Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:50, шпаргалка
Понятие уголовно-исполнительной политики, ее основные положения.
Политика – это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим базисом. Место, которое занимает политика, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности к праву.Право – это средство выражения и закрепления политики. Политика и право диалектически связаны, поэтому право тоже оказывает влияние на политику, которое выражается посредством реализации норм, закрепляющих принципы политики.
Понятие уголовно-исполнительной политики, ее основные положения.
Понятие и признаки уголовно-исполнительного права.
Место уголовно-исполнительного права в системе российского права и его взаимосвязь с другими отраслями права.
История развития пенитенциарного законодательства и права в России.
Понятие и классификация международно-правовых актов и стандартов обращения с осужденными.
Система общеправовых принципов уголовно-исполнительного права и их реализация в правовом регулировании исполнения наказания.
Система межотраслевых принципов уголовно-исполнительного права и их реализация в правовом регулировании исполнения наказания.
Система специальных (отраслевых) принципов уголовно-исполнительного права и их реализация в правовом регулировании исполнения наказания.
Понятие и виды норм уголовно-исполнительного права.
Структура норм уголовно-исполнительного права.
Понятие уголовно-исполнительного законодательства, его цели и задачи.
Реформа уголовно-исполнительного законодательства.
Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. -7
Соотношение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации с международно-правовыми актами, относящимися к исполнению наказаний и обращению с осужденными.
Характеристика дефинитивных, управомачивающих, обязывающих, запрещающих, поощрительных и правоохранительных норм уголовно - исполнительного права.
Действие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в пространстве и во времени.
Система учреждений и органов, исполняющих наказания, понятие и социальное назначение.
Взаимодействие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с органами государственной власти, органами местного самоуправления, судом и иными правоохранительными органами.
Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Ведомственный контроль и прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Основания и цели содержания под стражей. Правовая природа и принципыыы содержания под стражей.
Следственный изолятор как место содержания под стражей.
Порядок исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста.
Правовое регулирование исполнения обязательных работ.
Правовое регулирование исполнения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Правовое регулирование исполнения штрафа.
Правовое регулирование исполнения лишения специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Организация исполнения наказания в виде принудительных работ.
Условия отбывания наказания и применение мер исправительного воздействия в виде исправительных работ.
Правовое регулирование исполнения наказания в виде ограничения свободы.
Понятие и критерии классификации осужденных к наказаниям, связанным лишением свободы.
Порядок назначения осужденным вида исправительного учреждения для отбывания наказания в виде лишения свободы.
Правовое регулирование отбывания наказания в исправительных колониях общего режима.
Правовое регулирование отбывания наказания в исправительных колониях строгого режима.
Правовое регулирование отбывания наказания в исправительных колониях особого режима.
Назначение, задачи тюрем и их место в уголовно-исполнительной системе.
Назначение и особенности условий отбывания наказания в колониях-поселениях.
Назначение и условия отбывания лишения свободы в воспитательных колониях.
Порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин.
Понятие и назначение института изменения условий содержания осужденных к лишению свободы.
Виды, содержание мер поощрения, применяемых к лицам, лишенным свободы. Их основная задача и социальная ценность.
Виды мер взыскания и их классификация. Правовое регулирование оснований и порядка применения к осужденным мер взыскания.
Правовое регулирование исполнения уголовного наказания в виде смертной казни.
Основания освобождения от отбывания наказания. Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения.
Отсрочка отбывания наказания осужденным.
Порядок представления различных категорий осужденных к лишению свободы к досрочному освобождению от отбывания наказания.
Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных.
Правовое положение лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы.
Социальная адаптация лиц, освобожденных от отбывания наказания.
Правовое регулирование контроля за условно осужденными.
В диспозиции сосредоточена сердцевина нормы – правила поведения субъектов и участников правоотношения, определены их права и обязанности. Нормы права и статьи закона не обязательно совпадают. В статьях нередко содержится несколько норм.
В качестве санкции рассматриваются предусмотренные нормой права последствия нарушения установленных ею правил поведения. Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права, в отличие от норм уголовного права, является то, что они могут находиться в одной статье (ст. 115 УИК), но применяются за нарушение правил поведения, установленных в других статьях УИК. Кроме того, санкции, установленные в УИК, применяются только к одному субъекту – осужденному, иные субъекты и участники несут ответственность в соответствии с нормами административного или трудового права.
11.Понятие уголовно-
12.Реформа уголовно-
13.Структура и содержание
Статья 3. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и международно-правовые акты
[Уголовно-исполнительный кодекс РФ] [Глава 1] [Статья 3]
1. Уголовно-исполнительное
законодательство Российской
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора.
15.Характеристика
В Уголовно-исполнительном кодексе можно выделить большую группу норм: бланкетных и отсылочных.
В бланкетной норме (ст. 84, ч. 2 ст. 103 УИК) делается ссылка на соответствующую отрасль законодательства, регулирующую общественные отношения, которые возникают в связи с исполнением наказания. Кроме того, с их помощью более четко определяется предмет правового регулирования нормами уголовно-исполнительного законодательства.
Отсылочные нормы (ч. 3 ст. 113, ч. 3 ст. 114, ч. 4 ст. 115 УИК РФ) отсылают к другим нормам УИК, облегчают правоприменительную деятельность, позволяют избежать дублирование норм. Они имеют внутриотраслевое назначение.
Нормы уголовно-исполнительного права классифицируют по отдельным видам, а в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения, их принято подразделять на: регулятивные, поощрительные, охранительные.
Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных правоотношений. В зависимости от характера установленных правил и обязанностей они, в свою очередь, делятся на:
а) обязывающие – устанавливающие требования к субъектам совершать определенные действия (ст. 82 УИК);
б) уполномочивающие – предоставляют субъектам выбор варианта поведения в рамках, установленных законом (ч. 4 ст. 89 УИК);
в) запрещающие – устанавливают требования к субъектам воздержаться от определенных действий, которые оцениваются законом как неправомерные. Запрет в норме закона может устанавливаться как в общей (ч. 4 ст. 103 УИК), так и в конкретной форме (ч. 1 ст. 90 УИК).
Поощрительные нормы в уголовно-исполнительном праве направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения, исправление осужденных (ст. 108, 109, ч. 1 ст. 111, ст. 112, 113 УИК и др.).
Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания, реализацию иных норм уголовно-исполнительного права (ст. 102, 115 УИК).
16Действие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в пространстве и во времени.
Действие в пространстве. Согласно ч. 1 ст. 6 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации неукоснительно применяется на всей территории страны. Не предусматривается исключений ни для одного субъекта Российской Федерации, а нормативные правовые акты, принятые по вопросам исполнения уголовных наказаний субъектами Российской Федерации и противоречащие УИК РФ, не имеют юридической силы и подлежат отмене.
Наказание исполняется по месту вынесения приговора. Если преступление совершено иностранцем в чужой стране, возможна передача для исполнения наказания в его родное государство (институт передачи осужденных), но при определенных условиях.
Государство вынесения приговора должно представить государству исполнения ряд документов, среди которых: копия приговора и документ по вступлению его в силу; текст статьи закона, на основании которого лицо осуждено; документ об отбытой части наказания; документ о согласии на передачу и др. Затем человек либо начинает отбывать срок, который определен в приговоре (за исключением уже отбытой части наказания), либо сначала производится преобразование наказания.
Действие во времени. В соответствии со ст. 2 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г., № 5–ФЗ, датой принятия Федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Согласно ст. 6 этого ФЗ конституционные и федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официальной публикации, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Если порядок и условия отбывания наказания ужесточаются во время его исполнения, то применяется последняя правовая норма, предусматривающая такое ужесточение.
17.Система учреждений и органов, исполняющих наказания, понятие и социальное назначение.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно-исполнительная система включает в себя:
– учреждения, исполняющие наказания;– территориальные органы управления уголовно-исполнительной системы;– центральные органы управления уголовно-исполнительной системы.
Кроме того, в уголовно-исполнительную систему могут входить создаваемые по решению Правительства РФ учреждения и органы, обеспечивающие ее нормальную работу: следственные изоляторы; предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; научно-исследовательские.
Для исполнения наказания созданы специальные органы и учреждения.
Наказание в виде штрафа исполняется судом, вынесшим приговор, либо судом по месту жительства (работы) осужденного.
Конкретно наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями на основании законов Российской Федерации «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве».
Наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются уголовно-исполнительной инспекцией по жесту жительства, работы осужденного, исправительным центром, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью.
Требование приговора по лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными аннулировать решение на занятие соответствующей деятельностью.
Наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются судом, вынесшим приговор.
Требования
приговора исполняются соответс
Наказания в виде обязательных и исправительных работ исполняются уголовно-исполнительной инспекцией.
Наказания в виде обязательных работ исполняются на основании Положения «Об уголовно-исполнительных инспекциях», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г.
Наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы и смертной казни исполняются учреждениями уголовно-исполнительной системы; ограничение свободы – исправительными центрами; ареста – арестными домами; лишения свободы – исправительными колониями; в их систему входят колонии-поселения; колонии общего, строгого и особого режима; тюрьмы и воспитательные колонии. Осужденные могут отбывать наказание также в лечебных исправительных учреждениях; в следственных изоляторах могут отбывать наказание осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.
Наказания военнослужащих: содержание в дисциплинарной воинской части в соответствующей части; арест на гауптвахте; ограничение по военной службе командованием воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, в которых проходят службу указанные военнослужащие.
Таким образом, уголовно-исполнительная система регламентируется федеральным законодательством.
18.Взаимодействие учреждений и органов
уголовно-исполнительной системы с органами
государственной власти, органами местного
самоуправления, судом и иными правоохранительными
органами.
Органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления
активно взаимодействуют с исправительными учреждениями в деле реализации
гарантий правовой и социальной защиты
их персонала. Законодательством предусмотрены
определенные финансовые преимущества
сотрудникам исправительных учреждений, льготы в обеспечении
жильем, детскими садами, телефонной связью.
Органы местного самоуправления определяют
границы территорий, прилегающих к исправительным учреждениям, и устанавливают
режимные требования на этих территориях.
Взаимодействие с органами госу-дарственной власти и управления, органами местного самоуправления
необходимо в проведении воспитательной
работы с осужденными.
разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют
соблюдение условий отбывания наказания; проводят с
осужденными воспитательную работу; контролируют
их поведение;
г) наказание в виде ограничения
свободы исполняется учреждениями
уголовно-исполнительной системы. Осужденные
к ограничению свободы отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных
центрах в пределах территории субъекта
РФ, в котором они проживали или были осуждены;
д) условно осужденные находятся под контролем
уголовно-исполнительной инспекции;
суд:
а)наказания в виде штрафа
и конфискации имущества исполняются судом, вынесшим
приговор, судом по местонахождению имущества
и судом по месту работы осужденного;
б) наказание в виде лишения
специального, воинского или почетного
званий, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим
приговор. Требования приговора исполняются должностным
лицом, присвоившим звание, классный чин
или наградившим государственной наградой.
Требования приговора исполняются соответствующими органами РФ;
наказания военнослужащих исполняются: содер-жание
в дисциплинарной воинской части - специально
предназначенными для этого дисциплинарными
воинскими частями; арест - командованием
гарнизонов на гауптвахтах для осужденных
военнослужащих или в соответствующих
отделениях гарнизонных гауптвахт; ограничение
по военной службе - командованием воинских
частей, учреждений, органов и
воинских формирований, в который проходят
службу военнослужащие.
же осужденные, достигшие совершеннолетия,
но оставленные в воспитательных колониях.
Осужденные к лишению свободы, достигшие
возраста 18 лет, остаются в воспитательной
колонии, но не более чем до достижения
ими 21 года. В воспитательной колонии существуют
4 вида условий содержания: обычные; строгие;
облегченные; льготные; 3. Тюрьмы - в них
направляются только мужчины:
совершившие особо тяжкие преступления;
осужденные к лишению свободы на срок
свыше 5 лет;
совершившие преступления при особо опасном
рецидиве;
злостные нарушители режима, переведенные
по определению суда в тюрьму из исправительной
колонии общего или строгого режима на
срок свыше 3 лет;
Лечебные исправительные учреждения - в них содержатся
следующие категории осужденных: больные
алкоголизмом или наркоманией, а также
страдающие психическим расстройствами.
Мужчины и женщины содержатся отдельно
в санитарных 00 палатах под вооруженной
охраной; i—
Следственный изолятор - в СИЗО для работ
по хозяйственному обслуживанию с согласия
осужденного на основании приказа начальника
СИЗО могут быть оставлены:
впервые осужденные к лишению свободы
за преступления небольшой и средней тяжести
на срок не свыше 5 лет;
за совершение преступлений средней тяжести
- не свыше 3 лет. Они содержатся в незапертых
по- мешрниях отдельно от обвиняемых, подозреваемых
и иных содержащихся в СИЗО лиц и работают
в качестве дворников, поваров, столяров;
Арестные дома - это наказание заключается
в содержании осужденных в камерах в условиях
строгой изоляции от общества. Арест не
назначается лицам, не достигшим к моменту
вынесения приговора 16 лет, беременным
женщинам, женщинам имеющим детей до 14
лет.
19.Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание, осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления, проводится судебный и ведомственный контроль, а также прокурорский надзор за соблюдением законности.
Статья 4 Федерального закона от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусматривает, что органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации в пределах их полномочий:
– входят с предложениями или дают согласие на создание и ликвидацию учреждений, исполняющих наказания, а также о назначении на должность и освобождении от должности начальников соответствующих территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы;
– оказывают содействие в комплектовании квалифицированными кадрами персонала учреждений, исполняющих наказания;
– создают учреждениям, исполняющим наказания, условия для их деятельности и привлечения приговоренных к труду, а также обеспечивают реализацию гарантий правовой и социальной защиты персонала учреждений и членов их семей;
– привлекают для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных обстоятельств персонал дислоцированных в районах указанных событий учреждений, исполняющих наказания; в случаях, не терпящих промедления, – с уведомлением соответствующих территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы;
– устанавливают для персонала дополнительные гарантии социальной защиты за счет соответствующих бюджетов.
Данными полномочиями учреждений обладают и органы местного самоуправления, которые также определяют границы территорий, прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, и устанавливают режимные требования на этих территориях.
Органы государственной власти и управления мэрии, городские и районные администрации, муниципалитеты, префектуры обладают властными полномочиями в решении экономических, социальных, хозяйственных, экологических, коммунальных и других вопросов местного значения.
Они имеют право осуществлять проверки-посещения исправительных учреждений, по результатам которых принимаются решения с оценкой выявленных недостатков, определяются меры по оказанию помощи данным учреждениям.
Судебный контроль – это одна из важнейших форм поддержания законности при исполнении наказания. Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, а также об изменении вида исправительного учреждения. Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказания.