Социально-экономические и культурные права человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание

При подготовке работы были поставлены следующие цели:
•Раскрыть понятие социально-экономических и культурных прав личности и их значение в системе основных прав человека и гражданина.
•Раскрыть Виды и содержание экономических, социальных и культурных прав личности.
•Раскрыть Гарантии социально-экономических и культурных прав человека, проблемы их укрепления в современных условиях России.

Работа состоит из  1 файл

готовая курсавая.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

 

5. Неприкосновенность  жилища.

Конституция Российской Федерации подвергает особой правовой охране жилище.[11] Оно как бы признается составляющим частной жизни лица. Причем под жилищем подразумевается не только жилое помещение, в котором лицо проживает постоянно, но и места его временного проживания (номер в гостинице, комната в общежитии и т.д.).

 

6. Право определять  и указывать свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком, выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества.

Закрепление этого  права в Конституции[12] вытекает из принципа равенства прав и свобод человека независимо от национальности. Таким образом, принадлежность лица к той или иной этнической общности утрачивает какое-либо государственно-правовое значение, переходит в сферу сугубо личных интересов индивида. В частности, в настоящее время нет графы «Национальность» в паспорте гражданина Российской Федерации; человек вправе не заполнять соответствующую графу и в других официальных документах.

   

   7. Право на свободу передвижения.

     Конституция Российской Федерации гарантирует свободу передвижения, как в пределах, так и за пределами государства.[13]

Свобода передвижения абсолютно несовместима с длительное время действовавшим на территории России институтом прописки. В настоящее время Законом РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» введен институт регистрации – в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Гражданин обязан регистрироваться по месту своего пребывания и жительства, однако сам по себе факт регистрации  или отсутствие таковой не порождает  для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и законодательством. Органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Сама регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

 

  8. Свобода совести, свобода вероисповедания.

Каждый человек вправе исповедовать индивидуально или  совместно с другими любую  религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

 

 9. Свобода мысли и слова.

Не допускается принуждение  к выражению своих мнений и  убеждений или отказу от них, даже если эти мнения и убеждения расходятся с действующими в государстве  законами, существующими в обществе моральными, нравственными представлениями.

Конституция России, международно-правовые акты закрепляют также возможность  свободного выражения мысли –  свободу слова. Однако здесь существует важное ограничение: не допускаются  пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Со свободой мысли и  слова неразрывно связано право  каждого человека искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Конституция предусматривает в данной сфере лишь одно ограничение – в отношении сведений, составляющих государственную тайну.

 

     Политические права и свободы граждан, как и личные, признаются, соблюдаются и защищаются государством. Однако они имеют четкую юридическую специфику:

а) это права в сфере  политики (политика – область деятельности, связанная с отношениями между  классами, нациями, социальными группами, ядром которой является проблема обладания и реализации государственной власти; участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности), неразрывно связанные с осуществлением в стране государственной власти;

б) поскольку  в осуществлении государственной власти в Российской Федерации могут участвовать лишь ее граждане (в противном случае Россия не была бы суверенным государством), политические права и свободы – это права граждан России. Даже право каждого на объединение[14] получило в настоящее время важное законодательное уточнение: в частности, не может быть признано политическим общественное объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных или международных организаций;

в) поскольку  политические права и свободы  связаны с сознательным участием гражданина в политических отношениях, обладание этими правами обусловлено  наступлением определенного возраста. Так, правом избирать в органы государственной власти и местного самоуправления гражданин обладает с 18 лет, правом участвовать в отправлении правосудия – с 25 лет, правом быть членом или участником молодежного общественного объединения – с 14 лет.[15]

 

Конституция Российской Федерации закрепляет следующие  основные политические права и свободы  граждан

 

1. Право на  объединение.

 

2. Право собираться  мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Митинги, собрания, демонстрации, шествия и пикетирование  – важные элементы непосредственной демократии, позволяющие гражданам  в свободной обстановке выразить свое мнение по самым различным проблемам общественной жизни.

 

3. Право на  участие в управлении делами  государства как непосредственно,  так и через своих представителей.

 

Высшей непосредственной формой участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства  являются право на участие в референдуме и право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Ныне процесс реализации данных политических прав регулируется как федеральным, так и региональным законодательством. Однако для всех субъектов Российской Федерации являются обязательными основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, закрепленные федеральным законом.

Кроме того, все  граждане Российской Федерации имеют  равный доступ к государственной службе, а также имеют право участвовать в отправлении правосудия (быть народным заседателем, присяжным заседателем, при соблюдении предусмотренных законом условий – судьей).

 

4. Право обращаться  лично, а также направлять индивидуальные  и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Обращения, жалобы граждан  – важное средство защиты прав граждан, олицетворение их общественно-политической активности, способ укрепления связей граждан с их представителями  в органах государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным  законом «Об основах государственной  службы Российской Федерации» государственный  служащий обязан в пределах своих  должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан  и общественных объединений и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Группа социально-экономических  прав и свобод человека и гражданина принципиально отличается от личных и политических прав и свобод. Как справедливо указывает профессор Е.А. Лукашева, «для их осуществления недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы создавать социальные программы и вести всестороннюю работу, которая позволила бы гарантировать провозглашенные социальные, экономические и культурные права».[16]

Защита экономических  и культурных прав, в ряд которые  входит и право на социальное обеспечение, в том числе и право на пенсию, впервые нашла свое отражение в начале XX века в Конституциях Мексики (1917 г.) и России (1918 г.), а после Второй мировой войны эти права были закреплены в ряде международных документов (Европейская Социальная Хартия 1961 г, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.).[17]

Можно обозначить следующие  общие особенности этой группы конституционных  прав и свобод.

В первую очередь надо отметить то, что социально-экономические права, являющиеся частью прав человека, касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Их объем и степень реализации во многом зависят от состояния экономики и ресурсов государства, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения, менее развиты. Алиев М. считает, что в отличие от других видов прав человека социально-экономические права обладают следующими особенностями:

  • эти права распространены в определенной социально-экономической области жизни человека;
  • реализация социально-экономических прав зависит от состояния экономики страны.[18]

В настоящее  время значение социально-экономических  прав в обеспечении правового  статуса личности является бесспорным. Социально-экономические права объединяют в себе права обеспечивающие человеку достойный образ жизни и социальную защиту. Уже довольно долгое время в обществе сформировались всеобщие идеи и ценности о справедливости, свободе, неотъемлемых правах человека, в том числе и о социально-экономических правах. Эти идеи, которые со временем обретают еще более широкое содержание, составляют основу концепции о правовом и социальном государстве.

 

    Международно-правовые акты, связанные с социально-экономическими правами граждан в основном могут быть разделены на несколько групп.

 

    В первую группу входят международно-правовые акты универсального характера. К таким актам относятся Всеобщая декларация прав человека (1948 г), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г) и так далее.

   Во вторую группу входят международно-правовые акты регионального характера. К таким актам относятся Европейская социальная хартия (1961 г.), Европейская конвенция о социальном обеспечении (1972 г.), Европейский кодекс социального обеспечения (1990 г.) и другие.

    К третьей же группе можно отнести международно-правовые акты вспомогательного характера. К таким актам в особенности могут быть отнесены конвенции и рекомендации МОТ, выступающей как специализированное учреждение ООН.

Основные социально-экономические  права и свободы человека и  гражданина закреплены в статьях 34-44 Конституции Российской Федерации. Их содержание конкретизируется в различных  отраслях права: гражданском, трудовом, семейном, аграрном и т.д. Подробно эта конкретизация будет рассмотрена в параграфе 2.1.

Важнейшим институтом социально-экономических  отношений является право частной  собственности, непременное условие  демократической рыночной экономики. Рыночная экономика основана на свободе индивида – человека и гражданина, на безусловном соблюдении его личных и имущественных прав и свобод, как свойственных ему от рождения, так и приобретенных впоследствии на законных основаниях. Собственность – это основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. В современных условиях, государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.[19] Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.[20] Лишение лица его имущества по решению суда может иметь место только в предусмотренных законом случаях.[21] Это возможно либо в порядке конфискации в виде наказания за совершенное правонарушение, либо в порядке реквизиции для государственных нужд (в случае, например, стихийного бедствия или иного чрезвычайного происшествия или специальных обстоятельств). Основания, условия и порядок реквизиции должны быть определены в Гражданском кодексе или в специальном законе.

 

Статья 34, как и статья 35 Конституции РФ, провозглашает  и юридически гарантирует свободу  использования каждым своих способностей и имущества любым не запрещенным  законом способом, т. е. свободу экономической деятельности, а согласно статьи 35 – частной собственности, ибо свобода экономической деятельности на базе своего имущества и своих способностей и есть свобода частной собственности, которая осуществляется, конечно, в рамках закона.

      Особое положение статей 34 и 35 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина состоит еще и в том, что они имеют в виду не только индивида и распространяются не только на индивидуальные права и свободы физических лиц. Эти статьи гласят, что каждый вправе иметь имущество, использовать его, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по суду и с соблюдением соответствующих правил, и эти нормы распространяются не только на индивидов – физических лиц, но и на юридические лица – организации, закрепляя свободную экономическую деятельность и право частной собственности.

Информация о работе Социально-экономические и культурные права человека и гражданина