенном в кассационную инстанцию.
Качество поддержания государственного обвинения зависит от многих факторов. Одним из них является подготовка к судебному заседанию. Только хорошо информированный и подготовленный прокурор может решить весь комплекс проблем, возникающих в ходе судебного процесса. Незнание или слабое знание материалов уголовного дела является причиной пассивной роли государственного обвинителя в судебном заседании, что, в свою очередь, исключает его реальное влияние на ход и результат судебного процесса.
Государственный обвинитель следит за тем, как разъясняются и соблюдаются права различных участников процесса, обращает внимание суда на обнаруженные им нарушения законодательства, так как в совокупности эти нарушения могут способствовать вынесению неправосудного приговора. Например, не обеспечение надлежащим образом права подсудимого на защиту, рассмотрение дела при несвоевременном получении подсудимым копии обвинительного заключения могут повлечь за собой отмену приговора.
Речь прокурора имеет большое общественное и процессуальное значение. В ней формулируется окончательная позиция государственного обвинителя по делу, вносятся предложения, выслушав которые, судьи получают возможность всесторонне разобраться в деле, лучше познать истину, принять правильное решение. Таким образом, речь прокурора способствует формированию внутреннего убеждения судей, вынесению законного и обоснованного приговора. Его речь должна не только способствовать правильному разрешению судом вопросов, связанных с постановлением приговора, но и иметь воспитательное значение.
На структуру, содержание, продолжительность обвинительной речи влияет много факторов. Среди них особенности дела, характер имеющихся доказательств и их источники, личность и позиция подсудимого по отношению к предъявленному обвинению, место рассмотрения дела, состав аудитории, актуальность случившегося, индивидуальные качества обвинителя и его позиция.
Подготовка речи государственного обвинителя в ходе судебного заседания связана с организационными сложностями. Ему нужно одновременно и участвовать в судебном следствии, и продумывать свое выступление.
Подготовка к выступлению в прениях может быть осуществлена в разных формах и зависит от конкретных обстоятельств уголовного дела.
Можно выделить следующие формы подготовки обвинительной речи:
1) написание речи целиком;
2) составление мысленного плана и выступление "экспромтом";
3) составление письменного плана;
4) составление письменных заметок;
5) изготовление тезисов выступления.
Практика поддержания государственного обвинения показывает, что прокуроры при подготовке обвинительной речи иногда комбинируют указанные формы. Так, помимо составления письменного плана или тезисов речи, они используют заметки.
Композиционная структура речи государственного обвинителя законом не определена. При ее построении прокурор исходит из тех вопросов, которые разрешает суд при постановлении приговора в соответствии с требованиями ст. 303 УПК РСФСР.