Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:18, курсовая работа
Цель:
• раскрытие уголовно-правовой характеристики терроризма
С указанной целью связаны следующие задачи:
изучение юридической литературы.
сравнение данных
формулировка выводов, сделанных в ходе курсовой работы.
Введение………………………………………………………………….……….2
Глава 1 Понятие терроризма ...………………………………….……….........4 1.1 Проблематика определения понятия «терроризм»……………….……...4
1.2 Разграничение понятий терроризм и террор ………….……..…………….9
Глава 2 Юридическая характеристика состава преступления………...…… 11 2.1 Объект преступления…… ……………………..………………………….11
2.2 Субъект преступления ……………………………….……………....…....11
2.3 Объективная сторона преступления ..…………………...……….....…...12
2.4 Субъективная сторона преступления ……………………..………….….15
2.5 Квалифицирующие признаки……………………….. …………………..16
Глава 3 Законодательство о терроризме и борьбе с ним.……………...…..…21
Заключение ………………………………………………………….……….27
Список использованной литературы ………………………………....…….30
г) если в действиях лица не содержится иного состава преступления, например приобретение, хранение оружия либо взрывчатых веществ, похищение этих средств или их изготовление и т. п.[26]
Многообразие форм проявления терроризма приносит новые "сюрпризы" науке уголовного права, которые, несмотря на множество изданной литературы, вынуждают вновь и вновь возвращаться к этой проблеме. Особый интерес вызывают вопросы квалификации рассматриваемого деяния. Причем если признаки объективной стороны терроризма достаточно полно исследованы, то признаки субъективной стороны все еще нуждаются в продолжение всесторонних исследований. Так, в науке уголовного права малоисследованным остается специальный признак — цель, указанная в диспозиции ст. 205 УК. Практически не встречается углубленное исследование признаков, позволяющих определить соучастие в терроризме. Это и становится причиной ошибочных суждений представителей структур, призванных обеспечивать противодействие терроризму и освещать эту деятельность.
Часто средствами массовой информации и пресс-службами силовых структур делаются поспешные выводы, когда те или иные действия преступников однозначно расцениваются как террористические, тогда как определить, являются они таковыми или нет, можно только при обнаружении преступников и установлении, какую цель они преследовали. Анализ субъективных признаков позволяет утверждать, что далеко не каждый взрыв или поджог можно рассматривать как акт терроризма, так же как и не каждый случай убийства государственного или общественного деятеля образует террористический акт. Например, убийство коммерсанта путем взрыва его автомобиля можно расценить как терроризм только в том случае, если преступник преследовал цель создания обстановки страха у населения города (района, квартала) или принуждения принятия нужного ему решения другими компаньонами погибшего и т.п. Если же указанное деяние совершено на почве личных неприязненных отношений, то такие действия следует расценивать как убийство, совершенное общеопасным способом (п. "е" ч. 2 ст. 105 УК). Сказанное означает, что установить истинные цели преступников возможно лишь в случае их задержания и проведения в отношении них следственных действий.
Субъективная сторона терроризма, повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, характеризуется двойной формой вины: прямым умыслом по отношению к террористическим действиям и неосторожностью (как легкомыслием, так и небрежностью) по отношению к указанным в п. 3 ст. 205 УК последствиям. Для этого состава характерно наравне с осознанием общественной опасности характера своих действий и предвидением абстрактной возможности наступления общественно опасных последствий отсутствие волевого критерия. Лицо, хотя и предвидит возможность наступления указанных последствий, тем не менее, не желает их, рассчитывая на какие-то реально существующие факторы (силы), например, поджигает здание, полагая, что вовремя приехавшие пожарные сумеют его потушить и не дадут ему перекинуться на другие здания, или закладывает взрывчатку, считая, что в момент взрыва в радиусе его поражающего действия никого не будет. Возможно, что виновный рассчитывает на свои собственные личные качества — опыт, ловкость, профессионализм и т.д. Например, лицо ошибается в мощности разрушающего действия взрывного устройства, однако расчеты его оказываются легкомысленными, самонадеянными, и в результате взрыва происходит вместо предполагаемого незначительного повреждения здания его полное разрушение.
Для преступной небрежности как вида неосторожной вины характерно то, что лицо не предвидит возможности наступления смерти человека или иных тяжких последствий в результате своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть. Например, виновный в целях устройства предупреждающего взрыва в ночное время закладывает взрывное устройство под автомобиль, рассчитывая на то, что взрыв произойдет до того, как хозяин автомобиля воспользуется им, тем самым причинит ему лишь имущественный вред, однако в результате взрыва погибает случайный прохожий. В этом случае интеллектуальный критерий преступной небрежности состоит в том, что лицо не сознает возможность наступления последствий, указанных в ч. 3 ст. 205 УК. Виновный не имеет намерения причинить эти последствия, не желает и даже не допускает возможность их наступления. Однако непредвидение последствий в данном случае свидетельствует о пренебрежении лица к требованиям закона, правилам общежития, интересам других лиц и т.п.
Чтобы признать лицо виновным в совершении акта терроризма, наравне с установлением других признаков необходимо установить, что оно осознавало фактическую сторону своих действий (бездействия), так как только в этом случае возможна ответственность за них. Например, организатор для совершения террористического акта незаконно приобретает взрывное устройство у другого лица, который так же, как и покупатель, не имеет права на хранение, ношение и сбыт оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств. При этом продавца ставят в известность, что взрывное устройство приобретается именно в террористических целях. Соглашаясь на такую незаконную сделку, продавец взрывного устройства сознает не только общественно опасный характер предмета сделки и преступность характера своих действий, но и преступность настоящих и будущих действий террориста. Поскольку лицу, реализовавшему взрывное устройство до момента окончания преступной сделки, т.е. до фактического перехода взрывного устройства во владение покупателя, становятся известны его конечные цели.[27]
Глава 3: Законодательство о терроризме и борьбе с ним.
Общественная опасность терроризма заключается и в том, что он провоцирует власть на ответное насилие, дестабилизируя демократические институты общества, поощряя практику нарушений прав и свобод человека. Одним из основополагающих принципов борьбы с терроризмом является принцип приоритета мер предупреждения. Однако важно, чтобы борьба с терроризмом осуществлялась именно в рамках соответствующего закона.
Своевременное законодательное обеспечение борьбы с терроризмом имеет своей задачей установление плотного оперативного наблюдения за террористами, быстрый розыск и перехват террористов, обмен жизненно важной информацией до начала террористической атаки. Современный терроризм и сопряженные с ним миграция хорошо обученных вооруженных боевиков, контрабанда оружия, незаконный оборот наркотиков, религиозный экстремизм превратились в один из основных факторов, подрывающих стабильность и мир не только в отдельных странах, но и на всей планете. Опираясь на поддержку мощных и богатых экстремистских организаций, получая от них материально-финансовую помощь и современное вооружение, терроризм способен эффективно осуществлять как отдельные диверсионно-террористические операции, так и полномасштабные боевые действия против регулярных войск и правоохранительных формирований.
Многие государства в срочном порядке приняли специальные законы: Великобритания - "О предупреждении терроризма" (1974), с дополнениями 1976г., касающимися уголовной ответственности за финансирование, недонесение, укрывательство лиц, обвиняемых в терроризме (1976), Россия - "О противодействии терроризму" (2006), Германия - "О борьбе с терроризмом" (1986), Франция - "О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность" (1986), США-"О борьбе с терроризмом и применении смертной казни" (1996), Акт патриота США (2001).[28]
Состав преступления "международный терроризм" сформулирован Комиссией международного права ООН в ст. 24 Кодекса преступлений против мира и безопасности как: "совершение, организация, содействие осуществлению, финансирование или поощрение актов против другого государства или попустительство совершению таких актов, которые направлены против лиц или собственности и которые по своему характеру имеют целью вызвать страх у государственных деятелей, групп лиц или населения в целом".[29]
При активном участии России разработана и принята резолюция Совета Безопасности № 1373 от 28 сентября 2001г., в соответствии с которой создан и функционирует Контртеррористический комитет.
Международной декларацией "О мерах по ликвидации международного терроризма" от 09.12.1994 г., осуждаются как преступные и не имеющие оправдания все акты, методы и практика терроризма, где и кем бы они ни осуществлялись.
Российская Федерация подписала 11 из 12 универсальных антитеррористических конвенций по борьбе с различными проявлениями терроризма (межведомственное согласование Монреальской конвенции о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991г. находится в завершающей стадии).
Существующая сегодня конструкция правового определения терроризма довольно громоздкая, сложная, создающая трудности при квалификации уголовно-правовых деяний, имеющих сходные квалифицирующие признаки, однако терроризмом не являющихся. И, напротив, международное законодательство признает актом терроризма пиратство на борту или против морских судов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 40\61), а российское законодательство это к таковым не относит. Российский законодатель дал базовое понятие терроризма в законе "О противодействии терроризму" приводя группу преступлений (ст. 205-208, 277 и 360 УК РФ), именуя их также преступлениями террористического характера, не поясняя, по какому признаку определять данную категорию и почему к преступлениям террористического характера не отнесены, к примеру, ст. 209 "бандитизм", ст. 227 "пиратство".
В целях содействия нормативному урегулированию различных аспектов противодействия легализации доходов от преступной деятельности и финансирования терроризма в последнее время принято несколько законов. Так, Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 88-ФЗ ратифицирована Международная конвенция по борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 года, которая направлена на устранение пробелов в сфере международного сотрудничества государств по выявлению, пресечению и уголовному преследованию финансирования терроризма, призванная установить надежные правовые барьеры на пути доступа террористов к источникам финансирования, стимулировать принятие действенных упреждающих мер на международном и национальном уровне с целью предотвращения и пресечения финансовой поддержки террора.
Другим примером совершенствования нормативной базы является Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 103-ФЗ, в соответствии с которым УК РФ дополнен ст. 205.1, устанавливающей ответственность за организацию, финансирование и иное содействие совершению преступлений, связанных с терроризмом, а также за вооружение либо обучение лиц для совершения подобных преступлений. Дополнение внесено и в Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" от 25 июля 2002 г. В начале 2004 г. внесены поправки в УК РФ, ужесточающие наказание за терроризм, установившие пожизненное лишение свободы за терроризм, повлекший массовую гибель людей ст. 205 УК РФ. Статья 205 УК РФ объявляет уголовным преступлением финансирование терроризма, но не раскрывает содержание этого понятия. Финансирование, предоставленное террористам не напрямую, а посредниками, уголовно не наказуемо. Необходимо дополнение УК РФ с целью совершенствования правового механизма борьбы с финансированием терроризма посредническими организациями. Внесены поправки в ст. 46 УПК РФ, предусматривающие увеличение с 10 до 30 суток срок предъявления обвинения при расследовании деяний террористического характера.
Акцент, как нам видится, должен идти на пресечение незаконного финансирования терроризма, выбивая почву из-под ног террора, с последующим направлением конфискованных средств жертвам террористических актов. Подобная работа уже ведется в мире, так, Великобритания заморозила средства 100 организаций и 200 лиц, подозреваемых в финансировании терроризма. Зарегистрировано 3500 банковских операций, которые могут быть связаны с финансированием террора; 600 такими подозрительными операциями занимается служба финансовой разведки.[30]
Президент США обнародовал список 63 организаций, причастных к финансированию терроризма, в отношении которых Центральный банк России издал указание оперативного характера за № 136-Т. В докладе России о выполнении резолюции 1373 СБ ООН "О борьбе с международным терроризмом" говорится: финансирование терроризма - самое его уязвимое место. Надежно перекрыть каналы его финансовой подпитки - значит нанести сокрушительный удар по всей инфраструктуре терроризма. Страны ЕС считают, что перекрытие ресурсов финансирования терроризма одна из ключевых задач Европейского Союза.
Создан отдел по борьбе с финансированием терроризма при Министерстве финансов РФ, активно функционирует Комитет по финансовому мониторингу (финансовая разведка); Россия - участник международной организации "Эгмонт", объединяющей 59 финансовых разведок мира. На заседании 2003 г. в Берлине Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег (РАТР) Россия принята в члены комиссии. В сферу действия РАТР включены проблемы борьбы с финансированием терроризма, утверждены "Особые рекомендации по противодействию финансированию терроризма". В свете борьбы с терроризмом Финансовой разведкой РФ арестованы счета террористов в США и Швейцарии.
Генеральный прокурор РФ констатирует, что терроризм оплачивается в основном за счет средств российского происхождения. По сведениям Генеральной прокуратуры РФ, 5000 юридических лиц, финансирующих террор, находятся на оперативном учете.
Количество и тяжесть актов терроризма зависят от финансирования, к которому террористы могут получить доступ, выбить почву из-под ног террора и распределить эти средства между бюджетами, выплачивающими компенсацию вреда жертвам терроризма. Основные финансовые средства тратятся не на проведение терактов, требующих незначительных средств, а на организацию вербовки, боевую подготовку ударных отрядов и наемников, создание современной материально-технической базы (компьютерное обеспечение, связь, транспорт, современное оружие).
Назрел вопрос о заключении с государствами-участниками Международной конвенции по борьбе с финансированием терроризма (1999) соглашений о разделе средств, полученных в результате конфискаций, так в США (Чикаго) ведется уголовное дело международного фонда, финансировавшего терроризм, в том числе доказано финансирование чеченских террористов, арестовано около двух миллиардов долларов активов, и Россия имеет право на часть этих арестованных активов.
По сообщениям председателя Комитета по финансовому мониторингу РФ (финансовая разведка), в России готовится черный список компаний и организаций, подозреваемых в отмывании денег и финансировании терроризма, собраны данные на 350 тысяч подозрительных сделок, из семи управлений уже работают шесть со штатом 350 человек, заключены соглашения о взаимодействии со всеми правоохранительными структурами, в том числе ФСБ, МВД, ГТК. Контролируются в соответствии с рекомендациями РАТР инвестиционные фонды, казино, тотализаторы, букмекерские конторы, скупка-продажа золота и другое.
Нормативная база и специальные структуры в России созданы: Федеральный закон №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"; Указ Президента РФ № 6 от 10.01.2002 г. "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1373" от 28.09.2001 г.; Указ Президента РФ от01.11.2001 г.№1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"; Положение Правительства РФ от 02.04.2002 г. № 211 "Об утверждении Положения о Комитете РФ по финансовому мониторингу".[31]
Информация о работе Терроризм. Уголовно - правовая характеристика преступления