Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений по УК РФ и зарубежному уголовному законодательству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении особенности квалификации налоговых преступлений по УК РФ и зарубежному законодательству.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи
Рассмотреть историю развития системы налогообложения России и зарубежных стран.
Проанализировать современное состояние системы федерального налогообложения.
Рассмотреть уголовно-правовую характеристику отдельных видов налоговых преступлений

Содержание

Введение…3
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации налоговых преступлений, предусмотренные статьёй 198, 199 УК РФ…13
§1.1 Особенности объективных признаков преступлений, предусмотренные статьями 198, 199 УК РФ…13
§1.2 Особенности субъективных признаков преступлений, предусмотренные статьями 198, 199 УК РФ §1.3 Сравнительно-правовой анализ налоговых преступлений по отечественному и зарубежному законодательству…18
§1.3Проблемы квалификации налоговых преступлений, предусмотренные статьями 198, 199 УК РФ…21
Глава 2. Сравнительно-правовой анализ налоговых преступлений по отечественному и зарубежному законодательству…24
§2.1 Сравнительно-правовой анализ налоговых преступлений Германии и России…24
§2.2 Сравнительно-правовой анализ налоговых преступлений США и России…28
Заключение…33
Список литературы…38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

Факультет: Юридический

Кафедра: Уголовно-правовых дисциплин

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему:

«Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений по УК РФ и зарубежному уголовному законодательству »

 

 

 

 

 

План

Введение…3

Глава 1. Уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации налоговых преступлений, предусмотренные статьёй 198, 199 УК РФ…13

§1.1 Особенности объективных признаков преступлений, предусмотренные статьями 198, 199 УК РФ…13

§1.2 Особенности субъективных признаков преступлений, предусмотренные статьями 198, 199 УК РФ §1.3 Сравнительно-правовой анализ налоговых преступлений по отечественному и зарубежному законодательству…18

§1.3Проблемы квалификации налоговых преступлений, предусмотренные статьями 198, 199 УК РФ…21

Глава 2. Сравнительно-правовой анализ налоговых преступлений по отечественному и зарубежному законодательству…24

§2.1 Сравнительно-правовой анализ налоговых преступлений Германии и России…24

§2.2 Сравнительно-правовой анализ налоговых преступлений США и России…28

Заключение…33

Список литературы…38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Возникновение современной налоговой преступности, прежде всего, определяется изменениями в экономической жизни страны, появлением рыночных отношений. С ростом числа предприятий, на частной форме собственности, возникло определённое противоречие между интересами государства и общества, с одной стороны, и новыми собственниками, с другой.

В современных условиях налоги являются главным источником бюджетных доходов. Постоянное увеличение расходов, вызванное различными объективными причинами, побуждает государство повышать уровень налогообложения. При этом налоговая политика практически не учитывает то обстоятельство, что подавляющее большинство отечественных предприятий используют устаревшее оборудование, технологии, испытывают острую нехватку оборотных средств и не могут сбыть свою неконкурентоспособную продукцию, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Все это приводит к возникновению взаимных неплатежей и к снижению возможностей предприятий уплачивать возросшие налоги. Между тем достаточно часто и экономически благополучные предприятия, среди которых выделяются торгово-закупочные, посреднические, зачастую прибегают к уклонению от уплаты налогов.

Среди трудов, в большей мере посвященных исследованию уголовно-правовых аспектов борьбы с преступлениями в сфере налогообложения, необходимо особо отметить работы И.И.Кучеров, В.Ю.Малахова, И.П Соловьёв, П.С.Яни, Д.М.Беровой, Р.А.Алексеева, Б.В.Волженкина, А.С.Горелика, Н.А.Лопашенко, И.В.Шишко, Г.Н. Хлупиной.

Цель данной работы состоит в рассмотрении особенности квалификации налоговых преступлений по УК РФ и зарубежному законодательству.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи;

  • Рассмотреть историю развития системы налогообложения России и зарубежных стран.
  • Проанализировать современное состояние системы федерального налогообложения.
  • Рассмотреть уголовно-правовую характеристику отдельных видов налоговых преступлений
  • Проанализировать проблемы квалификации преступлений статьи 198, 199.
  • Анализ зарубежного законодательства регулирующую вопросы ответственности за налоговые преступления

Структура работы будет состоять из двух глав. В первой главе будет дана уголовная правовая характеристика налоговых преступлений предусмотренные статьями 198, 199, а  так же будут рассмотрены  проблемы квалификации налоговых преступлений, предусмотренные статьями 198,199. Во второй главе будет дан сравнительно-правовой анализ налоговых преступлений по отечественному и зарубежному законодательству. В завершении работы, будет дано заключение, где будут подведены главные итоги проделанной работы.

За период с начала формирования основ современной налоговой  системы Российской Федерации в 1991 г. по сегодняшний день налоговая  система претерпела значительные изменения. С 1 января 1999 г. вступила в действие часть первая Налогового кодекса РФ, в которой заложены общие принципы, определены правила и процедуры, которыми должны руководствоваться участники налоговых правоотношений. К настоящему времени вступили в силу большинство разделов части второй Налогового кодекса РФ.

 В частности,  главы о налоге на добавленную  стоимость, акцизах, налоге на  доходы физических лиц и едином  социальном налоге вступили в  действие 1 января 2001 г.  Главы о  налоге на прибыль и налоге  на добычу полезных ископаемых вступили в действие 1 января 2002 г.  C 1 января 2003 г. вступил в силу раздел Налогового кодекса РФ, регулирующий налогообложение в рамках специальных налоговых режимов, в частности, главы об упрощенной системе налогообложения, налогообложении в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, о едином сельскохозяйственном налоге, о налогообложении при выполнении соглашения о разделе продукции, а также глава, регулирующая процедуру налогообложения региональными налогами.

С 1 января 2004 г. Налоговый кодекс РФ был дополнен главой о налогообложении пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, а также в новой редакции была принята глава о едином сельскохозяйственном налоге.

  С 1 января 2005 г. вступили в силу главы, посвященные взиманию государственной пошлины, земельного и водного налогов.  С 1 января 2006 года прекращено взимание налога на доходы полученные в порядке наследования или дарения.   Так же с 1 января 2001 г. по 1 января 2010 г. взимался единый социальный налог замененный взносами на конкретные виды страхования. Положительным результатом развития налоговой системы также является признание международных налоговых обязательств российскими налоговыми органами и расширение числа соглашений об избежание двойного налогообложения. В настоящий момент с учетом соглашений, заключенных бывшим СССР и признаваемых Российской Федерацией, действуют 68 таких соглашений, а более 15 находятся на различных стадиях переговоров или ратификации. В 2003-2005 гг. Государственная Дума Российской Федерации приняла целый ряд законов, направленных на дальнейшее совершенствование налоговой системы РФ и общее снижение налогового бремени, включая либерализацию налогового режима для малого бизнеса, снижение ставок налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого социального налога, совершенствование упрощенной системы налогообложения.

Кроме того, в 2004 г. закончилось  противостояние Министерства РФ по налогам  и сборам и Министерства финансов РФ в части регулирования налоговых правоотношений и ведения налогового учета. Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 Министерство РФ по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС) (в введении Министерства финансов РФ) с передачей функции по принятию нормативных правовых актов и ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах Министерству финансов РФ.1

В последние годы президент РФ Дмитрий Медведев внес в Государственную думу ряд поправок, направленных на либерализацию Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ).

В апреле 2010 года Медведев впервые утвердил поправки в УК РФ, направленные на либерализацию  закона. Уголовный кодекс в редакции от 2010 года запретил арест обвиняемых по "предпринимательским статьям", а также значительно снизил наказание за преступления в сфере экономики.

Поправки предусматривают, в частности, замену заключения под  стражу для обвиняемых в экономических  преступлениях на залог. Устанавливаются  для обвиняемых в экономических преступлениях минимальные суммы залога в размере от 100 тысяч рублей по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести и от 500 тысяч рублей - по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. При этом в виде залога, кроме денег, могут также приниматься ценные бумаги и недвижимое имущество. Залог в качестве меры пресечения может быть избран в любой момент производства по уголовному делу.

В подписанном Медведевым законе также содержится положение, в соответствии с которым заключение под стражу лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, которые не являются "общеуголовными", в основном, в сфере экономики, допускается только в исключительных случаях. Предполагается, что такие лица, оставаясь на свободе до вынесения приговора, не представляют большой опасности для общества.

Законопроект в шесть раз увеличивает размер крупного и особо крупного ущербаприменительно к налоговым преступлениям. В случае уклонения от уплаты таможенных платежей крупным размером предлагается считать сумму в 3 млн рублей, особо крупным - 36 млн рублей. Аналогичное увеличение предполагается и в отношении иных преступлений в сфере экономической деятельности.

Изменения, которые  вносились в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы России, былиприняты Госдумой 26 марта и Советом федерации 31 марта.Федеральный закон Российской Федерации от 7 апреля 2010 г. N 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в силу 9 апреля 2010 года.

30 ноября 2010 года  президент РФ Дмитрий Медведев внес в Государственную думу второй пакет поправок УК РФ.Эти поправки были приняты Государственной думой 25 февраля 2011 года, одобрены Советом Федерации 2 марта 2011 года, подписаны президентом 7 марта.Федеральный закон Российской Федерации от 7 марта 2011 г. N 26-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" вступил в силу 11 марта 2011 года.

Согласно этим поправкам из ряда составов преступлений исключаются нижние пределы санкций  в виде лишения свободы (верхние  остаются неизменными). Речь идет о таких деяниях, как причинение вреда здоровью, побои, клевета, кража, мошенничество, грабеж и вымогательство (кроме особо квалифицированных составов), разбой (за исключением особо квалифицированного состава и с проникновением в помещение), угон автомобиля, незаконное предпринимательство, фальшивомонетничество, уклонение от уплаты налогов, хулиганство, нарушение правил дорожного движения, служебный подлог, дезертирство и др. Данная мера позволит судам проявлять более дифференцированный подход при назначении наказания в виде лишения свободы.

7 июня 2011 года  президент РФ Дмитрий Медведев  внес в Госдуму третий пакет поправок по либерализации УК РФ, который предусматривает возможность освобождения обвиняемых в экономических преступлениях при условии выплаты штрафа, в пять раз превышающего размер ущерба.

Состояние преступности – январь-март 2012 года

1. В январе - марте 2012 года органами внутренних  дел рассмотрено 5,8 млн. заявлений,  сообщений и иной информации  о происшествиях, что на 3,2% больше, чем за первые три месяца 2011 года. По каждому тринадцатому сообщению (7,5%) принято решение о возбуждении уголовного дела. Всего возбуждено 434,4 тыс. уголовных дел, что на 9,1% меньше показателя аналогичного периода прошлого года.

2. В январе - марте 2012 года зарегистрировано 573,2 тыс. преступлений, или на 7,0% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 16 субъектах Российской Федерации, снижение – в 67 субъектах.

3. 91,4% всех зарегистрированных  преступлений выявляется органами внутренних дел, причем 5,1% из них - на стадии приготовления и покушения. Всего на этих стадиях выявлено 26,9 тыс. преступлений ( 6,3%).

4. Более трети  (41,3%) преступлений регистрируется  в республиканских, краевых и  областных центрах – всего 236,61 тыс., пятая часть (20,7%) – в сельской местности, где зарегистрировано 118,6 тыс. преступлений, что на 2,7% меньше, чем за январь - март 2011 года.

5. В результате  преступных посягательств погибло  9,6 тыс. человек (+2,2%), здоровью 12,7 тыс. человек причинен тяжкий вред (+2,2%). На сельскую местность приходится 39,9% погибших (3,8 тыс. чел.), на города и поселки, не являющиеся центрами субъектов Российской Федерации, - 36,2% лиц, здоровью которых причинен тяжкий вред (4,6 тыс. чел.).

6. Ущерб от преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 51,26 млрд руб., что на 11,1% меньше аналогичного показателя прошлого года. Причем две трети ущерба (62,0%) приходится на преступления, зарегистрированные в центрах субъектов Российской Федерации.

7. Удельный вес  тяжких и особо тяжких преступлений  в числе зарегистрированных остался  на уровне января - марта 2011 года (27,9%).

8. Почти половину  всех зарегистрированных преступлений (43,6%) составляют хищения чужого  имущества, совершенные путем: кражи – 218 тыс. ( 5,5%), грабежа – 27,4 тыс. ( 18,7%), разбоя – 4,6 тыс. ( 12,8%). Почти каждая четвёртая кража (28,4%), каждый двадцать второй грабеж (4,6%), и каждое пятнадцатое разбойное нападение (6,8%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище. 
Каждое двадцать шестое (3,9%) зарегистрированное преступление – квартирная кража. В январе - марте 2012 года их число снизилось на 15,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

9. Количество  выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с январем - мартом 2011 года сократилось на 13,1% и составило 8,3 тыс., а количество выявленных фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств снизилось на 2,7% (358 фактов). В январе - марте 2012 года с использованием оружия совершено 1,9 тыс. преступлений (+4,9%). Наибольшее количество зарегистрированных преступлений данной категории отмечается в Свердловской области (135), Республике Дагестан (129), г. Санкт-Петербург (121), г. Москва (98), Иркутской области (89).

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений по УК РФ и зарубежному уголовному законодательству