Уголовно-правовая характеристика государственной измены и шпионажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание

Цель работы - дать уголовно-правовую характеристику государственной измене и шпионажу в России.
Задачи курсовой работы:
Изучить понятие государственной измены и шпионажа
Раскрыть значения понятия в настоящий момент
Изучить объективные и субъективные признаки касающихся этой темы и разграничить ее состав от смежных составов преступлений.
Выявить разграничение составов государственной измены и шпионажа от смежных составов преступлений
Изучить судебную практике по делу Потеева А.Н. 2010-2011 г.

Содержание

Введение
Глава 1.
Теоретические особенности понятие государственной измены и шпионажа
1.1 Понятие государственной измены в российском уголовном праве
1.2. Понятие шпионажа в российском уголовном праве
Глава 2.
Уголовно-правовая характеристика государственной измены и шпионажа
2.1 Объективные признаки государственной измены и шпионажа
2.2 Субъективные признаки государственной измены и шпионажа
Глава 3.
Особенности конструкции отдельные составов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства
3.1 Государственная измена ………………………………………………..…..
3.2. Диверсия ……………………………………………………………….……
Заключение……………………………………………………...………………..
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложение …………………………………………………………………..…

Работа состоит из  1 файл

Теоретические особенности понятие государственной измены и шпионажа.doc

— 237.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 

Глава 1.

Теоретические  особенности  понятие государственной  измены и шпионажа

1.1  Понятие  государственной измены  в российском  уголовном праве

1.2. Понятие шпионажа  в российском уголовном праве

Глава 2.

Уголовно-правовая характеристика государственной измены и шпионажа

2.1 Объективные признаки государственной  измены и шпионажа

2.2 Субъективные признаки  государственной измены и шпионажа

Глава 3.

Особенности  конструкции  отдельные составов  преступлений  против основ  конституционного строя и безопасности государства

3.1 Государственная измена ………………………………………………..…..

3.2. Диверсия ……………………………………………………………….……

Заключение……………………………………………………...………………..

Список использованной литературы…………………………………………...

Приложение …………………………………………………………………..…

 

 

Введение

Тема государственной измены  и шпионажа  является весьма актуальной  поскольку они,  отличается от других видов преступлений своей особой специфичностью и целым рядом других особенностей, которые в своей сущности могут нести судьбоносное значение как для сохранения суверенитета, территориальной неприкосновенности, а также и для обороноспособности России, как суверенного государства.

Объектом исследования являются проблемы в области уголовно-правовой борьбы с преступлениями против основ конституционного строя и безопасности государства.

Предметом работы является исследование всех аспектов применения уголовного закона по теме шпионаж и измена государству. Их анализ и рассмотрение пробелов в  законах Российской Федерации, затрагивающих вопросы охраны основ конституционного строя и безопасности государства. Метод исследования включает совокупность методов, принципов и способов построение научных трудов.

Цель работы - дать уголовно-правовую характеристику государственной измене и шпионажу в России.

Задачи курсовой работы:

  1. Изучить понятие государственной измены и шпионажа
  2. Раскрыть значения понятия в настоящий момент
  3. Изучить  объективные и субъективные признаки касающихся этой темы и разграничить ее состав от смежных составов преступлений.
  4. Выявить разграничение составов государственной измены и шпионажа от смежных составов преступлений
  5. Изучить судебную практике  по делу Потеева А.Н. 2010-2011 г.

Структура работы дает возможность рассмотреть принципы действия уголовного закона о государственной измене, как сложная система, и наиболее детально регламентировать действия указанных принципов.

Необходимо  отметить, что в настоящее время  проблеме преступлений против государства (государственных преступлений, особо  опасных государственных преступлений, преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства) в монографической литературе уделяется существенно меньше внимания, чем преступлениям против многих других объектов уголовно-правовой охраны.

Проблема ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства остается на современном этапе актуальной, хотя общее количество таких деяний, именовавшихся в прошлом государственными преступлениями, кажется незначительным. Применение уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за преступления против государства, в данном случае имеет важное политическое и предупредительное значение. Особая роль в осуществлении государственной власти принадлежит государственному аппарату и особенно верховной власти. На него возложены властные и управленческие функции по обеспечению и укреплению законности и правопорядка, охране прав и интересов граждан, защиту доверенного им государства и его тайн.

Развитие государства  есть развитие науки и искусства. Внедрение новых изобретений и технологий, идей в военную и экономическую жизнь дает преимущества перед конкурентами. Задачи шпионажа исторически определились как информационная (в том числе предупреждающая шпионаж и диверсии со стороны противника) и наступательная, то есть контрразведка и проведение локальных подрывных военных операций в тылу врага. Сбор информации в наши дни зачастую упирается в проблему обработки и анализа официальной информации.

 Современный  шпионаж - ничто иное, как работоспособная эффективная агентурная сеть, развёрнутая в стране противника. Так, возникает необходимость в рассмотрении проблем государственной измены и шпионажа.

В настоящее  время, за последние годы число дел, связанных с государственной  изменой и шпионажем, выросло. Обострение борьбы спецслужб за информацию вполне объяснимо. Информация - одно из главных богатств страны. На информационный ресурс опирается руководство страны в управленческой деятельности, при принятии ответственных решений. По своей ценности он сравним с нашими природными богатствами, поскольку интеллектуальный потенциал нашего общества исключительно высок. Сбор информации в наши дни зачастую упирается в проблему обработки и анализа официальной информации, которая благодаря деструктивной власти СМИ циркулирует по информационным каналам, начиная с газет и телепрограмм, заканчивая набирающей силу сетью интернет.

      С уходом биполярного мира  изменилось и понимание основного  противника контрразведки - зарубежных  спецслужб. Раньше понятие о  враге было совершенно четким и однонаправленным, если речь шла о капиталистической стране. Сегодня поле взаимных интересов спецслужб все больше и больше расширяется. Мы объединяем усилия в борьбе с терроризмом, организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия, несанкционированным обращением расщепляющихся материалов и в других сферах. Наблюдается объединительная тенденция разведслужб в борьбе с теми проблемами и общественно-опасными деяниями, которые в равной мере касаются всех стран, независимо от их политической ориентации, экономического положения, состояния с правами человека и целым рядом других. XXI век, по общему мнению, повлечет дальнейшее объединение спецслужб в борьбе с названными явлениями.

Динамизм социальных и геополитических процессов, происходящих в современной России и в ее окружении, настолько стремителен, что законодатели и теоретики не успевают осмыслить жизненные потребности возрождения нашей страны. Формационные изменения, смена идеологических ценностей поставили перед наукой права необходимость выработки путей того, как России сохраниться в качестве мировой державы, постоянного члена Совета Безопасности ООН, как обеспечить конституционными средствами могущество и авторитет нашего государства, развитие федерализма, защитить права и свободы граждан, самобытность российских народов.

Национальная  безопасность неразрывно связана с  деятельностью государства. Только оно может, опираясь на свой аппарат, властные органы, деятельность которых  поставлена в жесткие рамки и  подкрепляется соответствующими правовыми актами, обеспечить покой граждан, создать благоприятные условия для их жизни и деятельности. Никакие другие социальные силы не смогут выполнить этой задачи.

Обеспечение собственной  безопасности, а также безопасности своих граждан является одной из основных задач любого государства.

Обеспечение безопасности нельзя считать целью государства, так как под ней следует  понимать основные приоритеты, ориентиры, к которым должно стремиться общество, сообразно с которыми народ строит свою государственность. Они должны быть четко закреплены в основном законе страны. Так, в Конституции РФ соответствующие положения записаны в статьях 1, 2 и 7, обозначающих для России идеалы построения демократического, правового, социального государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Главная задача любого государства - создание необходимых условий для достижения им провозглашенных в конституции целей.

Таким образом, актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что преступления против конституционного строя и безопасности государства на сегодняшний день довольно распространены во всем мире. Мировое сообщество наряду с технологическим прогрессом находятся в постоянном развитии. С Следовательно, изучение и анализ указанных преступлений необходим и важен в целях предотвращения преступности в данной сфере отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Теоретические  особенности  понятие государственной  измены и шпионажа

1.1  Понятие государственной измены в российском уголовном праве

Государственная измена представляет собой враждебную деятельность гражданина Российской Федерации, осуществляемую совместно с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, направленную против внешней безопасности Российской Федерации 1.

Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной  тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации  или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб  внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации, -наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет2.

Под внешней  безопасностью понимается состояние  защищенности суверенитета, территориальная  целостность и обороноспособность России от внешнего враждебного воздействия.

Объект преступного посягательства, состояние защищенности государственного и общественного строя Российской Федерации от угроз извне. (Действия виновного создают угрозу суверенитету, территориальной неприкосновенности Российской Федерации) 3.

Суверенитет государства  означает его независимость во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитета является основным принципом международных отношений, закрепленным в Уставе ООН и других международных актах. Во внутренних делах суверенитет означает верховенство Конституции РФ.4

Неприкосновенность территории предполагает сохранение в целостности территории, находящейся под суверенитетом России, в пределах государственной границы Российской Федерации. Государственной является граница, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего Союза ССР, а также договорами Российской Федерации с сопредельными государствами 5.

Обороноспособность - совокупность экономических, военных, технических, научных, идеологических возможностей государства и его  вооруженных сил по обеспечению защиты от нападения извне, его суверенитета и территориальной неприкосновенности 6.

Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации, -наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет 7.

Действующая редакция ст. 275 УК РФ в должной мере не учитывает  юридические особенности форм ее совершения. Такие формы, как шпионаж и выдача государственной тайны оказались напрямую «привязанными» к сущностной характеристике измены, то есть к оказанию помощи внешним силам, действующим против России. Причем, ст. 275 УК РФ определяет измену в ее конечном виде. Для практического же правоприменения необходимо отражение в законе признаков состава преступления применительно к каждой из форм государственной измены. Так, измена в форме шпионажа на этапе собирания сведений имеет усеченный состав, в котором момент юридического окончания преступления перенесен на более ранний этап по сравнению с оказанием помощи адресату (если это противоречие все-таки преодолимо путем толкования со ссылкой на ст. 276 УК, то другие противоречия, которые следуют из буквального изложения ст. 275, остаются проблемными). Но, во-первых, враждебная деятельность - это оценочное понятие, не раскрытое в законодательстве и, следовательно, не имеющее четких юридических признаков. Во-вторых, этимологически это понятие связано с войной или вооруженным конфликтом. Если в военное время, поскольку действует военный противник (враг), понятие враждебности является очевидным, то в мирное время его трактовка порождает трудности 8.

Здесь следует  иметь ввиду и трансформацию  типичной мотивации совершения государственной измены. Ранее нередко гражданин шел на совершение государственной измены по идеологическим соображениям, то есть из враждебных побуждений, например, желая ослабить советскую власть. В настоящее время у изменников превалирует корыстная мотивация. «Помощь» иностранцам стала «работой», а получаемые от них деньги - «заработной платой». В-третьих, применительно к мирному времени и в отличие от оценки деятельности физических лиц официально - юридически признавать деятельность иностранных государств и организации враждебной на уровне национального правоприменения представляется не совсем корректным. С учетом системной взаимосвязи норм УК РФ изменение ст. 275 (государственная измена) потребует незначительной корректировки и ст. 276 (шпионаж), а именно уточнения тех интересов, которым причиняет шпионская деятельность 9.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика государственной измены и шпионажа