Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:28, курсовая работа
Одним из элементов составов экономических преступлений, т.е. преступлений, предусмотренных ст. 198 и 199 УК РФ, является объективная сторона - невыполнение обязанностей по уплате налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и, как следствие, непоступление денежных средств в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 1 своего Постановления от 4 июля 1997 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов", обязательным условием наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, которое может выражаться как в действиях, так и в бездействии, является крупный или особо крупный размер неуплаченного налога (соответственно, для физического лица - 200 и 500 МРОТ, для организации - 1000 и 5000 МРОТ).
Введение 2
Уголовно - процессуальный характер судебно - экономической экспертизы. 3
Задачи судебно экономической экспертизы 5
Назначение и производство судебно – экономической экспертизы в экспертном учреждении и вне его. Экспертные учреждения. 6
Порядок назначения судебно – экономической
экспертизы. Заключение эксперта. Виды судебно -
экономических экспертиз.
7
Права и обязанности участников уголовного судопроизводства при назначении и производстве судебно - экономической экспертизы. 11
Заключение. 17
Литература. 18
Оглавление.
Введение | 2 | |
Уголовно - процессуальный характер судебно - экономической экспертизы. | 3 | |
Задачи судебно экономической экспертизы | 5 | |
Назначение и производство судебно – экономической экспертизы в экспертном учреждении и вне его. Экспертные учреждения. | 6 | |
Порядок назначения
судебно – экономической
экспертизы. Заключение эксперта. Виды судебно - экономических экспертиз. |
7 | |
Права и обязанности участников уголовного судопроизводства при назначении и производстве судебно - экономической экспертизы. | 11 | |
Заключение. | 17 | |
Литература. | 18 |
Введение
Одним из элементов составов экономических преступлений, т.е. преступлений, предусмотренных ст. 198 и 199 УК РФ, является объективная сторона - невыполнение обязанностей по уплате налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и, как следствие, непоступление денежных средств в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 1 своего Постановления от 4 июля 1997 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов", обязательным условием наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, которое может выражаться как в действиях, так и в бездействии, является крупный или особо крупный размер неуплаченного налога (соответственно, для физического лица - 200 и 500 МРОТ, для организации - 1000 и 5000 МРОТ).
Введенный в действие Федеральным законом от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ с 1 июля 2002 г. Уголовно - процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ1 (далее - УПК РФ) существенно изменил порядок уголовного судопроизводства. Эти изменения коснулись также порядка производства предварительного следствия следователями федеральных органов УВД и дознания дознавателями (следователями) уголовным делам о налоговых преступлениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 73 УПК РФ событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления) подлежат доказыванию при производстве по уголовному делу. Следуя соблюдению принципа презумпции невиновности, закрепленного в ст. 49 Конституции РФ и ст. 14 УПК РФ, бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.
Это означает, что участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения (дознаватель, следователь и прокурор) для подтверждения фактов неуплаты налогов или страховых взносов осуществляют доказывание - собирание, проверку и оценку доказательств (ст. 85 УПК РФ).
В качестве доказательств по уголовному делу согласно ч. 2 ст. 74 УПК РФ допускаются: показания подозреваемого, обвиняемого; показания потерпевшего, свидетеля; заключение и показания эксперта; вещественные доказательства; протоколы следственных и судебных действий; иные документы.
В
докладе рассматриваются судебно-экономическая
экспертиза применительно к действию
УПК РФ:
Уголовно
- процессуальный характер
судебно - экономической
экспертизы.
Экспертиза является именно судебной.
Юридически закреплены самые различные виды экспертиз. Но по отношению к осуществлению правосудия их можно разделить на судебные экспертизы - экспертизы, которые назначаются и производятся по правилам судопроизводства, и внесудебные - экспертизы, производимые вне рамок судопроизводства.
В качестве примеров внесудебных видов экспертиз можно привести: экологическую экспертизу, отношения в области которой регулируются Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"2; экспертизу подкарантинной продукции, предусмотренной Федеральным законом от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ "О карантине растений"3.
Отличительным признаком судебно - экономической экспертизы является то, что она назначается и производится только по правилам судопроизводства.
Экспертиза по уголовному делу производится только в соответствии с уголовно - процессуальным законом.
В части 2 ст. 118 Конституции РФ определены следующие виды судопроизводств: конституционное, гражданское, административное и уголовное. Порядок каждого из перечисленных видов судопроизводств содержит правила назначения и проведения экспертиз. Эти правила закреплены: для конституционного судопроизводства - в ст. 49, 50 и 63 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"4, для административного судопроизводства - в ст. 25.9 и 26.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 95 Налогового кодекса РФ, ст. 183, 311, 326, 346 - 348 Таможенного кодекса РФ, для арбитражного судопроизводства - ст. 55, 82 - 87 АПК РФ.
Согласно п. 49 ст. 5 УПК РФ судебная экспертиза определена как экспертиза, производимая в порядке, установленном настоящим Кодексом. Учитывая изложенное, можно сделать следующий вывод: заключение эксперта, данное в рамках иного судопроизводства, нежели чем уголовное, не может быть признано в качестве такового по уголовному делу. Конечно, такое заключение эксперта может быть допущено в качестве доказательства по уголовному делу, но только в соответствии со ст. 84 УПК РФ как иной документ.
Порядок назначения и производства судебной экспертизы по уголовному делу определен положениями ст. 57, 70, 80, 195 - 207, 269, 282 и 283 УПК РФ (при производстве экспертиз в государственных судебно - экспертных учреждениях - также соответствующими положениями Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно - экспертной деятельности в Российской Федерации"5).
В следующих разделах изложен порядок производства судебно - экономических экспертиз.
законодательно дано определение таким понятиям, как "судебная экспертиза", "экспертное учреждение" и "эксперт";
предыдущее участие эксперта в деле в качестве специалиста не является основанием для отвода эксперта в любом случае, а не только в случае участия врача - специалиста в области судебной медицины в наружном осмотре трупа;
показания эксперта являются доказательством по делу;
законодатель отказался от обозначения области специальных знаний как "специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле";
среди экспертных учреждений выделены государственные судебно - экспертные учреждения;
мотивированность несогласия лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда с заключением эксперта не обязательна;
случаи назначения дополнительной экспертизы дополнены возникновением новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела; по-иному сформулированы случаи назначения повторной экспертизы;
расширены права эксперта в части ходатайств о привлечении к производству экспертизы других экспертов, а также принесения жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права; закреплено право эксперта возвратить постановление о назначении судебной экспертизы, если он считает, что не обладает достаточными знаниями для ее производства;
исключена обязанность эксперта явиться по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда и дать заключение по поставленным перед ним вопросам; также исключена возможность привода эксперта и наложения на него денежного взыскания при неявке;
эксперт
не вправе без ведома следователя
и суда вести переговоры с участниками
уголовного судопроизводства по вопросам,
связанным с производством
с постановлением о назначении судебной экспертизы следователь знакомит не только обвиняемого, но и подозреваемого и его защитника; права обвиняемого при назначении и производстве судебной экспертизы предоставлены также его защитнику и подозреваемому;
предусмотрено
право свидетеля и
получение образцов для сравнительного исследования может производиться экспертом в случае, если это является частью судебной экспертизы; закреплено, что при получении образцов для сравнительного исследования не должны применяться методы, опасные для жизни и здоровья человека или унижающие его честь и достоинство;
помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержащегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно - медицинской или судебно - психиатрической экспертизы производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке ст. 165 УПК РФ, а не с санкции прокурора, как устанавливалось ранее;
следователь вправе не только присутствовать при производстве экспертизы, но и получать разъяснения эксперта по поводу проводимых им действий;
закреплено, что в заключении эксперта указываются примененные при исследованиях методики, а также то, что составной частью заключения эксперта являются материалы, иллюстрирующие его (фотографии, схемы, графики и т.п.);
закреплено,
что допрос эксперта производится по
собственной инициативе следователя
либо по ходатайству подозреваемого, обвиняемого,
его защитника; эксперт не может быть допрошен
по поводу сведений, ставших ему известными
в связи с производством судебной экспертизы,
если они не относятся к предмету данной
судебной экспертизы.
Задачи
судебно экономической
экспертизы
Проверить правильность результатов проведения документальных ревизий, аудиторских проверок, документального оформления операций по приему, сохранности, реализации товарно - материальных ценностей и денежных средств;
выявить наличие фактических данных, связанных с недостачей либо излишками товарно - материальных ценностей и суммой материального ущерба;
определить соответствие отражения в бухгалтерских документах хозяйственных операций требованиям бухгалтерского учета и отчетности и действующим нормативным актам;
установить документальную обоснованность оприходования, отпуска и списания материалов, готовой продукции, товаров, размеров и стоимости неучтенной продукции, определенных с учетом заключений технологов, товароведов и других специалистов;
констатировать документальную обоснованность размеров сумм по искам, разрешаемым в порядке гражданского судопроизводства;
конкретизировать круг лиц, за которыми, по документальным данным, в период образования недостачи либо излишков числились товарно - материальные ценности или денежные средства, а также лиц, обязанных обеспечивать выполнение требований бухгалтерского учета и контроля, несоблюдение которых установлено в ходе производства экспертизы;
выявить
нарушения в организации
установить
условия, способствовавшие совершению
злоупотреблений, и разработать
предложения, направленные на борьбу с
ними.
Назначение
и производство судебно
– экономической экспертизы
в экспертном учреждении
и вне его. Экспертные
учреждения.
На основании п. 2 ст. 195 УПК РФ судебная экспертиза проводится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями. Так же как и в арбитражном процессе, в уголовном судопроизводстве экспертом-бухгалтером может быть как сотрудник государственного экспертного учреждения, так и представитель негосударственной коммерческой (некоммерческой) организации и даже частное лицо. На практике если экспертиза назначается судом, то привлекается, как правило, государственное экспертное учреждение системы Министерства юстиции Российской Федерации. Согласно п. 2 Инструкции6 судебные экспертизы в судебно-экспертных учреждениях (СЭУ) системы Минюста России проводятся для судов, органов дознания, следствия и прокуроров. Таким образом, проведение экспертизы по уголовным делам является основной функцией СЭУ (экспертиза в рамках арбитражного процесса для СЭУ необязательна).