Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 14:55, курсовая работа
В последние десятилетия XX века мировое сообщество обратило внимание на необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних. Знаковым событием стало принятие 20 ноября 1989 г. на 44-й сессии Генеральной ассамблеи ООН Конвенции о правах ребенка , к которой 13 июня 1990 г. присоединилось наше государство.
Выбранная мною тема актуальна по следующим основаниям.
Признание человека, его прав и свобод наивысшей социальной ценностью1 предполагает создание надлежащих социальных условий, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность людей, нормальное функционирование общественных и государственных институтов.
В настоящее время состояние несовершеннолетней преступности становится все более актуальным, привлекая внимание видных юристов, педагогов, психологов, практических сотрудников органов внутренних дел, суда, прокуратуры, других правоохранительных органов, иных министерств и ведомств, работающих с несовершеннолетними.
В последние десятилетия XX века мировое сообщество обратило внимание на необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних. Знаковым событием стало принятие 20 ноября 1989 г. на 44-й сессии Генеральной ассамблеи ООН Конвенции о правах ребенка2, к которой 13 июня 1990 г. присоединилось наше государство.
Подписав главный
Немалая роль в связи
с этим должна быть отведена формированию
зарождающейся отрасли
На рубеже столетий в России сложилась катастрофическая демографическая ситуация: численность населения сокращается, оно в целом "стареет", снижается рождаемость. В то же время "молодеет" преступность, растет количество безнадзорных и беспризорных детей, несовершеннолетние все раньше приобщаются к алкоголю, табаку и наркотикам. И все это происходит на фоне недостаточной эффективности работы госструктур, ответственных за решение проблем несовершеннолетних.
В этих непростых условиях особую значимость приобретают специализированные государственные органы, чья деятельность должна быть направлена на защиту прав детей, предупреждение преступности несовершеннолетних, профилактику безнадзорности и правонарушений4.
Ведущая роль в числе таких органов должна принадлежать суду. Известно, что именно Россия была одним из первых государств, внедривших еще в 1910 г. ювенальные суды. В свое время эта судебная система считалась одной из наиболее передовых в Европе.
Целям защиты прав несовершеннолетних в общей части Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) посвящен раздел V «Уголовная ответственность несовершеннолетних», который включает главу 14 «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» 5.
Статистика убедительно показывает, что количество преступлений с участием несовершеннолетних продолжает оставаться на высоком уровне и это является фактором, влияющим на их повышенную общественную опасность.
Действующее в нашей стране законодательство позволяет правоохранительным органам проводить эффективную борьбу с преступностью несовершеннолетних. Однако отсутствие необходимых научно-обоснованных методик по тактики борьбы со столь опасными для общества преступлениями, неурегулированность отдельных мероприятий оперативно-розыскного характера в уголовно-процессуальном законе, а также малая эффективность предпринимаемых нашими правоохранительными органами мер по предупреждению, пресечению и раскрытию данного вида преступлений, также указывает на актуальность выбранной темы.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с обеспечением государственных мер по защите прав и интересов несовершеннолетних в уголовно-правовой сфере.
Предметом исследования является анализ норм законодательства, которые регулируют вопросы освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.
В качестве основной цели в работе выступают исследования причин и условий подростковой преступности и уголовно-правовой анализ особенностей ответственности и наказания несовершеннолетних.
Указанные цели определили задачи исследования, каковыми являются:
1. Историко-правовой анализ развития законодательства об ответственности и наказании несовершеннолетних и определение его по ныне действующему законодательству.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы:
- общенаучные – общие
методы, выработанные общественными
и естественными науками (
- формально-юридические
– исследование внутреннего
- сравнительного правоведения
– метод основывается на
При подготовке курсовой работы автор опирался на положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов, использовал как новое, так и ранее действовавшее уголовное законодательство, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, труды и концепции ведущих ученых в области уголовного права: С.В. Бородина, В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова, М.Д. Шаргородского, И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена историческому аспекту развития законодательства об ответственности несовершеннолетних за противоправные деяния. Во второй главе проведен уголовно–правовой анализ освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.
Особенности уголовной
ответственности
Статья 6 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г., предоставляла право мировым судьям определять несовершеннолетним в возрасте от 10 до 17 лет взамен заключения в тюрьме помещение в исправительные приюты7.
Некоторые особенности
уголовной ответственности
Советская власть вскоре после Октябрьской революции выдвинула лозунг: "Для детей нет суда и тюрьмы", который нашел свое воплощение в Декрете СНК от 14 января 1918 г. Этот декрет провозгласил отмену судов и тюремного заключения для малолетних и несовершеннолетних. Дела о несовершеннолетних в возрасте до 17 лет, совершивших общественно опасное деяние, подлежали рассмотрению комиссией по делам несовершеннолетних, которая должна была либо освобождать их, либо направлять в одно из убежищ Народного комиссариата общественного призрения соответственно характеру деяния9.
Хотя до конца 20-х гг. законодательство об уголовной ответственности несовершеннолетних неоднократно изменялось, однако принудительным и воспитательным мерам по-прежнему принадлежал приоритет перед мерами уголовного наказания.
Тенденция к усилению
уголовной ответственности
Начавшаяся война создала новые проблемы в борьбе с преступностью несовершеннолетних. Несмотря на необходимость напряжения всех сил и сосредоточение всех ресурсов на нужды войны, Советское государство не жалело средств для спасения подрастающего поколения. Так, уже 23 января 1942 г. СНК СССР принял постановление "Об устройстве детей, оставшихся без родителей"12, которым предусматривались создание при исполкомах местных Советов комиссий по устройству детей, оставшихся без родителей, расширение детских приемников-распределителей и детских домов, организация Суворовских училищ для детей, пострадавших от войны, и т.д. Все это способствовало тому, что в отличие от периода начала 20-х гг. беспризорность, а отсюда и преступность подростков не получили такого широкого распространения.
В первые послевоенные годы основными криминогенными условиями, как и в годы войны, были все те же беспризорность, безнадзорность подростков, а также тяжелое материальное положение страны. Вследствие этого к несовершеннолетним правонарушителям по-прежнему широко применялись воспитательные меры. Так, постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 17 февраля 1948 г. "О применении Указов от 4 июня 1947 г. в отношении несовершеннолетних" судебным органам предлагалось в случае совершения хищения в незначительных размерах несовершеннолетними в возрасте от 12 до 16 лет ставить на обсуждение вопрос о прекращении дела в уголовном порядке за нецелесообразностью применения мер уголовного наказания и направлении обвиняемых в трудовые воспитательные колонии13.
Новым этапом в развитии
советского уголовного законодательства
об ответственности несовершенноле
Кроме тех изъятий, которые были сделаны для несовершеннолетних при применении к ним положений Общей части уголовного права (неприменение ссылки, высылки; лишения свободы в виде заключения в тюрьме и др.), законодательство ориентировало правоохранительные органы на преимущественное применение мер воспитательного характера, а не уголовного наказания в случаях совершения преступления, не представляющего большой общественной опасности (ч. III и ч. IV ст. 10 УК РСФСР).
Уголовное законодательство 1958-1961 гг. регламентировало широкое привлечение общественности к работе по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей, а также предупреждению совершения ими преступлений. Так, п. 6 ст. 63 УК РСФСР в качестве одной из принудительных мер воспитательного характера предусматривал передачу несовершеннолетнего под наблюдение трудового коллектива, общественной организации или отдельному гражданину либо назначение общественного воспитателя в соответствии с Положением об общественных воспитателях несовершеннолетних.
Проявлением гуманизма уголовного права явилось принятие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 г. "О дополнении Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик статьей 39-1", предусмотревшей основания отсрочки исполнения приговора несовершеннолетнему14. Согласно этой статье "при назначении наказания несовершеннолетнему, впервые осуждаемому к лишению свободы до 3 лет, судом, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельств дела, а также возможности его исправления и перевоспитания без изоляции от общества, исполнение приговора к лишению свободы в отношении такого лица может быть отсрочено на срок от 6 месяцев до 2 лет"15.