Уголовная ответсвенность несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 11:11, курсовая работа

Описание

Целью настоящего исследования является комплексное изучение особенностей уголовно-правового института преступности несовершеннолетних.
В соответствии с поставленной целью работа была направлена на решение следующих задач:
- изучение теоретической основы и правового регулирования института уголовной ответственности несовершеннолетних в РФ;
- изучение уголовно-правового статуса несовершеннолетних в уголовном праве РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА……
1.1.Теоретические основы института уголовной ответственности……
1.2.Правовое регулирование института уголовной ответственности несовершеннолетних в РФ…………………………………………………
2. НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ…………………………………………………….
2.1. Уголовно-правовой статус несовершеннолетнего в уголовном праве РФ…………………………………………………………………………….
2.2. Основания и условия освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..

Работа состоит из  1 файл

УГ ОТВ_НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.doc

— 267.00 Кб (Скачать документ)

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет»

Филиал в  г. Братске

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

студент группы Юзв-11:                                  _________ А.Ю.Анучина

 

Проверил:                                                              

преподаватель           ___________ М.А.Кисель

 

 

 

 

 

 

Братск, 2012

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

3

1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  КАТЕГОРИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА……

 

 

5

1.1.Теоретические основы института уголовной ответственности……

5

1.2.Правовое  регулирование института уголовной  ответственности несовершеннолетних в  РФ…………………………………………………

 

11

2. НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ…………………………………………………….

 

 

19

2.1. Уголовно-правовой  статус несовершеннолетнего в  уголовном праве РФ…………………………………………………………………………….

 

19

2.2. Основания и условия освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания……………………………………….

 

32

Заключение……………………………………………………………..

40

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..

43


 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Задачами Уголовного кодекса (УК) РФ, в соответствии со ст. 2, являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений (ч. 1). Определяя, таким образом, задачи УК, законодатель подчеркивает, во-первых, охранительную и, во-вторых, предупредительную роль уголовного закона.

Выделение специального раздела «Уголовная ответственность несовершеннолетних», а в нем главы 14 «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» в Российском государстве было впервые осуществлено в УК РФ 1996 г. Также впервые в материальном праве законодательно определено само понятие "несовершеннолетний" - лицо, которому исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцати лет .

Одним из приоритетных направлений в новом этапе реформирования является создание государственно-общественной инфраструктуры по делам несовершеннолетних и защите их прав. После роста подростковой преступности в первой половине 2000-х годов в последнее время отмечается ее спад. Так, в городе Братске количество дел, рассмотренных в отношении несовершеннолетних и  проценты от общего количества рассмотренных дел в 2007 г. составил 212 (22,2%); в 2008 г. - 158( 19,1%); в 2009 г. - 124 ( 17,8%); в 2010 г. 88(11,1%); в 2011 г. - 39(6,3 %). Но, несмотря на это, проблема профилактики противоправного поведения несовершеннолетних до сих пор является одной из центральных для целого ряда отраслей науки. Решение обозначенной выше задачи требует определения четких приоритетов уголовной политики в отношении несовершеннолетних.

Целью настоящего исследования является комплексное  изучение особенностей уголовно-правового института преступности несовершеннолетних.

В соответствии с поставленной целью работа была направлена на решение следующих задач:

- изучение теоретической основы и правового регулирования института уголовной ответственности несовершеннолетних в РФ;

- изучение уголовно-правового статуса несовершеннолетних в уголовном праве РФ;

- изучение оснований и условий освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.

Объектом  исследования являются правоотношения, возникающие в сфере реализации уголовно-правового института преступности несовершеннолетних.

Предметом исследования являются нормы уголовного права, регулирующие порядок применения уголовной ответственности к несовершеннолетним.

В процессе работы были использованы следующие методы: в качестве доминирующих выступали сравнительно-правовой, системно-функциональный, метод корреляции, в числе обеспечивающих были использованы историко-правовой  и статистический методы.

Нормативно-правовой базой исследования в данной работе являются: Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.) и другие международные акты касающиеся защиты несовершеннолетних, Конституция РФ, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Исследования  таких ученых  как Грицун И.М, Забрянский Г.И., Астемиров З.А., Таганцев Н.С.и др. были использованы при написании настоящей работы.

1. ПОНЯТИЕ  ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА УГОЛОВНОЙ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ  КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ  УГОЛОВНОГО ПРАВА

 

1.1. Теоретические основы института  уголовной ответственности

 

Уголовная ответственность  несовершеннолетних является разновидностью юридической ответственности наряду с административно-правовой, гражданско-правовой и др. В целом в теории уголовного права понятие уголовной ответственности дискуссионное, вне зависимости от субъекта привлечения к уголовной ответственности.

Но одновременно сложились принципиальные положения, по которым, во-первых, уголовная ответственность  понимается как обязанность лица, совершившего преступление, отвечать за содеянное в соответствии с уголовным законом; во-вторых, понимается фактическая реализация указанной обязанности, т.е. в конечном счете, реализация санкции уголовно-правовой нормы; в-третьих, рассматривается в позитивном плане как ответственность, лежащая в основе правомерного поведения и выражающаяся в осознании индивидом своей обязанности не совершать запрещенного уголовным законом преступного деяния1. Каждый из данных подходов имеет право на существование, так как по-своему отражает присущие сложному феномену уголовной ответственности особенности ее содержания. Важно лишь правильно определить целевую направленность таких подходов и сферу их практического приложения2. И специфика уголовной ответственности в том, что связана она с мерами государственного принуждения, применяемыми к лицу, совершившему преступление.

Преступность  несовершеннолетних в России в последние годы характеризуется в основном неблагоприятными тенденциями, такими, как омоложение, феминизация, а также увеличение удельного веса преступности несовершеннолетних в преступности в целом. В структуре данной преступности преобладает доля тяжких преступлений с корыстно-насильственной направленностью мотивации, усилением элементов устойчивости, организованности преступных групп несовершеннолетних, смыканием преступности несовершеннолетних с преступностью взрослых. Отмеченные черты преступности несовершеннолетних не являются чем-то особенным для России, так как интенсивный рост подростковой и молодежной делинквентности, возрастание общественной опасности деяний и причиненного ими ущерба являются одной из составляющих общей тенденции абсолютного и относительного роста молодежной преступности в мире. Вместе с тем в российском обществе одним из обстоятельств, обуславливающих такое положение дел, являются не только общие негативные социальные процессы, но и несовершенство состояния и результативности специфической системы предупреждения преступности несовершеннолетних.

Важной специальной  мерой предупреждения преступности несовершеннолетних продолжают оставаться уголовное наказание, уголовная ответственность. Уголовный кодекс РФ (1996 г.)3 создал новые правовые основы для более глубокой ее дифференциации (по сравнению с ранее действовавшим законодательством), которые выразил в разделе V "Уголовная ответственность несовершеннолетних", основанной на принципах гуманизма и экономии репрессии. В данном разделе в гл. 14 отражены особенности как уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, так и освобождения от них и иные специфические правовые последствия совершенного несовершеннолетними преступления. В то же время несовершеннолетний преступник является не только субъектом преступления, но и объектом повышенной правовой охраны и защиты. Из этого обстоятельства исходит большинство международно-правовых документов, которые тем или иным образом имеют в качестве предмета рассмотрения несовершеннолетних лиц, что предопределяет специфику системы обращения с несовершеннолетними правонарушителями, заключающуюся в построении этой системы на основе специальных принципов, наличия в ней специальных (специализированных) субъектов и специальных правовых средств воздействия.

Несовершеннолетний  правонарушитель как личность находится  в стадии молодежного формирования, а совершенное им правонарушение, преступление в большинстве случаев  являются следствием стечения неблагоприятных, возможно, негативных жизненных обстоятельств. Следовательно, в основе системы общего и индивидуального предупреждения преступности несовершеннолетних (системы обращения с несовершеннолетними правонарушителями) должны лежать принципы максимального содействия благополучию несовершеннолетних и презумпция дальнейшей позитивной социализации.

Наличие в Уголовном  кодексе РФ (1996 г.) норм, закрепляющих особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, является последовательным воплощением в жизнь требований международных документов в области обращения с несовершеннолетними правонарушителями, к числу которых следует отнести возможно более широкое применение к несовершеннолетним санкций (мер), альтернативных лишению свободы и уголовной ответственности. Подтверждением этому является положение Уголовного кодекса РФ о том, что "несовершеннолетнему, совершившему преступление, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия" (ч. 2 ст. 87 УК РФ). Применение указанных альтернативных мер в контексте международных документов является неотъемлемым элементом более общего институционного образования - системы так называемой ювенальной юстиции, под которой за рубежом и в нашей стране обычно понимается система специализированных судов и иных юрисдикционных органов по делам несовершеннолетних и мер, ими применяемых.

Во многих зарубежных странах применение мер, альтернативных уголовной ответственности и наказанию, является основным специальным средством правового воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

Реализация  данных мер имеет, как правило, четкое законодательное закрепление в виде специальных законов о несовершеннолетних и специальной системы органов, их применяющих (например, в ФРГ, в Канаде и др. странах). Применение альтернативных мер, в частности принудительных мер воспитательного характера, является проявлением более общего направления в политике в области наказаний во всем мире, которое склоняется в пользу большого перечня альтернатив тюремного заключения.

Российскому уголовному законодательству начиная с XVIII в. известны подобные варианты и меры, применяемые к несовершеннолетним, совершившим преступления, вместо уголовной ответственности. Особенно подобная политика была распространена в период 70 - 80-х гг. XX в. Несмотря на различное наименование мер этой политики ("воспитательные меры", "медико-педагогические меры", "принудительные меры воспитательного характера"), их применение, как правило, происходило в связи с освобождением несовершеннолетних от уголовной ответственности (и/или наказания). Различия состояли лишь в основаниях (критериях) такого освобождения и в перечне подобных мер, а также процедуре и виде органов, которые их применяли (т.е. системе правоприменителей).

Правоприменительная практика специализированных государственных органов свидетельствует, что именно им, а не уголовной ответственности как уголовной репрессии, принадлежала основная роль в предупреждении преступлений несовершеннолетних. Так, в советское время (Уголовный кодекс РСФСР 1960 г.) наиболее широкое применение они получили в деятельности следственных органов, инспекций по делам несовершеннолетних и комиссий по делам несовершеннолетних исполнительных комитетов районов, городов. Они применялись примерно к одной трети, а иногда и к половине несовершеннолетних, совершивших преступления, не представлявших большой общественной опасности. Вместе с тем суды использовали их крайне редко, несмотря на предоставленные законом возможности и рекомендации высших судебных органов. Причина этого, видимо, состояла в том, что судебная практика не испытывала потребности в этих мерах, имея под рукой более привычный инструментарий и прежде всего условное осуждение или отсрочку исполнения приговора.

В действующем  Уголовном кодексе Российской Федерации  регламентация применения принудительных воспитательных мер существенно изменилась. Сейчас они именуются "принудительные меры воспитательного воздействия" - ст. ст. 90, 91 УК РФ. Помимо терминологических изменений, законодатель посчитал необходимым также изменить основания и условия применения принудительных мер воспитательного воздействия, исключить некоторые виды принудительных мер воспитательного воздействия и добавить новые, предусмотреть возможность применения принудительных мер воспитательного воздействия в связи с освобождением несовершеннолетних как от уголовной ответственности, так и от наказания, закрепив условный характер их применения4.

Информация о работе Уголовная ответсвенность несовершеннолетних