Уголовно-правовые меры борьбы с организованной преступностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:15, реферат

Описание

Цель исследования – проанализировать уголовно-правовые меры по борьбе с организованной преступности в России.
Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
1) рассмотреть историю возникновения и развития организованной преступности в России;
2) на основе анализа отечественных исследований дать криминологическую характеристику организованной преступной деятельности;
3) рассмотреть уголовно-правовые основы борьбы с организованной преступностью в России;
4) выявить проблемы борьбы с организованной преступностью.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
История возникновения организованной преступности в России…5
Формы проявления организованной преступности и сферы ее влияния………………………………………………………….………..8
Уголовно-правовые основы борьбы с организованной преступностью в России……………………………………………………………………11
Проблемы борьбы с организованной преступностью …..…………..16
Заключение……………………………………………………………….……21
Список литературы……………………………………………….…………..24

Работа состоит из  1 файл

УП.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

Так, российские наркодельцы завозят большими партиями на территорию России  наркотики из восточных республик СНГ и других стран, в результате чего большое количество молодого поколения деградирует и погибает. Такими преступлениями наносится значительный ущерб здоровью населения России. Ныне российская наркомафия успешно может конкурировать с международными картелями поставщиков наркотических веществ не только внутри страны, но и за рубежом.

       Организованная преступность немалый вклад внесла и в разграбление культурного и исторического наследия России. Похищение и торговля произведениями изобразительного искусства, антиквариатом и иными предметами, относящимися к памятникам истории и культуры, стоят далеко не на последнем месте. В этой области преступной деятельности действуют глубоко законспирированные организованные преступные группы с выходом на международные криминальные связи. Рынки сбыта, хранилища предметов истории культуры организованной преступностью контролируются жестко.

       Наибольший интерес организованная преступность проявляла к сфере экономики. Самой популярной для организованной преступности является кредитно-денежная система. Большая часть коммерческих банков в той или иной мере попадает под влияние мафии. Мафия уже осуществляет так называемый коммерческий террор. Действие организованной преступности в экономике не исключает, а даже предполагaeт возможность проникновения ее в сферу политики. Неотъемлемым элементом борьбы с оргпреступностью Конвенция ООН определяет противодействие коррупции. Анализ судебной практики назначения наказания по делам коррупционной направленности в первом полугодии этого года свидетельствует о том, что наиболее распространенным видом наказания за такие преступления является лишение свободы условно. По данным прокуроров субъектов Российской Федерации, этот вид наказания в 2010 г. определен почти 55% осужденных за преступления коррупционной направленности. В прошлом году этот показатель составил свыше 58%.

  Реальное  лишение свободы судами назначено  только 16% осужденных, как правило, за тяжкие и особо тяжкие преступления, такие как получение взятки, мошенничество с использованием служебного положения в крупном или особо крупном размере. Штраф назначен более 26% осужденных4.

       Организованная  преступная деятельность особенно в  экономической сфере все более  глобализируется. Механизмы извлечения доходов преступным образом все чаще приобретают межрегиональный и международный характер, осуществляясь на территории сразу нескольких стран5.

         Также Специалисты криминологи отмечают, что прибыльным преступным промыслом становится оружейный бизнес, а также торговля радиоактивными материалами.

       Незаконный  оборот оружия может проявляться  в нескольких направлениях: контрабанда оружия, изготовление и сбыт, распространение оружия из мест боевых действий, хищение.

     Сложность борьбы с рассматриваемым видом  преступности заключается в том, что предупредительная деятельность должна быть сориентирована по всем указанным направлениям с учетом особенностей источников поступления оружия.

  Следующая тенденция связана с вовлечением  в преступную деятельность неформальных группировок молодежи отрицательной направленности.

  Кроме того, отмечается укрепление связей лидеров  организованной преступности с экстремистскими элементами, выступающими против существующих национальных отношений. Об этом свидетельствуют ситуации в ряде регионов России, где в кровавых событиях участвовали коррумпированные кланы при содействии лидеров преступных организаций.

       Краткая криминологическая характеристика организованной преступности в России при всей неполноте собранных данных приводит нас к такому выводу: организованная преступность интенсивно растет, видоизменяется, активно приспосабливается к социально-экономическим и политическим условиям, захватывает наиболее прибыльные сферы криминальной деятельности, проникая в легальный бизнес, во властные структуры и политику, распространяет свою деятельность на различные регионы России и на другие страны.6   
 

  1. Уголовно-правовые основы борьбы с организованной преступностью в  России
 

        Правовое обеспечение борьбы с организованной преступностью заключается прежде всего, в разработке и принятии соответствующих законов, направленных на решение данной проблемы и носящих комплексный межотраслевой характер.

    Уточнены и закреплены понятия организованных преступных структур.

    Если для признания преступной группы организованной достаточно таких признаков, как устойчивость и объединение заранее ее участников общей целью совершения любых преступлений, то преступное сообщество характеризуется сплоченностью ее участников, преследующих цели совершения тяжких или особо тяжких преступлений. Объединение организованных групп также согласно ч. 4 ст. 35 УК РФ представляет собой преступное сообщество. И хотя названные в законе отличительные признаки организованной группы и преступного сообщества нуждаются в комментарии, данное в законе определение обоих понятий позволяет следователю, прокурору и суду правильно квалифицировать преступные структуры и действия их участников. Правоохранительные органы получили правовой инструмент борьбы с организованной преступностью.

      Значительное внимание в Уголовном кодексе уделяется организатору, создавшему организованную группу или преступное сообщество. В ст. 33 УК РФ при определении видов соучастников преступления закрепляется, что организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими. Согласно ч. 5 ст. 35 УК РФ такое лицо (организатор) подлежит уголовной ответственности за саму организацию преступных структур и руководство ими в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса, а также за все совершенные этими структурами преступления, если они охватывались его умыслом. К ним относятся: организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208), бандитизм (ст. 209), организация преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210), вооруженный мятеж (ст. 279), т.е. преступления, посягающие на общественную безопасность и основы конституционного строя страны. Организация данных видов деяний как самостоятельный состав преступления влечет квалификацию действий виновных лиц соответственно по названным статьям, а также применение предусмотренного ими наказания при условии вынесения обвинительного приговора. Законодатель, таким образом, предоставляет возможность правоохранительным органам обезвреживать столь опасные преступные структуры на первоначальной стадии их формирования.

    Что касается организаторов преступных сообществ и организованных групп, совершающих иные преступления, то они несут уголовную ответственность за приготовление к тем преступлениям, для совершения которых создана преступная структура, по п. 3 ст. 30, ст. 34 и соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса.

     В ч. 7 ст. 35 устанавливается, что совершение преступления организованной группой или преступным сообществом влечет более строгое наказание, на основании и в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом. Кроме того, в п. «в» ч. 1 ст. 63 закрепляется, что совершение преступления в составе организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) признается обстоятельством, отягчающим наказание. Следовательно, даже в тех случаях, когда совершение преступления организованной группой не предусмотрено в диспозиции конкретного состава преступления, суд обязан учесть это обстоятельство как отягчающее ответственность.

    Таково основное содержание и смысл норм Общей части Уголовного кодекса, касающихся проблем борьбы с организованной преступностью.

        Устанавливая повышенную ответственность за совершение данных деяний организованной группой, законодатель обеспечивает комплексный подход к реализации задач превенции в борьбе с организованной преступностью в различных сферах проявления интересов личности, общества и государства. При этом основной акцент сделан на борьбу с тяжкими и особо тяжкими преступлениями, которые составляют 71,4% преступлений с квалифицирующим признаком «совершение преступления организованной группой»7. Наибольший удельный вес среди тяжких и особо тяжких преступлений этой категории составляют деяния, которые условно можно разделить на 4 основные группы:

 преступления  против жизни и здоровья, свободы,  чести и достоинства личности;

 преступления  против собственности;

 преступления в сфере экономической деятельности;

 преступления  против общественной безопасности, здоровья населения и общественной  нравственности.

      Определяя квалифицирующий признак «совершение преступления организованной группой» по основным видам тяжких преступлений, законодатель, следовательно, правовыми мерами защищает общественные отношения от преступлений, наносящих наибольший вред личности и государству.

      Наряду с этим в Уголовном кодексе уделяется внимание и борьбе с проявлениями организованной преступной деятельности при совершении отдельных категорий преступлений небольшой и средней тяжести, за совершение которых максимальное наказание не превышает соответственно двух и пяти лет лишения свободы. В их числе такие преступления, как воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141, ч. 2, п. «в»); нарушение изобретательных и патентных прав (ст. 147, ч. 2); причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165, ч. 3, п. «а); незаконное предпринимательство (ст. 171, ч. 2, п. «а»), и др.

      Следует обратить внимание и на подходы законодателя к определению мер наказания за совершение преступлений в составе организованных преступных групп. Закрепляя квалифицирующий признак «совершение преступления организованной группой» по составам преступлений, законодатель проявляет последовательность и устанавливает соответственно повышенную ответственность. За совершение умышленных деяний, повлекших лишение жизни человека, устанавливается ответственность от 8 до 10 лет лишения свободы, смертная казнь либо пожизненное заключение. По 6 видам тяжких преступлений (терроризм, захват заложника, бандитизм, организация преступного сообщества, вооруженный мятеж, диверсия) предельная мера наказания установлена законодателем до 20 лет лишения свободы; по 9 видам (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, разбой, вымогательство, фальшивомонетничество, хищение либо вымогательство оружия, пиратство, незаконное изготовление, хранение и перевозка либо сбыт, а также хищение либо вымогательство наркотических или психотропных веществ) — до 15 лет лишения свободы; по 5 видам (грабеж, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, контрабанда, получение взятки, дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества) — до 12 лет лишения свободы; по 8 видам (кража, мошенничество, присвоение или растрата, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного недозволенным путем, принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения, незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, хищение либо вымогательство радиоактивных материалов, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности и дезертирство) — до 10 лет лишения свободы. Таким образом, по 29 видам тяжких преступлений (41,4%) предусматривается наказание до 10 лет лишения свободы и более тяжкое наказание. Кроме того, из 70 преступлений этой категории 32 (45,7%) имеют нижний предел наказания — 5 лет лишения свободы8.

     Следовательно, оценка высокой степени общественной опасности организованной преступной деятельности со стороны законодателя проявляется и в определении довольно строгих мер наказания виновным лицам, особенно за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. В этом подходе преследуются не только цели кары, но и успешно реализуется принцип превенции, пронизывающий весь Уголовный кодекс Российской Федерации. 
 
 

  1. Проблемы  борьбы с организованной преступностью 

         Организованная преступность в России представляет серьезную угрозу для государства с реальной опасностью трансформации демократического государства в криминальное.

     В России организованная преступность изначально в силу целого ряда специфических причин приобрела политическую значимость, поскольку непосредственно вторгалась в легальную экономику, а затем и в зарождающиеся рыночные отношения, придав им соответствующий криминальный оттенок.

       В сфере борьбы с преступностью обсуждается преимущественно проблема гуманизма по отношению к преступнику. А ведь так ставя вопрос, мы вырываем из системы принципов уголовного права лишь один из них - гуманизм. Однако к уголовному законодательству относятся и другие принципы: законность, демократизм, неотвратимость ответственности, равенство граждан перед законом, справедливость.

       На данный момент времени ситуация такова, что формально закон не допускает нарушения прав и свобод подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, однако на практике встречаются случаи его нарушения для достижения, в принципе, законной цели — привлечения к уголовной ответственности преступника. Выход видится в наделении соответствующими полномочиями четко определенных должностных лиц (органов), согласно которым эти лица (органы) имели бы право на принятие любых чрезвычайных мер противодействия отдельным видам транснациональных преступлений в целях защиты мира и человечества, общества, государства и граждан.

             Если же руководствоваться всеми названными принципами, то обязательными условиями будут и заслуженная кара лица, признанного судом виновным, и назначение соответствующего  наказания с учетом тяжести деяния, опасности его личности, обстоятельств дела.

       Деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью более мобильна, чем уголовное законодательство. Но эти органы осуществляют свои функции лишь на основе законов. В правовом государстве полиция (милиция) имеет свои законные возможности, организационные, технические, интеллектуальные для эффективной борьбы.

Информация о работе Уголовно-правовые меры борьбы с организованной преступностью