Шпаргалка по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:40, шпаргалка

Описание

Политика– это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим базисом. Место, которое занимает политика, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности к праву.
Субъективное право представляет собой вид и меру дозволенного поведения субъекта и основанную на нормах права возможность с его стороны требовать от других определенных действий или воздержания от определенных действий.

Работа состоит из  1 файл

17.docx

— 125.20 Кб (Скачать документ)

85. Отсрочка отбывания наказания

Отсрочка отбывания наказания  — мера уголовно-правового характера, связанная с временным отказом государства от применения принудительных мер ввиду различного рода обстоятельств, делающих применение наказания в данный момент нецелесообразным. В зависимости от основания отсрочки и поведения осуждённого, по истечении её периода наказание может быть обращено к реальному исполнению, либо осуждённый может быть в полной мере освобождён от наказания.

Отсрочка может рассматриваться  как аналогичное помилованию  полномочие высшего должностного лица государства, не решающее вопроса о  виновности, но позволяющее отложить на более поздний срок исполнение наказания, либо как вид освобождения от наказания.

Отсрочка отбывания  наказания в связи с уходом за ребёнком

Применяется к осуждённым беременным женщинам и женщинам или мужчинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, кроме осуждённых к лишению  свободы на срок свыше 5 лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности. Срок беременности значения не имеет. Применение отсрочки является не обязанностью, а правом суда. Как  правило, не применяется отсрочка к  лицам, лишённым родительских прав, не имеющим жилья и иных условий  для воспитания ребёнка[3].

Отсрочка применяется в отношении  осуждённых к обязательным работам, исправительным работам, ограничению  свободы, аресту или лишению свободы (п. 2 ч. 1 ст. 398 УПК РФ).

Основанием предоставления отсрочки является гуманизм, проявляющийся в  стремлении обеспечить нормальные условия  для развития и воспитания ребёнка. Должно учитываться и достижение целей наказания (в первую очередь, частной превенции) вне учреждения, исполняющего наказание[3].

Отсрочка отбывания  наказания больным наркоманией

В случае, если осужденный, признанный больным наркоманией, отбывание наказания которому отсрочено, отказался от прохождения курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации или уклоняется от лечения после предупреждения, объявленного органом, осуществляющим контроль за поведением осужденного, суд по представлению этого органа отменяет отсрочку отбывания наказания и направляет осужденного для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда.

После прохождения курса лечения  от наркомании и медико-социальной реабилитации и при наличии объективно подтвержденной ремиссии, длительность которой после окончания лечения  и медико-социальной реабилитации составляет не менее двух лет, суд освобождает  осужденного, признанного больным  наркоманией, от отбывания наказания  или оставшейся части наказания.

86. Помощь осужденным, освобожденным от отбывания наказания

« Не позднее, чем за два месяца до истечения срока ареста, либо за шесть месяцев до истечения  срока ограничения свободы или  лишения свободы, администрация  учреждения, исполняющего наказание, уведомляет местные исполнительные органы и  службу занятости, по избранному осужденным месту жительства, о его предстоящем  освобождении. Наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях». [44]

С осужденным проводится интенсивная  воспитательная работа с целью подготовки его к освобождению, разъясняются его права и обязанности.

Инвалиды I и II групп, а также мужчины  старше 60 лет и женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению  учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.

 

Работа по подготовке осужденного  к освобождению должна начинаться заблаговременно. Закон обязывает начинать такую  работу за два месяца до истечения  срока ареста либо за шесть месяцев  до истечения срока ограничения  свободы или лишения свободы. Эта разница объясняется как  небольшим сроком наказания как известно, арест может быть назначен на срок не более 6 месяцев, так и степенью распада социально полезных связей, зависящих также от времени отрыва осужденного от семьи и от степени его социально-нравственной запущенности. Поэтому подготовка к освобождению лиц, отбывающих ограничение свободы и лишение свободы, требует больше времени.

В результате беседы с осужденным выясняется, нуждается ли он в помощи в трудовом и бытовом устройстве. Если осужденный нуждается в помощи - он обращается с письменным заявлением, в котором указывается избранное  им местожительство и желание  трудоустроиться с помощью органов  службы занятости.

На основании заявления осужденного  администрация исправительного  учреждения направляет информацию в  местные исполнительные органы и  в службу занятости по избранному осужденным месту жительства, где  сообщает дату освобождения, наличие  у осужденного жилья, его трудоспособность и имеющиеся специальности.

Следует иметь в виду, что существовавшие ранее ограничения в прописке в зависимости от числа и характера  совершенных преступлений отменены. Возможность «прописки определяется наличием жилья и согласием родственников, либо возможностью получения общежития  или иного жилого помещения для  проживания».[45]

В исправительном учреждении с осужденным проводится воспитательная работа, в  ходе которой ему разъясняются его  права и обязанности, порядок  трудоустройства, возможность прибегнуть к услугам службы занятости и  т.п. Указание закона на интенсивность  проведения воспитательной работы показывает, что на работу с этими лицами должно быть обращено особое внимание.

В отношении освобождаемых несовершеннолетних, которые не имеют родителей или  иных лиц, у которых они могут  проживать, направляется информация также  в комиссию по делам несовершеннолетних по прежнему месту жительства. Комиссия, наряду со службой занятости, принимает  меры по устройству освобождаемого на работу или учебу и обеспечению  его жильем. Если администрация воспитательной колонии придет к выводу, что возвращение  несовершеннолетнего к прежнему месту жительства нецелесообразно  из воспитательных соображений криминогенная обстановка в семье, связь с преступной средой и т. п., с согласия несовершеннолетнего могут приниматься меры по его трудовому и бытовому устройству по месту расположения колонии. В этом случае направляется информация в местные исполнительные органы, в службу занятости и в комиссию по делам несовершеннолетних соответствующего района.

В том случае, когда из исправительного  учреждения или из исправительного  центра освобождается осужденный, являющийся инвалидом первой или второй группы, мужчина старше 60 лет, женщина старше 55 лет, по их просьбе и по представлению  администрации учреждения, исполняющего наказание, органы социальной защиты направляют их в дома инвалидов и престарелых.

87. Правовое положение лиц, отбывших наказание

правовой статус осужденных – это урегулированное нормами различных отраслей права положение осужденных во время отбывания уголовного наказания.

 

Основы правового статуса осужденных закреплены в международных правовых актах: Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских  и политических правах, Международном  пакте об экономических, социальных и культурных правах, Европейской  конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.

Виды правового статуса  осужденного: 1) общий, или конституционный, статус гражданина Российской Федерации; 2) специальный, или родовой, статус осужденных как определенной категории граждан; 3) особенный, или видовой, статус лиц, отбывающих различные виды уголовных наказаний; 4) индивидуальный статус. Все эти виды статуса осужденного тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы.

Наиболее значимы для понимания  сущности правового положения осужденного общий, специальный и индивидуальный статусы.

Общий правовой статус – это статус осужденного как гражданина государства. Он определяется прежде всего Конституцией РФ и содержит гарантированные ею всем и каждому права и обязанности, в частности, права: на жизнь; охрану достоинства личности и личную неприкосновенность; свободу совести и вероисповедания; социальное обеспечение; охрану здоровья и медицинскую помощь. В ч. 1 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ подчеркивается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, тем самым государство берет на себя обязанность обеспечивать их правовую защищенность и личную безопасность наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под юрисдикцией государства.

Специальный (родовой) статус отражает особенности положения осужденных как лиц, подвергнутых уголовному наказанию. Особенностью этого статуса является установление для осужденных дополнительных обязанностей и правоограничений. В ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ говорится, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с определенными изъятиями и ограничениями. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Поэтому сужение общего правового статуса осужденного осуществляется прежде всего нормами уголовного законодательства, в которых применительно к конкретному виду наказания определен объем лишений или ограничений прав и свобод для этого лица.

Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных обязанностей и прав, законных интересов и правовых ограничений осужденных во время отбывания уголовного наказания. При отбывании одинакового вида наказания осужденные могут иметь различный индивидуальный правовой статус, это зависит от многих факторов: пола, возраста, состояния здоровья, поведения и др. В частности, индивидуальный правовой статус осужденных к лишению свободы женщин существенно отличается от индивидуального статуса лишенных свободы мужчин, а статус несовершеннолетних от статуса взрослых осужденных. Индивидуальный правовой статус осужденного подвижен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека во время отбывания уголовного наказания.

88.КОНТРОЛЬ ЗА УСЛОВНО  ОСУЖДЕННЫМИ

   Статья 187. Органы, осуществляющие контроль за поведением условно осужденных

1. Контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных, а в отношении условно осужденных военнослужащих - командованием их воинских частей.

2. В порядке, предусмотренном  законодательством Российской Федерации  и нормативными правовыми актами, к осуществлению контроля за поведением условно осужденных привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел.

   Статья 190. Ответственность  условно осужденных

    1. При уклонении условно  осужденного от исполнения возложенных  на него судом обязанностей  либо при нарушении им общественного  порядка, за которое было наложено  административное взыскание, уголовно-исполнительная  инспекция или командование воинской  части предупреждает его в  письменной форме о возможности  отмены условного осуждения.

2. В случае неисполнения условно  осужденным указанных в части  четвертой статьи 188 настоящего Кодекса  требований, а также при наличии  иных обстоятельств, свидетельствующих  о целесообразности возложения  на условно осужденного других  обязанностей, начальник уголовно-исполнительной  инспекции или командование воинской  части вносит в суд соответствующее  представление.

3. При наличии достаточных оснований  уголовно-исполнительной инспекцией  или командованием воинской части  в суд направляется представление  о продлении испытательного срока.

6. Скрывающимся от контроля признается  условно осужденный, место нахождения  которого не установлено в  течение более 30 дней.

Статья 189. Исчисление испытательного срока

1. Испытательный срок исчисляется  с момента вступления приговора  суда в законную силу.

2. По истечении испытательного  срока контроль за поведением условно осужденного прекращается, и он снимается с учета уголовно-исполнительной инспекции.

89. Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

подозреваемый и обвиняемый - лица, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Правовой статус подозреваемых  и обвиняемых

Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным  законом порядке и установлена  вступившим в законную силу приговором суда. Они пользуются правами и  свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Подозреваемые и обвиняемые иностранные  граждане и лица без гражданства, содержащиеся под стражей на территории Российской Федерации, несут обязанности  и пользуются правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным  законом и иными федеральными законами, а также международными договорами Российской Федерации.

Не допускается дискриминация  подозреваемых и обвиняемых по признакам  пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также  по иным обстоятельствам.

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному праву"