Шпаргалки по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:06, шпаргалка

Описание

Особенная часть уголовного права представляет собой систему норм уголовного законодательства России, содержащих описание конкретных общественно опасных деяний и устанавливающих виды и размер наказаний за их совершение.
В современном российском праве уголовная ответственность может наступать только в соответствии с нормами, содержащимися в Уголовном кодексе. Никакие другие законы не могут устанавливать уголовную ответственность.
Каждая статья Особенной части УК РФ содержит описание одного или нескольких составов преступлений, а также указание на вид и размер наказания, применяемого за совершение определенного вида преступления.

Работа состоит из  1 файл

otvety_na_up.docx

— 230.33 Кб (Скачать документ)

Приобретение имущества, заведомо добытого преступным путем, представляет собой совершение возмездных или безвозмездных действий, обеспечивающих возможность распоряжаться имуществом как своим собственным, т. е. владеть им, отчуждать или лично использовать его; при этом юридически право собственности на приобретенное имущество не переходит. Передача имущества для временного хранения не является приобретением в смысле настоящей статьи.

Сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, представляет собой однократное или многократное действие по такой передаче данного имущества третьему лицу, которая обеспечивает ему возможность распоряжаться имуществом как своим собственным, причем по своей правовой природе эти действия представляют собой недействительные сделки (ст. 168 ГК).

Является спорным понимание  сбыта как передачи заведомо похищенного  имущества в залог или иное его использование в целях  получения имущественных выгод.

Заведомостъ в данном случае означает следующее: лицо знало и не могло не знать, что имущество добыто преступным путем, т. е. лицо имело определенные сведения о происхождении имущества, о том, как оно попало к тому лицу, у которого оно приобретается. Не существует заведомости, если добытое преступным путем имущество приобретено на вещевом рынке, на улице или если приобретатель не знал и не мог знать о том, что лицо, у которого он приобретает данное имущество, не имело права его отчуждать (в соответствии со ст. 302 ГК — добросовестный приобретатель).

Имущество добыто преступным путем, если оно непосредственно получено в результате совершения преступления. Имущество, приобретенное на средства, полученные преступным путем, не является предметом данного преступления.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъективная сторона преступления — прямой умысел. Лицо осознает, что оно приобретает или сбывает вещи, полученные преступным путем, и желает совершить эти действия. При этом умысел охватывает только факт, что имущество было добыто преступным путем, и собственно действия по приобретению и сбыту. Если умысел охватывает совершение заранее обещанных действий по приобретению или сбыту предметов, добытых преступным путем, то лицо несет ответственность как пособник.  

 

39. Преступления против порядка  законной конкуренции на рынке

Монополистические действия и ограничение конкуренции

Монополистические действия, совершенные путем установления монопольных цен

Ограничение конкуренции путем раздела рынка

Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения

Монополистические действия и ограничение конкуренции

 

 

Монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178 УК). Закон предусматривает ответственность за монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно за ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.

В данной статье указываются две  группы квалифицирующих признаков. Первая: совершение деяния неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Вторая: совершение деяния с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства.

Статья 178 является новой, но тем не менее в ней с определенными изменениями воспроизводятся положения ст. 154УК РСФСР. В ст. 178 УК РФ незаконные действия, связанные с установлением цен, рассматриваются лишь как способ совершения монополистических действий, а не как целостная характеристика объективной стороны преступления, включающая различные способы его совершения. В ней изменен перечень способов совершения преступления. Дана иная характеристика квалифицирующих обстоятельств. Устранена специальная ответственность только за неисполнение законных предписаний антимонопольных органов, предусматривавшаяся ст. 175УК РСФСР.

В ст. 178 даны признаки нескольких составов преступления, которые разграничиваются: а) по способу совершения монополистических  действий и ограничения конкуренции; б) по квалифицирующим признакам  двух степеней тяжести.

Цель статьи — уголовно-правовая охрана порядка и правил эффективного функционирования товарного рынка, предупреждение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции, препятствующих осуществлению своих  прав и возможностей иными хозяйствующими субъектами, а также охрана прав и интересов отдельных граждан  и государства, не выступающих в  качестве хозяйствующих субъектов.

Социально-поведенчески монополистические действия и ограничение конкуренции представляют собой различные способы незаконного экономического и внеэкономического воздействия на более слабого или временно находящегося в затруднительной ситуации участника рынка.

Монополистические действия (в соответствии со ст. 4 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. с изменениями и дополнениями от 24 июня 1992 г. и 25 мая 1995 г.)*, составляя содержание монополистической деятельности, определяются как противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Ведомости РСФСР. 1991.-№ 16. Ст. 499; 1992. № 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 1977. 

 

Конкуренция — это состязательность хозяйствующих субъектов на рынке, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке.

Монопольно высокой  ценой признается цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.

Монопольно низкая цена согласно названному Закону — это цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счёт продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, с целью ограничения конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка*.

Доминирующим положением на рынке является исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия, обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего, субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке относительно размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного  товара не превышает 35%.

К занимающим доминирующее положение  на рынке в соответствии с положениями  Закона о конкуренции субъект может быть отнесен путем включения в реестр предприятий-монополистов. Доминирующее положение при наличии нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара признается, если данная группа в совокупности имеет долю на рынке определенного товара более 35%.

Ограничение конкуренции рассматривается как вид монополистической деятельности, которая осуществляется путем принятия нарушающих права участников рынка актов и иных действий федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также соглашений хозяйствующих субъектов между собой.

Однако действия хозяйствующего субъекта, формально образующие монополистическую  деятельность, могут быть признаны в исключительных случаях правомерными, если он докажет, что положительный  эффект от его действий, в том  числе в социально-экономической  сфере, превысит негативные последствия  для товарного рынка (п. 2 ст. 5 Закона о конкуренции).

Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях"устанавливает особый порядок отношений с участием субъектов естественных монополий, под которыми понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица), занятые производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, т. е. такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, .не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Закон устанавливает следующие  сферы деятельности субъектов естественных монополий: транспортировка нефти  и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической  и почтовой связи.

Объективная сторона включает действия различного содержания, которые могут совершаться также с квалифицирующими признаками.

Монополистические действия, совершенные путем установления монопольных цен

 

 

Монополистические действия, совершенные путем установления монопольных цен, по объективной стороне включают в себя принятие решения о размере цены, объявление цены и/или ее предложение покупателям (как конечным, так и посредникам), распространение установленной цены в пределах, определяемых доминирующим положением на рынке, реальное применение данной цены на рынке без каких-либо скидок или льгот, устраняющих ее монопольно незаконный характер, а также наличие доминирующего положения на рынке. Наступления преступных последствий не требуется.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и целью недопущения, ограничения или устранения конкуренции либо целью компенсации необоснованных затрат, либо получения дополнительной прибыли.

Преступление признается оконченным в момент установления монопольно высокой или монопольно низкой цены.

Ограничение конкуренции  путем раздела рынка

 

 

Ограничение конкуренции  путем раздела рынка по объективной стороне включает: а) соглашения и вытекающие из них либо совершаемые без особого соглашения согласованные действия, направленные на установление фиксированных долей на рынке по территориальному принципу (критерию), по ассортименту реализуемых товаров, либо по кругу продавцов и покупателей (заказчиков); б) последствия в виде состоявшегося раздела рынка, выражающиеся в установлении господства определенного субъекта, доля которого превышает 35% товаров, и устранении либо подчинении конкурентов; в) причинную связь между действиями субъектов и состоянием рынка, которое выражается в его разделенности (разделе).

Соглашения и согласованные  действия, направленные на раздел рынка, могут состоять в создании дискриминирующих условий для вытесняемого с рынка хозяйствующего субъекта, запрещении создания новых хозяйствующих субъектов, вытеснении отдельных групп покупателей товаров либо потребителей услуг, распределении видов товаров (услуг) между участниками соглашения и т. п.

Ограничение доступа на рынок включает действия по физическому воспрепятствованию деятельности конкурентов на рынке, введению необоснованных запретов, созданию неблагоприятного режима деятельности, проведению необоснованных проверок, ограничению свободы передвижения товаров и услуг, принудительной скупке товаров как юридическими лицами, так и государственными органами. Наступления преступных последствий не требуется.

Устранение с рынка  других субъектов экономической  деятельности охватывает собой действия, аналогичные ограничению Доступа на рынок, последствия в виде прекращения или приостановления деятельности других субъектов на рынке и причинную связь между действиями и последствиями. Эти действия могут также состоять в распространении ложных сведений о товарах либо продавцах, использовании иных форм недобросовестной конкуренции (ст. 10 Закона о конкуренции).

Установление  единых цен по смыслу данной статьи включает соглашения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами и иными органами по определению и предложению одинаковых цен на конкретные группы товаров или услуг в случаях, когда это не разрешено нормативно-правовыми актами.

Информация о работе Шпаргалки по "Уголовному праву"