Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:24, курсовая работа
Объект исследования: нарушение требований налогового законодательства и привлечение к уголовной ответственности физическое лицо.
Предмет исследования: анализ способов уклонения от уплаты налогов и (или) сборов физических лиц.
Структура курсовой работы включает следующие разделы: введение, 2 главы, заключение, библиографический список и приложение.
ВВЕДЕНИЕ...…..………………………………………………………………….3
1. НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ…...………………………..……….....6
1.1. Налоговая система Российской Федерации ………………………….….6
1.2. Порядок привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов……………………………………………....12
1.3. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица…...14
2. НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРИВЛЕЧЕНИЕ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО……………………………………………..…………………………...….19
2.1. Нарушение ст. ст. 80, 81 Налогового кодекса Российской Федерации.19
2.2. Обзор судебной практики налоговых преступлений…………………..22
2.3. Анализ и подведение итогов исследования…………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………..………………………...29
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….31
Байкальский филиал негосударственного некоммерческого образовательного учреждения высшего профессионального образования
«ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» (г. Москва)
Юридический факультет
Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица
Специальность 030501.65 «Юриспруденция»
Курсовая работа студента 4-го курса очной (заочной) формы обучения
|
Научный руководитель д-р псх.н., профессор
______________ Т.Л. Миронова
|
Улан-Удэ
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...…..…………………………………………
1. НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ…...………………………..
1.1. Налоговая система Российской Федерации ………………………….….6
1.2. Порядок привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов……………………………………………....12
1.3. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица…...14
2. НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРИВЛЕЧЕНИЕ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО……………………………………………..…………………
2.1. Нарушение ст. ст. 80, 81 Налогового кодекса Российской Федерации.19
2.2. Обзор судебной практики налоговых преступлений…………………..22
2.3. Анализ и подведение итогов исследования…………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………..………………………...29
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.
Таким образом, налог является обязательным платежом, который должен взиматься с физических и юридических лиц в бюджет путем предоставления налоговой декларации в соответствии со ст. ст. 80, 81 НК РФ. Неоднократное нарушение требований данных статей налогового кодекса Российской Федерации влечет к привлечению виновных лиц к уголовной ответственности по ст.ст. 198, 199 УК РФ.
За уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, физические лица привлекаются по статье 198 УК РФ, которая регламентируется следующим образом:
1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет. [2; 80 с.]
Актуальность исследования: уклонение от подачи деклараций о доходах, искажение сведений и незаконное ведение предпринимательской деятельности приобрело массовый характер. Сокрытие доходов, противодействие требованиям налоговой службы, либо их неисполнение в целях сокрытия доходов и неуплаты налогов представляет собой обычное явление в жизни налогоплательщиков. Данные действия налогоплательщика образуют состав налогового преступления и влекут наступления уголовной ответственности.
Цель исследования: рассмотреть основные моменты привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физических лиц.
Задачи исследования:
- рассмотреть основы налоговой системы;
- разобрать основания и порядок привлечения к уголовной ответс
- проанализировать практические примеры, по которым физическое лицо привлекается к уголовной ответственности по ст. 198 УК РФ;
- определить основы привлечения к уголовной ответственности по ст.198 УК РФ.
Гипотеза исследования: непредставление налоговой декларации, искажение сведений и незаконное ведение предпринимательской деятельности является основанием для возбуждения уголовного дела по ст.198 УК РФ.
Объект исследования: нарушение требований налогового законодательства и привлечение к уголовной ответственности физическое лицо.
Предмет исследования: анализ способов уклонения от уплаты налогов и (или) сборов физических лиц.
Структура курсовой работы включает следующие разделы: введение, 2 главы, заключение, библиографический список и приложение.
1. НАЛОГОВАЯ ОТВЕСТВЕННОСТЬ
1.1. Налоговая система Российской Федерации
В настоящее время не существует общепринятого определения, полноценно описывающего налоговую систему России. На наш взгляд, понятие «налоговая система» является более широким по сравнению с понятиями «система налогов и сборов» и «система налогообложения» и включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с налогообложением. [9; 162 с.]
Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).
Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):
виды налогов и сборов;
основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;
права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);
формы и методы налогового контроля;
ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц.
Принципы налоговой системы Российской Федерации:
Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовыеакты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):
Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это установлено пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса.
Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).
Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Это следует из статьи 8 Конституции РФ. Пунктом 2 статьи 3 НК РФ также установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Принцип экономической обоснованности налогообложения. Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Налогового кодекса не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
Принцип установления налогов и сборов в должном порядке. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, и при этом не предусмотренные Налоговым кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Об этом говорится в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса. Запрет на установление налогов иначе как федеральным законом прямо закреплен в Конституции РФ.
Принцип определенности налоговой обязанности. Он установлен пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Понятие налога и сбора в налоговой системе РФ:
Понятие налога и сбора установлено в статье 8 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). [15; 37 с.]
Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
К участникам отношений, формирующихся в рамках налоговой системы России и регулируемых налоговым законодательством, принято относить две категории организаций и физических лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы, а также две категории органов государственной власти, уполномоченных контролировать данный процесс, а именно:
организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налоговыми агентами;
налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);