Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:50, шпаргалка
Понятие уголовно-исполнительной политики, ее основные положения.
Политика – это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим базисом. Место, которое занимает политика, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности к праву.Право – это средство выражения и закрепления политики. Политика и право диалектически связаны, поэтому право тоже оказывает влияние на политику, которое выражается посредством реализации норм, закрепляющих принципы политики.
Понятие уголовно-исполнительной политики, ее основные положения.
Понятие и признаки уголовно-исполнительного права.
Место уголовно-исполнительного права в системе российского права и его взаимосвязь с другими отраслями права.
История развития пенитенциарного законодательства и права в России.
Понятие и классификация международно-правовых актов и стандартов обращения с осужденными.
Система общеправовых принципов уголовно-исполнительного права и их реализация в правовом регулировании исполнения наказания.
Система межотраслевых принципов уголовно-исполнительного права и их реализация в правовом регулировании исполнения наказания.
Система специальных (отраслевых) принципов уголовно-исполнительного права и их реализация в правовом регулировании исполнения наказания.
Понятие и виды норм уголовно-исполнительного права.
Структура норм уголовно-исполнительного права.
Понятие уголовно-исполнительного законодательства, его цели и задачи.
Реформа уголовно-исполнительного законодательства.
Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. -7
Соотношение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации с международно-правовыми актами, относящимися к исполнению наказаний и обращению с осужденными.
Характеристика дефинитивных, управомачивающих, обязывающих, запрещающих, поощрительных и правоохранительных норм уголовно - исполнительного права.
Действие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в пространстве и во времени.
Система учреждений и органов, исполняющих наказания, понятие и социальное назначение.
Взаимодействие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с органами государственной власти, органами местного самоуправления, судом и иными правоохранительными органами.
Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Ведомственный контроль и прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Основания и цели содержания под стражей. Правовая природа и принципыыы содержания под стражей.
Следственный изолятор как место содержания под стражей.
Порядок исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста.
Правовое регулирование исполнения обязательных работ.
Правовое регулирование исполнения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Правовое регулирование исполнения штрафа.
Правовое регулирование исполнения лишения специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Организация исполнения наказания в виде принудительных работ.
Условия отбывания наказания и применение мер исправительного воздействия в виде исправительных работ.
Правовое регулирование исполнения наказания в виде ограничения свободы.
Понятие и критерии классификации осужденных к наказаниям, связанным лишением свободы.
Порядок назначения осужденным вида исправительного учреждения для отбывания наказания в виде лишения свободы.
Правовое регулирование отбывания наказания в исправительных колониях общего режима.
Правовое регулирование отбывания наказания в исправительных колониях строгого режима.
Правовое регулирование отбывания наказания в исправительных колониях особого режима.
Назначение, задачи тюрем и их место в уголовно-исполнительной системе.
Назначение и особенности условий отбывания наказания в колониях-поселениях.
Назначение и условия отбывания лишения свободы в воспитательных колониях.
Порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин.
Понятие и назначение института изменения условий содержания осужденных к лишению свободы.
Виды, содержание мер поощрения, применяемых к лицам, лишенным свободы. Их основная задача и социальная ценность.
Виды мер взыскания и их классификация. Правовое регулирование оснований и порядка применения к осужденным мер взыскания.
Правовое регулирование исполнения уголовного наказания в виде смертной казни.
Основания освобождения от отбывания наказания. Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения.
Отсрочка отбывания наказания осужденным.
Порядок представления различных категорий осужденных к лишению свободы к досрочному освобождению от отбывания наказания.
Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных.
Правовое положение лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы.
Социальная адаптация лиц, освобожденных от отбывания наказания.
Правовое регулирование контроля за условно осужденными.
1) отбытие срока наказания;2) отмена приговора суда с прекращением производства по делу;3) условно-досрочное освобождение от отбывания наказания;4) замена неотбытой части наказания более мягким;5) помилование или амнистия;6) тяжелая болезнь;
7) иные основания, предусмотренные законом. Таким образом, отбывание лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста, лишения свободы на определенный срок, а также отбывание ограничения по военной службе и содержания в дисциплинарной воинской части прекращаются в последний день срока наказания.
Осужденные к ограничению свободы, аресту и лишению свободы на определенный срок освобождаются в первой половине последнего дня срока наказания. Если срок наказания оканчивается в выходной или в праздничный день, осужденный освобождается в предвыходной или в предпраздничный день.
При исчислении срока наказания в месяцах он истекает в соответствующее число последнего месяца, а если данный месяц не имеет соответствующего числа – в последний день этого месяца.
При освобождении осужденному выдаются принадлежащие ему вещи и ценности, средства, хранящиеся на его лицевом счете, личные документы и ценные бумаги, документы о его трудовой деятельности и справка об освобождении. Последняя бывает трех видов: форма «А» выдается осужденным, которые освобождаются в связи с прекращением производства. Форма «Б» выдается осужденным, имеющим исполнительные листы; форма «В» – всем остальным освобождающимся.
Паспорт, трудовая книжка и пенсионное удостоверение выдаются осужденному на руки.
Досрочное освобождение
от отбывания наказания производит
Осужденному, освобождаемому от отбывания наказания вследствие отмены приговора, начальником учреждения от имени государства приносится официальное извинение, ему разъясняются права на восстановление имущественных, трудовых, жилищных и иных утраченных на время отбывания наказания прав.
Осужденные военнослужащие освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в случае заболевания, делающего их негодными к военной службе. Неотбытая часть наказания может быть заменена им более мягким. Такая же замена может быть сделана в случае увольнения осужденных с военной службы по предусмотренным в законе основаниям.
Таким образом, освобождение от отбывания наказания в некоторых случаях является обоснованным и соответствует целям и задачам уголовно-исполнительного права.
45.Отсрочка отбывания наказания осужденным.
Осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, отбывающим наказание в исправительной колонии, судом может быть предоставлена отсрочка от отбывания наказания в период беременности и до достижения ребенком возраста 14 лет.
Отсрочка отбывания наказания не применяется к женщинам, осужденным на срок свыше пяти лет за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности.
В законодательстве не установлен срок, требуемый для предоставления отсрочки отбывания наказания.
Администрация исправительного учреждения самостоятельно решает, когда осужденная женщина, имеющая малолетнего ребенка, может быть представлена к отсрочке от отбывания наказания.
Условием отсрочки является убежденность администрации исправительного учреждения в том, что женщина достигла необходимой степени исправления и может жить в условиях свободы. У осужденной женщины или у родственников должны быть жилье и другие условия, обеспечивающие ее нормальное проживание с ребенком.
Если осужденная женщина будет проживать в семье или с родственниками, то закон требует письменного согласия семьи или родственников принять осужденную с ребенком для самостоятельного проживания.
Администрация исправительного учреждения направляет в суд представление, к которому прилагаются характеристика осужденной, справка о согласии родственников принять ее и ребенка, предоставить им жилье и создать необходимые условия для проживания либо справка о наличии у нее жилья и необходимых условий проживания, медицинское заключение о беременности либо справка о наличии ребенка, а также личное дело осужденной.
Администрация исправительного учреждения, получив определение суда об отсрочке отбывания наказания в отношении осужденной, освобождает ее.
С нее берется подписка о явке в уголовно-исполнительную инспекцию в 3-дневный срок со дня прибытия.
Осужденная следует к месту жительства самостоятельно, за счет государства.
Уголовно-исполнительная инспекция, получив копию определения суда об отсрочке отбывания наказания, ставит осужденную на учет и осуществляет контроль за ее поведением, о чем в 3-дневный срок сообщает в исправительное учреждение по месту освобождения осужденной.
В случае неприбытия осужденной в 2-недель-ный срок уголовно-исполнительная инспекция осуществляет первоначальные розыскные мероприятия и при недостижении результатов объявляет розыск осужденной.
За повторное нарушение общественного порядка или трудовой дисциплины, если в первый раз применялись меры административного или дисциплинарного взыскания, либо при уклонении от воспитания ребенка и ухода за ним уголовно-исполнительная инспекция объявляет осужденной предупреждение.
Если осужденная отказалась от ребенка или продолжает уклоняться от его воспитания, уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление об отмене отсрочки.
Осужденная считается уклоняющейся от воспитания ребенка, если она, официально не отказавшись от ребенка, оставила его в родильном доме или передала в детский дом, в том случае если ведет антиобщественный образ жизни и не занимается воспитанием ребенка и уходом за ним, либо оставила ребенка родственникам или иным лицам, либо скрылась, либо совершает иные действия, свидетельствующие об уклонении от воспитания ребенка.
46.Порядок представления
различных категорий
Освободиться из мест лишения свободы раньше назначенного по приговору суда срока наказания, осужденному закон дает следующие возможности: помилование; амнистия; условно-досрочное освобождение; освобождение по состоянию здоровья.
Положения закона являются обязательными для исполнения всеми органами власти и учреждениями уголовно-исполнительной системы.
Ходатайствовать об условно-досрочном освобождении имеют право: сам осужденный; его адвокат или законный представитель (для несовершеннолетних осужденных законным представителем может быть кто-либо из родителей либо опекун).
Родственники
Ходатайство об условно-досрочном освобождении направляется в суд по месту отбывания наказания. Решение о применении УДО принимает рассматривающий ходатайство судья единолично.
Однако, при подготовке процедуры УДО необходимо учитывать конкретные особенности того учреждения, в котором отбывает наказание осужденный. Решение об УДО выносит суд по месту отбывания наказания и главным документом, который влияет на решение судьи, является характеристика осужденного из исправительного учреждения.
Если осужденный имеет непогашенные взыскания, то шансов условно освободиться у него нет. Взыскания должны быть сняты.
Родственники могут оказать поддержку осужденному, если соберут справки, которые могут быть учтены при рассмотрении ходатайства, а именно: сложное материальное положение семьи; наличие у осужденного малолетних детей, находящихся у него на иждивении; справка от какой-либо организации, готовой принять осужденного на работу после освобождения (таковая справка не является обязательной, однако, если администрация рекомендует ее предоставить, лучше постараться это требование выполнить, тем более, что никаких обязательств на потенциального работодателя она не накладывает); состояние здоровья родителей или иных близких родственников, которые нуждаются в его моральной и материальной поддержке; состояние здоровья самого осужденного.
В случае, если срок наказания невелик либо если осужденный по той или иной причине переводился из одного учреждения УИС в другое, необходимо знать, что новые положения закона требуют лишь отбыть ту часть наказания, которая дает осужденному право на УДО.
Кроме того, согласно новому закону, по отбытии той части срока, которая дает осужденному право на УДО, администрация учреждения обязана инициировать данную процедуру по собственной инициативе.
Начальник исправительного учреждения, как только в отношении лица, отбывающего наказание, появляется возможность применения УДО, обязан изучить его личное дело и собрать комиссию по УДО. Комиссия состоит только из сотрудников исправительного учреждения и является исключительно консультативным (для решения суда) органом.
Комиссия составляет и направляет в суд представление на УДО. Начальник исправительного учреждения обладает значительными полномочиями. Так, он может направить в суд такое представление, в котором рекомендации об условно-досрочном освобождении осужденного отсутствуют.
Судья может либо отказать в УДО, либо освободить лицо, отбывающее наказание, как с наложением на него определенных законом обязанностей, так и без наложения подобных обязанностей.\
47.Обязанности администрации
учреждений, исполняющих наказания,
по содействию в трудовом и
бытовом устройстве
Данный вопрос регламентируется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уголовно-исполнительным кодексом, Трудовым кодексом, Жилищным кодексом, а также, что немаловажно, подзаконными нормативными актами.
В Конституции говорится, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на труд и на жилище, но, к сожалению, данные конституционные нормы зачастую нарушаются. Лица, освобождаемые из мест заключения, оказываются бесправными.
В настоящее время в условиях нестабильности общества, роста безработицы осужденные, освобождающиеся из исправительных учреждений, испытывают значительные трудности, особенно в трудовом и бытовом устройстве, что нередко подталкивает их к совершению новых преступлений.
Администрация уголовно-исполнительных учреждений, территориальные органы внутренних дел во взаимодействии с органами местного самоуправления проводят большую подготовительную работу по подготовке осужденных к освобождению.
Не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока ограничения или лишения свободы в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев после вступления приговора в законную силу администрация учреждения уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.
В отношении осужденных несовершеннолетних, не имеющих родителей или иных лиц, у которых они могут проживать, а также несовершеннолетних, родители которых лишены родительских прав, администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет такую информацию в комиссию по делам несовершеннолетних по избранному освобождаемым месту постоянного жительства для оформления опеки или попечительства.
Инвалиды II и III группы, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.
Непосредственно этап подготовки
к освобождению начинается с того,
что с осужденного берется
заявление в установленной форм
На основании
этого заявления администрация
В необходимых случаях в письме содержится просьба решить через мэрию или местную администрацию вопрос о предоставлении осужденному жилья и работы.
Если освобождаемое лицо не нуждается в помощи, то заявление не направляется в органы внутренних дел.
Нередки случаи, когда оттуда поступают ответы о невозможности трудового и бытового устройства освобождаемого по избранному месту жительства.
В этом случае старший инспектор по трудовому и бытовому устройству ставит в известность осужденного и с его согласия принимает меры к решению вопроса о трудовом и бытовом устройстве в других местах.
Таким образом, администрация уголовно-исполнительных учреждений способствует благоустройству освобождаемых лиц из-под стражи.
48.Правовое положение
лиц, отбывших уголовное
Гражданин, отбывший уголовное наказание, имеет права, установленные для граждан Российской Федерации. Особое значение для освобождаемых граждан имеет право на труд, жилище, получение социальной помощи.
Практика показывает, что лица, освобожденные из исправительных учреждений, предпочитаюттрудоустраиваться самостоятельно, без помощи государственных органов.
Для этого необходимо обратиться в центр занятости по месту жительства. В соответствии с совместным указанием МВД РФ и Федеральной службы занятости РФ от 28 сентября 1992 г. освобожденные от наказания имеют право первоочередного трудоустройства. Гражданин, обратившийся в службу занятости, должен представить паспорт и документ об образовании. При отсутствии паспорта он должен быть предварительно получен в отделении милиции.
Помимо этого, представляется трудовая книжка, а в случае отсутствия – справка с последнего места работы. Освобожденные из мест лишения свободы представляют также справку об освобождении.