Шпаргалки по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:06, шпаргалка

Описание

Особенная часть уголовного права представляет собой систему норм уголовного законодательства России, содержащих описание конкретных общественно опасных деяний и устанавливающих виды и размер наказаний за их совершение.
В современном российском праве уголовная ответственность может наступать только в соответствии с нормами, содержащимися в Уголовном кодексе. Никакие другие законы не могут устанавливать уголовную ответственность.
Каждая статья Особенной части УК РФ содержит описание одного или нескольких составов преступлений, а также указание на вид и размер наказания, применяемого за совершение определенного вида преступления.

Работа состоит из  1 файл

otvety_na_up.docx

— 230.33 Кб (Скачать документ)

Согласно гражданскому законодательству (ст. 50 ГК) коммерческие организации — это организации различных форм собственности, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных обществ (полное товарищество, товарищество на вере), хозяйственных обществ (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью), производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Коммерческими организациями являются, в частности, банки и другие кредитные организации, за исключением Центрального банка Российской Федерации, который относится к числу государственных органов.

Иные организации, о которых говорится в гл. 23 УК, — это некоммерческие организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Коммерческие и (или) некоммерческие организации могут объединяться в форме ассоциаций и союзов.

Учреждениями признаются организации, созданные собственником для  осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого  характера и финансируемые им полностью или частично (ст. 120 ГК). Это могут быть образовательные  учреждения (школы, гимназии, лицеи, .вузы и др.), учреждения культуры (театры, библиотеки, музеи и др.), здравоохранения (больницы, санатории, поликлиники и др.), науки и др. Учреждения могут создаваться на основе любой формы собственности и соответственно принадлежать государству, органам местного самоуправления, общественным и религиозным объединениям, частным собственникам. Под действие ст. 201 и ч. 3 ст. 204 УК подпадают работники лишь таких учреждений, которые не являются государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями.

Любая коммерческая и некоммерческая организация имеет свои органы управления, аппаратов который входят лица, наделенные определенными полномочиями. Эти полномочия они должны использовать исключительно в интересах службы, т. е. в интересах своих организаций, которые не могут противопоставляться государственным и общественным интересам. Таким образом, родовым объектом преступлений, включенных в гл. 23 УК, являются интересы службы в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями. Интересы службы в данном случае заключаются в правильном и четком функционировании аппаратов управления этими организациями, надлежащем исполнении управленческими работниками своих функций на благо своих организаций и не в ущерб законным интересам граждан, других организаций, общества и государства в целом*.

Глава "Преступление против интересов  службы в коммерческих и иных организациях" УК РФ включает в себя всего четыре статьи, содержащие описание признаков  преступлений, которые можно разделить  на две группы: 1) общие составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (злоупотребление полномочиями — ст. 201, коммерческий подкуп — ст. 204); 2) специальные составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами — ст. 202, превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб — ст. 203).

Общие преступления могут быть совершены  лицами, выполняющими управленческие функции в любой коммерческой организации независимо от формы  собственности, включая государственные  и муниципальные предприятия, в  общественных и религиозных объединениях, потребительских кооперативах, учреждениях, фондах и иных некоммерческих организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями. Специальные преступления совершают лишь конкретно указанные в статьях УК лица: частный нотариус, частный аудитор, руководитель или служащий частных охранных или детективных служб.

Субъектом общих преступлений против интересов службы в коммерческой или иной организации может быть не любой служащий этой организации, а лишь выполняющий в ней управленческие функции т. е. постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности (примечание 1 к ст. 201 УК).

Обязанности, связанные с руководством деятельностью других людей, принято считать организационно-распорядительными. К ним, в частности, относится руководство в целом коммерческой или некоммерческой организацией, структурным подразделением, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (организация и планирование работы, подбор и расстановка кадров, прием на работу и увольнение, организация труда подчиненных, контроль и проверка исполнения, поддержание трудовой дисциплины и т. п.). Административно-хозяйственные обязанности связаны с правом распоряжения и управления имуществом (совершение сделок, заключение контрактов от имени организации, установление порядка хранения, переработки и реализации имущества, учет и контроль над расходованием материальных ценностей, организация реализации товаров и оказания услуг, получение и выдача денежных средств и документов и т. п.). Поэтому лицами, выполняющими в коммерческих и некоммерческих организациях управленческие функции, можно, в частности, считать членов советов директоров (наблюдательных советов), директоров, управляющих, председателей правления и других руководителей организаций, их заместителей и членов правления, руководителей структурных подразделений (начальники цехов, на-чальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых и других отделов и служб, заведующие лабораториями, кафедрами, магазинами, ателье, ресторанами, пунктами проката и т. д. и их заместители), бухгалтеров, руководителей участков работ (мастера, прорабы, бригадиры) и др.

Субъектами ответственности за злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК) и за коммерческий подкуп (ч. 3 ст. 204 УК) могут быть и такие служащие коммерческих и некоммерческих организаций, управленческие функции которых  связаны с правом совершать по службе юридически значимые действия, способные порождать, изменять или .прекращать правовые отношения, т. е. имеющие распорядительный характер. Поскольку здесь имеются в виду прежде всего различные специалисты коммерческих и иных организаций, негосударственных и немуниципальных учреждений, существует проблема отграничения управленческо-распорядительной деятельности этих служащих-специалистов, в ходе которой они могут совершить преступление против интересов службы, от их сугубо профессионально-производственной деятельности, не связанной с управлением. Например, имеются основания для привлечения к ответственности за преступления против интересов службы преподавателей негосударственных и немуниципальных учебных заведений за нарушение обязанностей, возложенных на них как на членов экзаменационных комиссий.

Управленческие функции могут  выполняться субъектами преступлений, предусмотренных в гл. 23 УК, постоянно, временно или по специальному полномочию. При этом нужно иметь в виду, что лицо, временно или по специальному полномочию исполняющее обязанности организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера, может быть признано субъектом данных преступлений при условии, если эти обязанности были возложены на него в установленном порядке.

С субъективной стороны все преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях характеризуются умышленной виной.

Особый характер коммерческих организаций  позволил в примечании 2 ст. 201 УК сформулировать важное, не столько уголовно-правовое, сколько процессуальное положение: если какое-либо деяние из числа предусмотренных  в гл. 23 УК (фактически речь может  идти только о злоупотреблении полномочиями или коммерческом подкупе) причинило  вред исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или  муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. В иных случаях, когда злоупотребление служащим своими полномочиями причинило вред государственному или муниципальному предприятию, любой некоммерческой организации либо интересам граждан, не являющихся владельцами коммерческой организации, интересам общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях, помимо заявления или согласия организации, где работает виновный.

Специальные составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях

 

 

К специальным составам преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях следует отнести  злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК) и превышение полномочий служащими  частных охранных или детективных  служб (ст. 203 УК). Эти два преступления отличаются от ранее рассмотренных  составов преступлений против интересов  службы в коммерческих и иных организациях тем, что их субъектом является не любое лицо, выполняющее управленческие функции в подобных организациях, а конкретно указанные в статьях  лица: частный нотариус или частный  аудитор, руководитель или служащий частной охранной или детективной  службы.

Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами

 

 

Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК) определяется в законе как использование частным нотариусом или частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Объектом данного преступления можно считать интересы нормальной деятельности таких организаций как нотариат и аудиторские фирмы, которым законодательством предоставлено право осуществлять исключительно важные функции, связанные с обеспечением прав и законных экономических и иных интересов граждан, юридических лиц, общества и государства. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а тем более злоупотребление предоставленными частным нотариусам и аудиторам полномочиями способно причинить тяжелейшие последствия физическим лицам и организациям, обществу и государству.

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусам предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Нотариусы, занимающиеся частной  практикой, вправе совершать следующие  нотариальные действия: удостоверять сделки (договоры отчуждения и залога имущества, возведения и отчуждения жилого дома, завещания и др.), выдавать свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, налагать и снимать запрещения отчуждения имущества, свидетельствовать копии документов, подлинность подписи, верность перевода, удостоверять факты (нахождения гражданина в живых, нахождения гражданина в определенном месте, тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии, время предъявления документа) и совершать ряд других нотариальных действий (ст. 35 Закона РФ от 11 февраля 1993 г. "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате")*.

46. Злоупотребление полномочиями.

Статья 201. Злоупотребление  полномочиями

[Уголовный  кодекс РФ] [Глава 23] [Статья 201]

1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, -

наказывается штрафом  в размере до двухсот тысяч  рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного  за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными  работами на срок до двух лет, либо принудительными  работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, повлекшее  тяжкие последствия, -

наказывается штрафом  в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы  или иного дохода осужденного  за период до пяти лет или без  такового, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права  занимать определенные должности или  заниматься определенной деятельностью  на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях настоящей главы, а также в статьях 199.2 и 304 настоящего Кодекса признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

2. Если деяние, предусмотренное  настоящей статьей либо иными статьями настоящей главы, причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия.

3. Если деяние, предусмотренное  настоящей статьей либо иными статьями настоящей главы, причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

Информация о работе Шпаргалки по "Уголовному праву"