Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:50, шпаргалка
Понятие уголовно-исполнительной политики, ее основные положения.
Политика – это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим базисом. Место, которое занимает политика, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности к праву.Право – это средство выражения и закрепления политики. Политика и право диалектически связаны, поэтому право тоже оказывает влияние на политику, которое выражается посредством реализации норм, закрепляющих принципы политики.
Понятие уголовно-исполнительной политики, ее основные положения.
Понятие и признаки уголовно-исполнительного права.
Место уголовно-исполнительного права в системе российского права и его взаимосвязь с другими отраслями права.
История развития пенитенциарного законодательства и права в России.
Понятие и классификация международно-правовых актов и стандартов обращения с осужденными.
Система общеправовых принципов уголовно-исполнительного права и их реализация в правовом регулировании исполнения наказания.
Система межотраслевых принципов уголовно-исполнительного права и их реализация в правовом регулировании исполнения наказания.
Система специальных (отраслевых) принципов уголовно-исполнительного права и их реализация в правовом регулировании исполнения наказания.
Понятие и виды норм уголовно-исполнительного права.
Структура норм уголовно-исполнительного права.
Понятие уголовно-исполнительного законодательства, его цели и задачи.
Реформа уголовно-исполнительного законодательства.
Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. -7
Соотношение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации с международно-правовыми актами, относящимися к исполнению наказаний и обращению с осужденными.
Характеристика дефинитивных, управомачивающих, обязывающих, запрещающих, поощрительных и правоохранительных норм уголовно - исполнительного права.
Действие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в пространстве и во времени.
Система учреждений и органов, исполняющих наказания, понятие и социальное назначение.
Взаимодействие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с органами государственной власти, органами местного самоуправления, судом и иными правоохранительными органами.
Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Ведомственный контроль и прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Основания и цели содержания под стражей. Правовая природа и принципыыы содержания под стражей.
Следственный изолятор как место содержания под стражей.
Порядок исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста.
Правовое регулирование исполнения обязательных работ.
Правовое регулирование исполнения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Правовое регулирование исполнения штрафа.
Правовое регулирование исполнения лишения специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Организация исполнения наказания в виде принудительных работ.
Условия отбывания наказания и применение мер исправительного воздействия в виде исправительных работ.
Правовое регулирование исполнения наказания в виде ограничения свободы.
Понятие и критерии классификации осужденных к наказаниям, связанным лишением свободы.
Порядок назначения осужденным вида исправительного учреждения для отбывания наказания в виде лишения свободы.
Правовое регулирование отбывания наказания в исправительных колониях общего режима.
Правовое регулирование отбывания наказания в исправительных колониях строгого режима.
Правовое регулирование отбывания наказания в исправительных колониях особого режима.
Назначение, задачи тюрем и их место в уголовно-исполнительной системе.
Назначение и особенности условий отбывания наказания в колониях-поселениях.
Назначение и условия отбывания лишения свободы в воспитательных колониях.
Порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин.
Понятие и назначение института изменения условий содержания осужденных к лишению свободы.
Виды, содержание мер поощрения, применяемых к лицам, лишенным свободы. Их основная задача и социальная ценность.
Виды мер взыскания и их классификация. Правовое регулирование оснований и порядка применения к осужденным мер взыскания.
Правовое регулирование исполнения уголовного наказания в виде смертной казни.
Основания освобождения от отбывания наказания. Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения.
Отсрочка отбывания наказания осужденным.
Порядок представления различных категорий осужденных к лишению свободы к досрочному освобождению от отбывания наказания.
Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных.
Правовое положение лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы.
Социальная адаптация лиц, освобожденных от отбывания наказания.
Правовое регулирование контроля за условно осужденными.
Таким образом, за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц.
20. Ведомственный контроль и прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 22 УИК РФ. Для этой цели созданы специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свою деятельность с тем, чтобы:
– лица, задержанные и подвергнутые аресту в процессе расследования, содержались в порядке и в сроки, соответствующие закону;– обращение к исполнению приговоров производилось в строгом соответствии с законом и в установленные сроки;– содержание осужденных в местах лишения свободы производилось не иначе как на основании и в порядке, установленном законом;– соблюдалось законодательство о порядке и условиях отбывания наказания, исправления осужденных в местах лишения свободы;– своевременно и в соответствии с законом исполнялось наказание, не связанное с лишением свободы.
Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний существенно отличается от других видов надзора по методам его осуществления и по полномочиям прокурора. Прокурор не только проверяет законность правовых актов, издаваемых администрациями учреждений и органов, исполняющих наказание, но и осуществляет надзор за законностью всей их деятельности.
Осуществляя надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, в местах лишения свободы, а также при исполнении иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор в пределах свой компетенции имеет право:
– посещать в любое время органы и учреждения предварительного заключения, учреждения уголовно-исполнительной системы и учреждения, исполняющие иные меры принудительного характера, назначаемые судом;
– опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных к лишению свободы или подвергнутых мерам принудительного характера;
– знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, отбывают наказание в виде лишения свободы либо подвергнуты мерам принудительного характера. Закон устанавливает, что постановления прокурора подлежат обязательному, незамедлительному исполнению администрацией учреждений, исполняющих наказание, администрацией мест содержания задержанных или арестованных в процессе предварительного следствия, а также администрацией судебно-психиатрических учреждений.
В случае выявления
нарушений закона со стороны сотрудников,
должностных лиц названных
Таким образом, прокурор наделен достаточно широкими полномочиями для выполнения возложенных на него обязанностей и решения задач, направленных на соблюдение законности и охрану прав и свобод граждан, защиту их законных интересов.
21.Основания и цели содержания под стражей. Правовая природа и принципы содержания под стражей.22.Следственный изолятор как место содержания под стражей.
Содержание под стражей – это наиболее строгая мера пресечения, предусмотренная уголовно-процессуальным законодательством, которая выражается в лишении на определенный срок свободы лица, обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления.
Содержание под стражей по своей сущности сходно с такими уголовными наказаниями, как арест и лишение свободы, однако существенно различается по социально-правовому назначению и правовой природе.
Уголовное наказание является и карой, и средством исправления преступника. Эти цели не могут быть поставлены при избрании такой меры пресечения, как содержание под стражей.
Лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления, в силу презумпции невиновности юридически не могут считаться преступниками.
Из этого следует, что содержание под стражей в порядке меры пресечения не является ни карой, ни средством исправления. Содержание под стражей применяется с целью изоляции подозреваемых и обвиняемых от общества.
Существуют два традиционных для России вида мест содержания под стражей: следственные изоляторы и изоляторы временного содержания.
По своему функциональному назначению и правовому статусу они имеют определенные различия.
Законом предусмотрено наличие двух разновидностей следственных изоляторов:
1) изоляторы уголовно-исполнительной системы Минюста России;2) изоляторы органов Федеральной службы безопасности.
Основным местом, предназначенным для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в со' вершении преступлений, являются следственные изоляторы. Они имеются в каждом субъекте Российской Федерации и крупных городах. В России их насчитывается около двухсот.
Основными задачами следственных изоляторов являются:
– создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия или суда, а осужденным к лишению свободы и смертной казни – уклониться от отбывания наказания;
– осуществление мер, препятствующих попыткам подозреваемых и обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу;
– обеспечение правопорядка и законности в следственном изоляторе, безопасности подозреваемых и обвиняемых, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на его территории;
– обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых;
– организация жизнедеятельности следственного изолятора, а также развитие и укрепление его материально-технической базы и социальной сферы.
Для выполнения вышеперечисленных задач на персонал следственных изоляторов возлагаются функции, основными из которых являются:
– прием подозреваемых и обвиняемых и размещение их по камерам в соответствии с установленными требованиями закона;
– обеспечение изоляции подозреваемых и обвиняемых;
– выявление, пресечение и предупреждение правонарушений и преступлений со стороны подозреваемых и обвиняемых;
– обеспечение и поддержание порядка, регламентированного Правилами внутреннего распорядка. Таким образом, лица, приговоренные к лишению свободы, если они содержатся в изоляторе временного содержания до вступления приговора в законную силу, переводятся в следственные изоляторы для направления в места лишения свободы в соответствии с приговором.
23.Порядок исполнения меры пресечения
в виде домашнего ареста.
24.Правовое регулирование исполнения обязательных работ.
Наказание в виде обязательных
работ исполняется уголовно-
Приговоренные к обязательным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора.
В уголовно-исполнительной инспекции ведут учет осужденных, разъясняют им порядок и условия отбывания ими наказания, контролируют поведение осужденных, ведут суммарный учет отработанного осужденными времени.
Обязательные работы заключаются в выполнении осужденными определенных работ, необходимых для данного конкретного органа местного самоуправления.
Они могут привлекаться к работам по благоустройству района, города, текущему ремонту муниципальных зданий, сооружений, коммуникаций, уборке урожая, прополке посевов, на погрузочно-раз-грузочные работы и иной труд, не требующий специальной квалификации.
Лица, исполняющие наказания, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают наказание, добросовестно относиться к труду, работать на определенных для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ, ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.
В случае признания осужденного
инвалидом II и III степени уголовно-
При установлении ограниченной трудоспособности осужденного продолжительность обязательных работ устанавливается от 60 до 240 часов, а несовершеннолетним – от 40 до 160 часов. Отбываются эти работы не свыше четырех часов в день, а несовершеннолетними и в возрасте до 15 лет до двух часов.
Производятся они в выходные дни и в свободное от основной работы или учебы время. В рабочие дни – не более двух часов, а с согласия осужденного не более четырех часов.
Время обязательных работ в течение недели не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция разрешает осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.
Предоставление осужденному очередного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнения наказания.
Администрация организации не вправе отправлять осужденного в командировки даже с его согласия. На нее возлагается контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденного от отбывания наказания.
В случае причинения увечья, связанного с выполнением обязательных работ, возмещение вреда осужденному производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
После отработки осужденным установленного для него количества часов администрация направляет извещение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.
Трудовая книжка на осужденных не заводится, время обязательных работ не включается в общий, непрерывный, специальный трудовой стаж.
Таким образом, за нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности.
25.Правовое регулирование
исполнения лишения права
Данный вид наказания состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
В качестве основного наказания оно назначается на срок от года до пяти лет, в качестве дополнительного – от шести месяцев до трех лет. Назначенное в качестве основного или дополнительного наказания к штрафу, обязательным или исправительным работам, а также при условном осуждении оно осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.
Назначенное в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы наказание исполняется учреждениями и органами, исполняющими данные виды наказания, а после отбывания основного вида наказания уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного. Причем оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказания, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.
В уголовно-исполнительной инспекции ведут учет осужденных, контролируют соблюдение осужденными указанного запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, проверяют исполнение приговора администрацией учреждений, организуют проведение с осужденными воспитательной работы.
Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания осужденный, не может привлекать его к работам, выполнение которых ему запрещено.
Администрация организации, в которой работает осужденный, обязана:
1) не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься определенной деятельностью;2) представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с исполнением наказания;3) в случае изменения или прекращения трудового договора с осужденным в 3-дневный срок сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию;4) в случае увольнения из организации осужденного внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью лишен права заниматься.
Требования приговора о лишении права заниматься определенной деятельностью обязательны для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.
Указанные органы не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие этой деятельностью, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.