Уголовно-правовая характеристика государственной измены и шпионажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание

Цель работы - дать уголовно-правовую характеристику государственной измене и шпионажу в России.
Задачи курсовой работы:
Изучить понятие государственной измены и шпионажа
Раскрыть значения понятия в настоящий момент
Изучить объективные и субъективные признаки касающихся этой темы и разграничить ее состав от смежных составов преступлений.
Выявить разграничение составов государственной измены и шпионажа от смежных составов преступлений
Изучить судебную практике по делу Потеева А.Н. 2010-2011 г.

Содержание

Введение
Глава 1.
Теоретические особенности понятие государственной измены и шпионажа
1.1 Понятие государственной измены в российском уголовном праве
1.2. Понятие шпионажа в российском уголовном праве
Глава 2.
Уголовно-правовая характеристика государственной измены и шпионажа
2.1 Объективные признаки государственной измены и шпионажа
2.2 Субъективные признаки государственной измены и шпионажа
Глава 3.
Особенности конструкции отдельные составов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства
3.1 Государственная измена ………………………………………………..…..
3.2. Диверсия ……………………………………………………………….……
Заключение……………………………………………………...………………..
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложение …………………………………………………………………..…

Работа состоит из  1 файл

Теоретические особенности понятие государственной измены и шпионажа.doc

— 237.50 Кб (Скачать документ)

Квалифицированным видом диверсии является совершение ее организованной группой (ч. 2 ст. 281 УК). Организованная группа - это устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч. 3 ст. 35 УК).

С субъективной стороны преступление совершается только с прямым умыслом  и специальной целью. Умыслом  виновного охватываются осознание  характера и опасности своих  действий и желание разрушить  или повредить определенные объекты, используя при этом общеопасный способ. Субъект действует со специальной целью - подрыв экономической безопасности и обороноспособности России. Для установления цели диверсии следует учитывать важность выводимого из строя объекта, возможные последствия этого, реальный ущерб экономике и обороноспособности страны, причиненный действиями диверсанта, и т.д.

Мотивы диверсии различны (политические, националистические, корыстные и  др.) и на квалификацию содеянного не влияют, но должны учитываться при  индивидуализации наказания.

Субъектом диверсии могут быть гражданин  России, иностранный гражданин, лицо без гражданства. Если действия, подпадающие  по своим объективным признакам  под понятие диверсии, совершают  лица в возрасте от 14 до 16 лет, они  должны нести ответственность за фактически совершенные деяния (ст. 20 УК), например, умышленное уничтожение имущества (ст. 167 УК), приведение в негодность транспортных средств и путей сообщения (ст. 267 УК) и пр.

При совершении диверсии по заданию  иностранного государства, иностранной организации или их представителей содеянное квалифицируется по совокупности ст. 275 (государственная измена) и ст. 281 УК.

Определенное сходство имеет диверсия с таким преступлением против общественной безопасности, как терроризм (ст. 205 УК), который также осуществляется путем взрыва, поджога или иных действий, создающих угрозу гибели людей, причинение значительного материального ущерба и пр. Разграничение диверсии и терроризма должно проводиться по субъективной стороне - по цели совершения этих преступлений. При диверсии цель - подрыв экономической безопасности и обороноспособности страны путем выведения из строя ключевых хозяйственных и оборонных объектов. Цель терроризма - нарушение общественной безопасности, устрашение населения, воздействие на принятие нужного террористам решения органами власти. Как правило, терроризм направлен против жизни и здоровья людей, а диверсия - на выведение из строя ключевых объектов экономики и обороноспособности. Гибель людей обычно является побочным результатом диверсионного акта. Поэтому в случаях, когда гибель людей при диверсии охватывалась умыслом виновного, его ответственность наступает по совокупности ст. 105 и ст. 281 УК.

В некоторых случаях может возникнуть вопрос о критериях разграничения  диверсий и таких преступлений, как умышленное повреждение или уничтожение имущества (ст. 167 УК), уничтожение или повреждение лесов (ст. 261 УК), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК). Критерием разграничения в таких случаях являются направленность действий (различие в родовых, видовых и непосредственных объектах посягательства), а также субъективная сторона, а именно цель совершения указанных действий, которая неразрывно связана и определяет направленность (объект) деяния. Только при диверсии имеется цель подрыва экономической безопасности и обороноспособности.

Из выше изложенного  следует

Состав  диверсии существовал в УК РСФСР  до 1994 г. Как показала практика, это  исключение не было обосновано ни теоретически, ни практически. В УК состав диверсии восстановлен, но несколько в иной редакции. 
Во-первых, из числа признаков диверсии исключены такие действия, как массовое уничтожение людей, распространение эпидемий и эпизоотий, совершение массовых отравлений. Подчеркнута направленность диверсии на разрушение или повреждение важных народно-хозяйственных и оборонных объектов, а также объектов жизнеобеспечения населения. Круг предметов диверсии сужен.

Изменена  формулировка цели преступления. Если раньше она формулировалась как  цель ослабления Советского государства, то теперь речь идет о цели подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации. Прежняя формулировка цели была слишком широка и неконкретна, а потому и труднодоказуема. Формулировка цели преступления, предусмотренного комментируемой статьей, более конкретна, что облегчает ее доказывание на практике. 
2. Объективные признаки диверсии выражаются в совершении взрывов, поджогов и иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения.

Под разрушением  следует понимать приведение сооружения в полную негодность. 
Под повреждением понимается приведение сооружения в частичную негодность и возможность восстановления и ремонта. 
Перечень действий диверсантов, данный в законе, примерный, но это всегда действия активные, общеопасные и ведущие к быстрым последствиям разрушительного характера (затопление, обвал, крушение и т.п.). 
3. Преступление окончено с момента совершения взрывов, поджогов и иных действий, направленных на разрушение или повреждение объектов диверсии. Фактическое разрушение или повреждение объекта не меняет квалификации преступления. 
4. При совершении диверсии могут погибнуть и, как правило, гибнут люди. Если гибель является результатом неосторожности, то не требуется квалификации по совокупности преступлений. Если же это были умышленные действия, направленные специально на уничтожение людей, то речь должна идти о квалификации по совокупности преступлений (ст. 105 УК и комментируемая статья). 
5. Диверсия совершается только с прямым умыслом и с целью подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации. При установлении истинных целей виновного следует учитывать прежде всего объективные признаки состава преступления: способ совершения преступления, а также личность виновного в совокупности. 
По цели диверсию следует отличать от такого похожего преступления, как терроризм (основное отличие). Если виновный, совершая взрывы, поджоги и иные действия, преследовал как цели диверсии, так и цели терроризма, то его действия следует квалифицировать по совокупности этих преступлений. 
6. Ответственность за диверсию несет любое лицо, т.е. гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16-летнего возраста. 
В ч. 2 комментируемой статьи говорится о совершении диверсии организованной группой, т.е. устойчивой группой, заранее объединившейся для совершения одного или нескольких преступлений. Это могут быть и специально подготовленные разведывательно-диверсионные формирования зарубежных государств и организаций, совершающих диверсионные акты против нашего государства. 
Рассматриваемое преступление является особо тяжким, но в отличие от УК РСФСР смертную казнь не предусматривает. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Исходя из всех выше изложенных определений, относящихся  к теме данной курсовой работы можно  сделать следующие выводы:

Относительно  правового регулирования и значимости данного состава преступления для  законодателя, основываясь на литературе, использованной при рассмотрении данной темы, можно сказать, что такой состав преступления как государственная измена и шпионаж достаточно полно урегулирован в законодательстве Российской Федерации, при том, что место, уделяемое рассмотрению данной проблемы в научной и учебной литературе сравнительно не велико.

Законодатель  сознательно вводит строгую санкцию  за совершение данного преступления, здесь нужно совершенствовать законодательство ни путём ужесточения наказания, а путём уменьшения степени гласности, к примеру запрещая средствам массовой информации во обеспечении права на свободу слова собирать информацию составляющую государственную тайну или не составляющую таковой, но способную нанести ущерб внешней безопасности России. Положительной чертой касательно данного состава преступления является то, что в УК РФ в отличие от УК РСФСР расширен список, составляющий объективную сторону данного преступления.

Итак, исходя из Уголовного законодательства шпионаж  понимается в широком и узком  смысле, при первом это общее понятие как государственная измена в субъект которого входит только гражданин РФ ст. 275 УК, и узкий смысл это как отдельный вид преступления закрепленная в отдельной статье, отличие составит лишь то что субъектом шпионажа выступает иностранный гражданин. Но не смотря на все это многие авторы различных литератур определяют эти два понятия как тождественные. История шпионажа начинает своё развитие ещё в древности.

Являясь одним  из наидревнейших искусств, методы добычи информации при шпионаже совершенствовались на протяжении веков, и дошли до нашего времени в совершенно изменённой форме. Но преступление остаётся преступлением, и искусство шпионажа будет существовать до тех пор, пока есть государство, секретная информация и люди способные производить подобную информацию.

Успешное развитие и само существование России как  суверенного государства невозможно без обеспечения ее национальной безопасности. Право не может и  не должно оставаться в стороне от решения проблем безопасности государства. Более того, в этом ему должна принадлежать ведущая роль.  

В настоящее  время наблюдается формирование новых региональных и локальных  моделей межгосударственного соперничества. Следствием этого стала новая  вспышка национальных конфликтов. Во многих регионах мира произошел сдвиг в направлении к совместной обороне, к многосторонним мерам безопасности. Стремление стран избежать межгосударственных конфликтов и огромных затрат на оборону способствует укреплению коллективных мер оборонного характера, международному военному сотрудничеству и координации. 

Угрозы государственной  безопасности становятся все более  разнообразными, перестают быть исключительно  военными. Усиливается тенденция  к институализации, к укреплению и распространению механизмов коллективной безопасности (многостороннего оборонного механизма).

Таким образом, преступления против основ конституционного строя и безопасности государства  на сегодняшний день являются одними из особо тяжких.

Сильное государство  во все времена характеризовалось  крепкой основой конституционного строя и обеспеченной безопасностью. В настоящее время в России продолжается формирование правового государства, которое предполагает защиту личности, общества и государства. С правовой точки зрения, в целях предупреждения роста преступлений против государственной власти, в том числе государственной измены и шпионажа, необходимо постоянное совершенствование действующего законодательства в данной сфере отношений.

Успешное развитие и само существование России как  суверенного государства невозможно без обеспечения ее национальной безопасности. Право не может и не должно оставаться в стороне от решения проблем безопасности государства. Более того, в этом ему должна принадлежать ведущая роль.

В настоящее  время наблюдается формирование новых региональных и локальных моделей межгосударственного соперничества. Следствием этого стала новая вспышка национальных конфликтов. Во многих регионах мира произошел сдвиг в направлении к совместной обороне, к многосторонним мерам безопасности. Стремление стран избежать межгосударственных конфликтов и огромных затрат на оборону способствует укреплению коллективных мер оборонного характера, международному военному сотрудничеству и координации.

Угрозы государственной  безопасности становятся все более  разнообразными, перестают быть исключительно военными. Усиливается тенденция к институализации, к укреплению и распространению механизмов коллективной безопасности (многостороннего оборонного механизма).

Таким образом, преступления против основ конституционного строя и безопасности государства на сегодняшний день являются одними из особо тяжких.

Сильное государство  во все времена характеризовалось  крепкой основой конституционного строя и обеспеченной безопасностью. В настоящее время в России продолжается формирование правового государства, которое предполагает защиту личности, общества и государства. С правовой точки зрения, в целях предупреждения роста преступлений против государственной власти, в том числе государственной измены и шпионажа, необходимо постоянное совершенствование действующего законодательства в данной сфере отношений.

  И все  же вопрос о причинах побуждающих  людей заниматься шпионажем, остается  наиважнейшим для кадровой службы  любой разведки мира. Психологи  давно дали удручающий ответ:  мотивы, как правило, не ясны, а попытки свести их к каким-то конкретным свойствам человека, например ненависти, патриотизму, легкомыслию, жажде приключений или корыстолюбию, не решают проблему состоятельности или не состоятельности агента. Тем не менее, лучшими шпионами становились те, кто предлагал свои услуги по идейным убеждениям.

      Государственная измена (ГИ) и шпионаж  относятся к числу государственных  преступлений направленных на  внешнюю безопасность государства.  Предупреждение ГИ и шпионажа  и наказания за эти преступления являлись важным фактором в организации защиты государственной тайны в Российской империи и в России настоящего времени.

 

 

 

 

Список  литературы

Нормативно-правовые акты:

1.Консультант  плюс: Конституция РФ от 12 декабря  1993 г. // Российская газета. 21.01.2009 № 7, 21.01.2009, Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, « 4, ст. 445, “Парламентская газета”, № 4, 23-29.01.2009.(с учетом поправок от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)

(в ред. Федеральных  законов от 08.12.2003 « 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ)- последняя редакция

2. Уголовный  Кодекс Российской Федерации; от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 13.02.2009г. № 20-ФЗ)

3. Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации от 03.06.1996, N 23, ст. 2750, (с изм. и доп. от 23.07.2008 г. № 160 ФЗ.)

4. Закон РФ  от 21 июля 1993 г. «О государственной  тайне» // "Российская газета", 21.09.1993, № 182. (с изм. и доп.  от 01.12.2007 г. № 318-ФЗ).

5. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1. "О государственной границе РФ" // Российская газета. 04 мая 1993. № 84. (с изм. и доп. от 30.12.2008 г.)

Специальная литература:

  1. Аветисян С.С. Совершенствование норм уголовного законодательства, направленных на охрану военной безопасности государства [Текст] / С.С. Аветисян //Российский военно-правовой сборник. 2004. № 1. С. 21-25.
  2. Андриченко Л.В., Вишняков В.Г., Гравина А.Л. и др. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ,
  3. Асланов Р.М. Преступления против государственной власти. СПб. / Р.М. Асланов. Юридический центр Пресс. 2008. 278с.
  4. Вишняков, А.Л. Гравина //Журнал российского права. 2005. № 2. С.11-
  5. Беляев А.Е., Воронцов В.М. Уголовная ответственность за призывы, образующие преступления против государства. М., 1991; Лунев В. Политическая преступность // Государство и право. 1994. № 7.
  6. Борзенков Л.В. Иногамова-Хегай, В.С. Комиссаров Российское уголовное право: учеб.: в 2 т. Т.2. Особенная часть / Г.Н.; под ред. Иногамовой-Хегай, В.С. Комиссарова, А.И. Рарога. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009 г.
  7. Васильева Л.Н. Транснациональные преступления как угроза национальной безопасности России (конвенционные механизмы противодействия) / Л.Н. Васильева // Журнал российского права. 2005. № 10. С. 29-33.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика государственной измены и шпионажа