Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений по УК РФ и зарубежному уголовному законодательству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении особенности квалификации налоговых преступлений по УК РФ и зарубежному законодательству.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи
Рассмотреть историю развития системы налогообложения России и зарубежных стран.
Проанализировать современное состояние системы федерального налогообложения.
Рассмотреть уголовно-правовую характеристику отдельных видов налоговых преступлений

Содержание

Введение…3
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации налоговых преступлений, предусмотренные статьёй 198, 199 УК РФ…13
§1.1 Особенности объективных признаков преступлений, предусмотренные статьями 198, 199 УК РФ…13
§1.2 Особенности субъективных признаков преступлений, предусмотренные статьями 198, 199 УК РФ §1.3 Сравнительно-правовой анализ налоговых преступлений по отечественному и зарубежному законодательству…18
§1.3Проблемы квалификации налоговых преступлений, предусмотренные статьями 198, 199 УК РФ…21
Глава 2. Сравнительно-правовой анализ налоговых преступлений по отечественному и зарубежному законодательству…24
§2.1 Сравнительно-правовой анализ налоговых преступлений Германии и России…24
§2.2 Сравнительно-правовой анализ налоговых преступлений США и России…28
Заключение…33
Список литературы…38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

Мы усматриваем сходство квалифицирующего признака «грубое своекорыстие» ч. 3 § 370 с признаком «крупный размер» («особо крупный размер») в ст. 198 и 199 УК РФ. Германский законодатель хотя и не признает сумму причиненного государству ущерба в качестве критерия, разграничивающего дефраудации и менее опасные деяния, но придает этому обстоятельству особую значимость, используя соответствующий признак в квалифицированном составе § 370.Ценным является и то, что более серьезное наказание предусмотрено для лиц, злоупотребляющих своими полномочиями (выполняющих управленческие функции в коммерческой и иной организации) и должностным положением (работников налогового розыска), так как они имеют больше возможностей для совершения преступления и масштабы уклонения, как правило, более значительны. Отметим, что субъектом уклонения от уплаты налогов в соответствии с § 370 может быть любое лицо, совершившее указанные в законе деяния, в т.ч. в пользу другого лица, например по поручению.

Такое широкое  пони мание субъекта преступления позволяет привлекать к ответственности физических лиц, работников налогоплательщика, финансовых консультантов, налоговых агентов, виновных в содеянном, подтверждая отсутствие необходимости наличия отдельных статей для различных субъектов, что в перспективе целесообразно учесть в отечественной законотворческой деятельности с целью унификации налоговых норм. Автор статьи является сторонником унификации налоговых норм, считая, что в перспективе уголовная ответственность за неуплату (неполную уплату) обязательных платежей может быть установлена в единой универсальной «налоговой» статье УК РФ.

Налоговая системы Германии формировалась не одно десятилетие, прошла несколько стадий реформирования и потому очень хорошо продумана, сбалансирована и стабильна. К сожалению пока тоже самое нельзя сказать о современной российской налоговой системе( что относится и к экономической, и к политической системе России), которая ещё очень молода и до конца не сформирована. И хотя наши законодатели, заново отстраивая налоговую систему России после распада СССР, широко использовали опыт наиболее развитых государств, в том числе и Германии, в ней оказалось много недоработок и спорных моментов, так как делалось всё в спешке.

Экономическое развитие государства напрямую зависит от его налоговой системы. Поэтому опыт Германии в построении своей налоговой системы может быть очень полезен для нашей страны

§2.2 Сравнительно-правовой анализ налоговых преступлений США и России.

В США на федеральном  уровне ответственность за налоговые  преступления предусмотрена законодательством, кодифицированным в разделе 26 Свода законов страны. Ответственность за уклонение от уплаты налогов в пользу штатов и местных налогов регулируются соответствующими законами штатов.26Федеральным законодательством преступными деяниями признаются: неуплата налога (§7201); намеренный пропуск сбора и уплаты налога (§7202); уклонение от уплаты налога посредством обмана, ложного заявления, предоставления недостоверной декларации (§§7204, 7206, 7207). Последняя группа действий относится к категории наиболее тяжких налоговых преступлений– фелоний, поэтому наказывается теремным заключением сроком до пяти лет.27

Интересен факт, что американские компании все чаще прибегают к уклонению от уплаты налога через трансферт цен (установление цен, не соответствующих рыночной стоимости). Эта операция осуществляется путем фиктивного перевода товаров между двумя или несколькими филиалами одной и той же компании. 28Однако мировой практикой выработаны специальные судебные доктрины, которые применяются для признания сделок не соответствующими требованиям законодательства по мотивам их заключения с целью уклонения от уплаты налогов или незаконного обхода налогов, в том числе с использованием оффшорных зон.29

Налоговое законодательство в США имеет свои специфичные признаки и отличается чрезмерной запутанностью и сложностью, что предопределяет значительные трудности в привлечении к уголовной ответственности тех, кто нарушает нормы налогового законодательства, уклоняется от уплаты налогов. При всей пестроте применяемых в этой области санкций - гражданских, административных, уголовных <*> - в сфере ответственности за уклонение от налогов сложилось мнение, что, даже если субъектом "налогового" деликта (правонарушения) является крупный бизнесмен или корпорация, правосудие посягает не столько на бизнес, сколько на его плоды - полученные от него доходы, то есть подорвать основы функционирования самого бизнеса судебное решение не может.

Наибольшую "активность" в уклонении от уплаты налогов  проявляют американские корпорации. Согласно докладу, подготовленному бюджетным бюро Конгресса США, большинство корпораций военно-промышленного комплекса длительное время вообще не платит подоходных налогов. Так, "Грумман корпорейшен" не внесла в государственную казну в виде налогов ни одного доллара, "Дженерал дайнемикс" за несколько лет не заплатила государству 546 млн. долларов, а корпорация "Локхид эйркрафт" только в 1983 г. - 222,7 млн. долларов.

За нарушение  налогового законодательства в США  предусматривается гражданско-правовая, административно-правовая и уголовная ответственность, а выбор между ними регулируется довольно сложными правилами и процедурными установлениями.30

Характерной особенностью уголовной ответственности за нарушение  налогового законодательства является то, что она наступает как для физических, так и для юридических лиц (корпораций) как в случаях неуплаты налогов, так и при попытке уклониться от уплаты налога. Все преступления в США квалифицируются по степени тяжести на фелонии (felony - тяжкие) и мисдиминоры (misdemeanor - менее тяжкие). Следует отметить, что в США сохраняется традиционное для англосаксонской системы права разграничение преступных деяний на фелонии и мисдиминоры, несмотря на то что в Англии такое деяние отменено.31

Согласно Кодексу  внутренних государственных доходов в мисдиминоре виновен тот, кто не уплатил любой исчисленный налог или не подает своевременно требуемую налоговую декларацию или отчет, содержащий информацию о доходах, подлежащих налогообложению за определенный период.32

Большинство преступлений, предусмотренных налоговым законодательством, представляет собой попытку различными способами уклониться от уплаты налога. Попытка уклониться от уплаты налога считается более тяжким преступлением и относится к категории фелонии. Любая попытка обязательно предполагает умышленные действия, выражающиеся в сокрытии или искажении информации о доходах. В большинстве составов налоговых преступлений обман, мошенничество, подделка являются методом сокрытия.

В § 7201 разд. 26 Свода  законов США сформулировано понятие "попытка уклониться или избавиться от уплаты налога": "тот, кто умышленно пытается любым способом уклониться от уплаты или избавиться от налога, предусмотренного данным Сводом законов США, а также от соответствующего платежа, виновен в совершении фелонии и должен быть наказан штрафом в размере 100 тыс. долларов или лишением свободы на срок до пяти лет либо обоим наказаниям вместе с уплатой понесенных обвиняемым судебных издержек".33 Для корпорации, признанной виновной в нарушении налогового законодательства, сумма штрафа увеличивается до 500 тыс. долларов. Совершает тяжкое преступление тот, кто намеренно составляет или заполняет фальшивую декларацию или иной содержащий ложную информацию документ, удостоверяемый под страхом ответственности за лжесвидетельство, либо подделывает подпись, запись в книге и прочее с целью сокрытия имущества, утаивает или искажает сведения о доходах. Виновный наказывается штрафом в размере до 100 тыс. долларов и (или) лишением свободы на срок до трех лет; в отношении корпорации штраф увеличивается до 500 тыс. долларов. В отдельную группу выделены уголовные преступления, относящиеся к покупке, продаже, обмену, использованию марок, купонов, билетов и прочих знаков уплаты, предназначенных для сбора, уплаты налогов (§ 7208 - 7209). Любой подлог, связанный с такими знаками уплаты, является фелонией и наказывается штрафом в размере 10 тыс. долларов и (или) лишением свободы сроком до пяти лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведенное нами исследование в контексте рассматриваемой темы позволили сформулировать и обосновать ряд важных, по нашему мнению, теоретических положений, практических выводов и рекомендаций, посвященных уголовно-правовым проблемам борьбы с преступным уклонением от уплаты налогов.

В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:

1)Определение объекта налоговых преступлений, которое дается в юридической литературе, большей частью отражает его юридическое содержание. Фактическое же его содержание определяется реальным значением налога для государства и общества в целом, выраженным в его функциях. Анализ функции и предназначения налогов и сборов позволяет сделать вывод, что групповым объектом налоговых преступлений является налоговая система, посредством посягательства на которую причиняется вред бюджетным отношениям, а это в свою очередь влечет за собой негативные последствия для различных сфер социально-экономической жизни общества.

2)Ключевым признаком составов налоговых преступлений являются понятия налога и сбора, содержание которых менялось в период действия УК РФ, что повлекло за собой изменение содержания признаков составов указанных преступлений. Это обусловливает обязанность правоприменителя толковать признаки предмета преступления, а также признаки объективной стороны состава преступлений на основании норм налогового права, действовавших в момент совершения преступления.

3)По форме совершения деяний можно выделить налоговые преступления, совершаемые посредством:

а) активного обмана - уклонение от уплаты налогов и (или) сборов путем включения заведомо ложных сведений в налоговую декларацию или иные документы (ст. 198 и 199 УК РФ); сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам (ст. 199.2 УК РФ);

б) пассивного обмана - уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов (ст. 198 и 199 УК РФ).

4)Несмотря на то, что в реальной действительности существует множество форм уклонения от уплаты налогов, законодатель в ст. 198 и 199 УК РФ предусматривает всего два способа уклонения от уплаты налогов, представляющие собой формы активного и пассивного обмана налоговых органов. Только они имеют уголовно-правовое значение, остальные же способы – криминалистическое значение. В то же время от вариантов реализации указанных способов зависит механизм уклонения от уплаты налога, что в свою очередь определяет момент начала и окончания преступления.

5)В силу разнообразия реальных способов совершения налоговых преступлений нет возможности дать единое определение их характера. В одном случае они представляют собой длящееся преступление, в другом — одномоментное, но в любом варианте при определении начала и окончания преступления необходимо учитывать механизм совершения общественно опасного деяния, момент возникновения обязанности субъекта налоговых правоотношений, которая не исполняется посредством активного или пассивного обмана. Определяющим признаком является момент достижения итоговой суммы (крупного размера) неуплаченного (не перечисленного) налога или сокрытого имущества.

6)Исходя из статуса в налоговых правоотношениях субъектов уголовной ответственности за налоговые преступления, их можно условно сгруппировать следующим образом:

- физические лица (включая индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, и др.), непосредственно обязанные уплачивать налоги;

- физические лица, являющиеся представителями или иными работниками организации, обязанной уплачивать налоги;

- физические лица, являющиеся представителями организации, обязанной исчислять, удерживать или перечислять налоги и сборы, или выполняющие в таких организациях управленческие функции;

- физические лица - индивидуальные предприниматели, обязанные исчислять, удерживать или перечислять налоги и (или) сборы;

- физические лица, являющиеся руководителем или собственником организации, за счет имущества которой должно быть произведено взыскание недоимки по налогам или сборам, а также лица, выполняющие в таких организациях управленческие функции;

- физические лица - индивидуальные предприниматели, за счет имущества которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам или сборам.

7)Главной особенностью субъективной стороны налоговых преступлений является обусловленность психического отношения к деянию осознанием налоговой противоправности, т.е. факта нарушения требования налогового законодательства. Вместе с тем окончательный вывод о вине может быть сделан лишь на основе анализа тех признаков состава, которые указаны непосредственно в уголовном законе, т.е. осознания общественной опасности совершаемого деяния и размера неуплаченного (не перечисленного) налога или сокрытого имущества, составившего суммы, указанные в уголовном законе.

 

8) Налоговая система Германии имеет некоторое сходство с налоговой системой России. В России также налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные, которые в свою очередь поступают в разных пропорциях в различные бюджеты.

В Германии лучше  развита стимулирующая функция  системы налогообложения, которая  проявляется в инвестиционном потенциале системы налогообложения Германии. Это предполагает наряду с использованием норм ускоренной амортизации льготное налогообложение той части прибыли хозяйствующих субъектов, которая выделяется на формирование резервов на формирование резервов, основным назначением которых является обеспечение перспективного развития хозяйствующих субъектов.

Мы усматриваем  сходство квалифицирующего признака «грубое  своекорыстие» ч. 3 § 370 с признаком  «крупный размер» («особо крупный размер») в ст. 198 и 199 УК РФ. Отметим, что субъектом  уклонения от уплаты налогов в соответствии с § 370 может быть любое лицо, совершившее указанные в законе деяния, в т.ч. в пользу другого лица, например по поручению.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений по УК РФ и зарубежному уголовному законодательству