Уголовная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 14:55, курсовая работа

Описание

В последние десятилетия XX века мировое сообщество обратило внимание на необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних. Знаковым событием стало принятие 20 ноября 1989 г. на 44-й сессии Генеральной ассамблеи ООН Конвенции о правах ребенка , к которой 13 июня 1990 г. присоединилось наше государство.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по уголовной ответственности.doc

— 240.00 Кб (Скачать документ)

Если лицо, совершившее  преступление, уклоняется от следствия  или суда, то течение сроков давности приостанавливается. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица или его явки с повинной.

Прерывания сроков давности УК РФ не предусматривает.

Таким образом, в качестве вывода по исследованному вопросу полагаю  возможным отметить, что теория уголовного права, действующее уголовное законодательство Российской Федерации и судебная практика достаточно подробно регламентируют виды, основания  и особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности.

 

 

2.2. Основания и виды освобождения несовершеннолетних от наказания

 

Наряду с освобождением  несовершеннолетних от уголовной ответственности УК РФ предусматривает возможность освобождения несовершеннолетних от наказания36. Такое право при совершении подростком преступления небольшой или средней тяжести предоставлено суду. При этом суд применяет к несовершеннолетнему те же принудительные меры, что и при освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности (п. 1 ст. 92 УК РФ). Кроме того, суду предоставлено право при осуждении за преступление средней тяжести освободить несовершеннолетнего от наказания, если суд придет к выводу, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения подростка в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних (ч. 2 ст. 92). В отличие от прежнего УК РСФСР37 суд устанавливает срок пребывания подростка в указанном учреждении, однако этот срок не может превышать максимального срока наказания, предусмотренного УК РФ за преступление, совершенное несовершеннолетним.

Если по заключению специализированного  государственного органа, обеспечивающего  исправление, будет признано, что несовершеннолетний для своего исправления не нуждается в дальнейшем пребывании в специальном учреждении, применение данной меры может быть прекращено. Вместе с тем в случае необходимости завершить несовершеннолетним общеобразовательную или профессиональную подготовку возможно продление пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении после истечения срока, установленного судом.

Помещение подростка  в специальное воспитательное или  лечебно-воспитательное учреждение для  несовершеннолетних, связанное с изъятием несовершеннолетнего из семьи и помещением в условия специального режима, является наиболее строгой мерой при освобождении несовершеннолетнего от наказания. Вместе с тем помещение в эти учреждения не является наказанием, так как:

1) применяется в порядке замены наказания;

2) не содержится в  системе видов наказания;

3) сроки пребывания  в этих учреждениях не определяются  судом;

4) не влечет судимости.

Специальными лечебно-воспитательными  учреждениями являются специальные (вспомогательные) школы-интернаты и лечебные учреждения для умственно отсталых детей, либо для детей, перенесших тяжелые заболевания, которые отразились на их развитии, либо для детей, страдающих общими физическими или психическими недостатками. Эти своеобразные, свойственные только данной принудительной мере условия должны быть либо очевидны, либо установлены медицинским заключением. При этом обязательными остаются и остальные предпосылки применения ст. 90 УК РФ, в том числе и признание подростка виновным в совершении преступления.

Воспитательными учреждениями для подростков являются детские  дома и школы-интернаты. Принудительное помещение в эти учреждения подростка, совершившего преступление небольшой  или средней тяжести, применяется, если семейные условия не обеспечивают его правильного развития и воспитания и вместе с тем возможно пребывание несовершеннолетнего в обычном детском коллективе.

Самой строгой принудительной мерой является помещение несовершеннолетнего  в специальное учебно-воспитательное учреждение. Таким учреждением является специальное профессионально-техническое училище, в которое помещаются несовершеннолетние правонарушители, нуждающиеся в особых условиях воспитания и строгом педагогическом режиме. Образовательная, воспитательная и хозяйственно-экономическая деятельность СПТУ регулируется "Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением"38. Воспитательная работа в СПТУ сочетает общее политехническое обучение с производительным трудом. Несовершеннолетние правонарушители в этих воспитательных учреждениях должны не только повышать свой общеобразовательный и культурный уровень по программе обычных школ, но и приобретать или повышать свою профессиональную квалификацию в объеме училищ системы профессионально-технического обучения. Проведение воспитательной работы в этих училищах предполагает также осуществление целого комплекса трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания несовершеннолетних с учетом специфических особенностей отдельных категорий правонарушителей.

По оценке специалистов39, только 9% подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, могут быть направлены в специальные учебно-воспитательные учреждения. Недоступность для данной категории несовершеннолетних таких учреждений способствует повышению их криминальной активности.

Освобождение несовершеннолетнего  от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия  должно осуществляться таким образом, чтобы у подростка не возникло чувство безнаказанности за совершенное преступление.

Органы правосудия в  обоснование решения о применении указанных институтов ссылаются  на такие обстоятельства, как совершение подростком преступления впервые, признание  себя виновным и чистосердечное раскаяние, положительная характеристика, ненормальные условия в семье, неблагоприятное окружение, второстепенная роль подростка в преступлении и др.

Немаловажным вопросом в жизни несовершеннолетних, ранее  совершавших преступления, являются вопросы связанные с погашением судимости. Согласно ст. 95 УК РФ  сроки погашения судимости для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, в сравнении со сроками погашения судимости, предусмотренными в отношении взрослых, ст. 86 УК РФ сокращены и составляют после отбытия лишения свободы за преступления: небольшой или средней тяжести - один год; тяжкое или особо тяжкое - три года.

Несовершеннолетние, осужденные за преступления небольшой или средней  тяжести и освобожденные судом  от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия - ст. 92 УК РФ (так же, как, естественно, и несовершеннолетние, освобожденные от уголовной ответственности с применением принудительных мер - ст. 90 УК РФ) считаются несудимыми.

Остальные положения, относящиеся  к учету, погашению и снятию судимости, предусмотренные в отношении взрослых (ст. 86 УК РФ), за исключением учета судимостей при рецидиве преступлений, распространяются и на несовершеннолетних. Так, погашение судимости в отношении несовершеннолетних, осужденных условно или к более мягким, чем лишение свободы, наказаниям, определяется п. "а", "б" ч. 3 ст. 86 УК РФ. Судимость в этих случаях погашается соответственно по истечении испытательного срока или одного года после отбытия наказания.

Судимость несовершеннолетнего  до истечения срока погашения судимости может быть снята судом не только по ходатайству самого несовершеннолетнего, но и по ходатайству его родителей, законных представителей, а также органов опеки и попечительства.

Таким образом, вопросы  освобождения несовершеннолетнего  от наказания, как и вопросы освобождения таких лиц от уголовной ответственности, тесно взаимосвязаны и имеют большое профилактическое воздействие для предупреждения рецидива преступности, а при определенном стечении обстоятельств могут иметь значение для принятия решения об освобождении таких лиц от уголовной ответственности при повторном совершении несовершеннолетним преступного деяния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

С 1 января 1997 г.  вступил  в  силу  Уголовный  кодекс Российской  Федерации (первые три,  как известно,  были приняты  в  1922,  1926  и  1960  годах.).  Прежнее уголовное законодательство основывалось на вере в могущество принуждения,  репрессии, в то, что хозяйственные упущения можно устранить силой уголовного закона вместо проведения соответствующих экономических и социальных преобразований.  В  нем отсутствовали  примат общечеловеческих ценностей,  уважение прав и свобод человека, выработанных международным правом.

Вызванный  к  жизни  происходящими  в современной России коренными экономическими,  социальными  и  политическими   преобразованиями, новый УК РФ 1996 г. призван максимально  содействовать  становлению  нового общества,   утверждению   в    нем    законности, правопорядка, основополагающих  принципов   международного   права,  касающихся свободы и безопасности человека. Тем самым был сделан крупный шаг в проведении судебной реформы, демократизации   отечественного уголовного законодательства, в том числе совершенствовании   системы   защиты  несовершеннолетних.

Преступность несовершеннолетних, будучи составной частью преступности вообще, в то же время имеет свои специфические особенности, что  позволяет рассматривать ее в  качестве самостоятельного объекта  исследования. Необходимость такого выделения обусловливается главным образом особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.

Уголовный кодекс РФ рассматривает в отдельной главе вопросы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних с учетом определенных особенностей этой категории лиц. Органы дознания, следствия, прокуратуры и суды должны учитывать социально-психологический аспект жизни подростка, уровень сознания, способность осознавать происходящее и давать этому оценку.

В качестве выводов по исследованной теме можно отметить, что:

1. Одной из особенностей привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности является дифференциация преступлений относительно возраста, с которого она наступает.

2. За отдельные преступления, перечень которых дан в ч. 2 ст. 20 УК РФ, уголовная ответственность наступает с 14-летнего возраста, по общим же правилам - по достижении 16-летнего возраста (ч. 1 ст. 20 УК РФ).

3. Несовершеннолетним  считается лицо до исполнения  ему 18 лет. Это социальное и  юридическое положение наступает на следующий день после восемнадцатого года рождения лица.

4. Несовершеннолетний, совершивший  преступление, может быть признан  виновным и ему может быть  назначено наказание, в то же  время при совершении преступного  деяния он может быть и освобожден от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия.

5. Преступность несовершеннолетних требует специального изучения, а ее предупреждение - особенно актуальная и сложная задача.

В тоже время, проведенное исследование по вопросам уголовной ответственности несовершеннолетних, выявило ряд противоречий в формулировках некоторых норм УК РФ, которые нуждаются в их устранении.

1. Часть 3 ст. 20 УК РФ  гласит, что если несовершеннолетний  достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Далеко не ясно, что  же понимать под формулировкой "отставание в психическом развитии, не связанном  с психическим расстройством". Речь идет только о задержках развития или и о других видах нарушенного развития: недоразвитии, поврежденном развитии или асинхронии, которая ведет за собой дисгармоничность и искажение развития.

Нормы ч. 3 ст. 20 УК РФ и  ст. 22 УК РФ не согласованы. При сравнении экспертных оценок, основанных на ч. 3 ст. 20 УК РФ, с возможными решениями, вытекающими из ст. 22 УК РФ, становится очевидной неравноценность и неэквивалентность правовых последствий применения норм данных статей.

Подросток, не страдающий психическим расстройством, но обнаруживающий отставание в психическом развитии вследствие педагогической и социальной запущенности, согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ должен быть освобожден от уголовной ответственности. В то же время несовершеннолетний, обнаруживающий признаки других психических аномалий (например, страдающий олигофренией) и признанный вменяемым по данному уголовному делу, но неспособным в полной мере понимать фактический характер и общественную опасность своих действий, в соответствии со ст. 22 УК РФ подлежит уголовной ответственности40.

Таким образом, лицо, неспособное  в полной мере осознавать фактический  характер и общественную опасность  своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие отставания в психическом  развитии, не связанного с психическим  расстройством, не подлежит уголовной ответственности, а лицо, обнаруживающее те же самые признаки, но (на его беду) страдающее каким-либо психическим расстройством, подлежит уголовной ответственности.

Информация о работе Уголовная ответственность