Уголовно-правовые меры борьбы с организованной преступностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:15, реферат

Описание

Цель исследования – проанализировать уголовно-правовые меры по борьбе с организованной преступности в России.
Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
1) рассмотреть историю возникновения и развития организованной преступности в России;
2) на основе анализа отечественных исследований дать криминологическую характеристику организованной преступной деятельности;
3) рассмотреть уголовно-правовые основы борьбы с организованной преступностью в России;
4) выявить проблемы борьбы с организованной преступностью.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
История возникновения организованной преступности в России…5
Формы проявления организованной преступности и сферы ее влияния………………………………………………………….………..8
Уголовно-правовые основы борьбы с организованной преступностью в России……………………………………………………………………11
Проблемы борьбы с организованной преступностью …..…………..16
Заключение……………………………………………………………….……21
Список литературы……………………………………………….…………..24

Работа состоит из  1 файл

УП.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

      В силу различных причин идёт реальный процесс постепенного "отставания" уголовно-правового контроля над преступностью от её качественно-количественных изменений. Так, в 2008г. были ликвидированы подразделения по борьбе с организованной преступностью в системе МВД. Эта крупная политическая ошибка привела к потере ядра профессионалов – борцов с оргпреступностью, крушению оперативных позиций в преступной среде, уничтожению оперативных баз данных (как это, например, произошло в ряде регионов).

          Поэтому традиционные способы уголовно-правовой борьбы с преступностью должны дополняться методами криминологического воздействия на среду и личность. Это - единственный выход, и выход справедливый. Есть достаточно свидетельств того, что противоправное поведение формируется общественной средой. Поэтому общество не только обязано брать на себя часть вины за совершаемые деяния, но и принимать необходимые меры по социализации людей. В России ныне множество острых и первоочередных проблем, которые отодвигают вопрос о более эффективном и комплексном контроле над преступностью на более благоприятное будущее. Однако решение экономических и других проблем общества стало невозможным в отрыве от борьбы с преступностью, так как идёт активный процесс криминализации всех общественных отношений. Поэтому борьба с ней стала необходимым условием национального прогресса. В той мере, в какой государство не может обеспечить безопасность своих граждан, своих завоеваний и своих основных институтов, в той мере будет сдерживаться экономическое, социальное и культурное развитие страны. В борьбе с преступностью нельзя достичь заметных успехов без параллельного улучшения жизни и деятельности людей.

      Борьба с организованной преступностью  снижается также из-за несовершенства  уголовно-процессуального законодательства  в части сбора и оценки доказательств. В последние годы организованная преступность всё чаще прибегает к запугиванию свидетелей и потерпевших, расправе над ними. Между тем у правоохранительных органов отсутствуют реальные правовые меры по защите жизни и здоровья этих участников уголовного процесса. В то же время практика некоторых западных стран (Франция, США) свидетельствует о необходимости введения правового института защиты свидетелей, которым, например, могут быть изменены фамилия, место жительства и так далее.

        С учётом взаимообусловленности различных видов преступной деятельности из сложного отработанного годами преступного конвейера нельзя вырывать какое-либо звено и сосредотачивать на нём усилия правоохранительных органов, необходим комплексный подход к борьбе с организованной преступностью и не только с помощью уголовно-правовых средств. 

     Что касается уголовно-правовых мер противодействия  ОП, то здесь следует отметить наличие  в целом удовлетворительной правовой базы в виде специальных норм Уголовного кодекса РФ при крайне неудовлетворительном механизме реализации этих норм.

       Необходимо конкретизировать предмет  доказывания. УК пошел по пути  введения значительного количества  оценочных категорий в статьях,  посвященных ответственности за  организованную преступную деятельность. В результате стало практически невозможно разграничить, например, составы 209 и 210 статей, за исключением признака вооруженности. Но и в этом случае возникает вопрос о необходимости дополнительного вменения ст. 210 при наличии признаков и банды, и преступного сообщества.

  В России нет: необходимых законов  о борьбе с организованной преступностью  вообще, а транснациональной, в особенности; законов, преследующих за отмывание "грязных" денег; надежно работающей правоохранительной системы; жесткого валютного, финансового, банковского, налогового и иного экономического контроля; хорошо обустроенных границ и четко налаженной таможенной и миграционных служб.

     В России есть: огромные природные  и иные ресурсы; высокие технологии  вооружений и средств массового  уничтожения, включая химические и ядерные материалы; незаполненный рынок для незаконных товаров и услуг; беспрецедентная продажность должностных лиц и других государственных чиновников, в том числе и в системе уголовной юстиции; нищенское положение значительной части населения; боязнь властей, некоторых политических и общественных деятелей прослыть "авторитарными" и установить жесткий социально-правовой контроль над криминальной экономической деятельностью. В международных документах Всемирной конференции по организованной преступности справедливо подчеркивалось, что "в странах, в которых ранее существовали тоталитарные системы, отмечается большое нежелание принимать какие-либо меры, которые... связаны с новым введением контроля над обществом"9

  Не  снижается активность организованных преступных групп и сообществ, особенно действующих в сфере экономики, особенно в  финансовый кризис, вложение огромных финансовых государственных ресурсов в банки и крупные экономические структуры на погашение негативных кризисных последствий стал одним из «лакомых кусков» для организованной преступности. К таким же «лакомым кускам» относятся и все крупнейшие проекты, осуществляемые в стране, – от строительства олимпийских объектов до инновационных кластеров (наночастиц). Причем преступный мир в современных условиях действует также современно: кроме силового использует и политический ресурс как на региональном, так и на федеральном уровнях.

  Особенно  притягательны для преступников бюджетные средства. Здесь фронт работ огромен. Росфиннадзор проверил расходование 3,1 трлн. бюджетных средств 2009 года. Зафиксированы нарушения при расходовании 1,3 трлн. руб. С 2004 года объемы нарушений выросли в 8 раз, при том, что расходы бюджета увеличились только в 3,5 раза. По результатам 7,5 тыс. проверок в правоохранительные органы были переданы материалы, содержащие признаки преступлений. Возбуждено было только 190 (!) уголовных дел. Такая эффективность правоохранительного реагирования фактически создает для всякого рода ОПГ неисчерпаемые возможности.

     Как бы трудно ни проходило осознание национальных и транснациональных угроз научной общественностью, политическими партиями и законодателями, как бы ни сталкивались интересы различных социальных слоёв и групп в этом кардинальном для нашего времени вопросе, неотложность его решения становится до предела очевидной. Для укрепления российской государственности необходимо объединить усилия в установлении надёжного контроля над мафией. Суть его такова: 1) криминализация организованной общественно опасной деятельности,

2) перекрытие  каналов легализации преступных  доходов, 3) законно обусловленный подрыв экономического могущества преступных сообществ. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Организованная преступность — это сложные уголовные виды деятельности, осуществляемые в широких масштабах организациями и другими группами, имеющими внутреннюю структуру, которые получают финансовую прибыль и приобретают власть путем создания и эксплуатации рынков незаконных товаров и услуг.

      Биржи, торговые и валютные аукционы, рынок  жилья, коммерческие банки, совместные предприятия и иные экономические структуры преступники пытаются использовать как для отмывания “грязных” денег, так и для использования самой рыночной  экономики в своих  корыстных  интересах.

      Преступные  формирования, располагающие крупными суммами денег, завоевывают сильные позиции на внутреннем рынке, осуществляют  противозаконные  крупномасштабные  преступные  операции  по  вывозу  из  страны сырья, товаров и других средств. Противоправный бизнес стремится приобретать либо иметь контрольный пакет акций различного рода предприятий и организаций, создавать собственные производства (банковские и всякого рода  посреднические  организации), внедрятся  во  внешнеэкономические структуры и таким образом выходить на формирование преступных международных организаций.

      Развитие  причин организованной преступности в  Российской Федерации повторило  путь большинства стран: разложение бюрократических структур государства, нарушение принципов социальной справедливости, девальвация нравственных ценностей.

       Деятельность независимых друг от друга преступных групп, обладающих признаком организованности, можно проследить с дореволюционной России по настоящее время. Нарастание во всех сферах жизни проблем и противоречий. Все более высокая их концентрация и взаимодействие с определенными типами личности привело к приобретению преступностью нового качественного состояния. Такой переход, очевидно, происходил в 60-70-е годы. В настоящее время организованная преступность активно эволюционирует, оказывая обратное негативное влияние на все сферы жизни общества и является недостаточно изученным явлением, в том числе в криминологическом и уголовно-правовом аспектах.

      Возрастающие  масштабы организованной  преступности  представляют реальную угрозу безопасности государства и общества, так как она усиливает свои позиции через монополизацию многих видов противоправной деятельности, используя отсутствие надежных механизмов защиты рыночных отношений, активно  внедряется  в  экономические структуры, стремится сохранить господствующее положение в  распределительной  сфере, заблокировать  процесс  реформ. В  ряде  мест  преступные формирования, пользуясь безнаказанностью, а подчас  и попустительством правоохранительных органов, действуют всё более нагло и вызывающе, превращая обширные территории в свои вотчины. Они контролируют такие доходные виды противоправной деятельности, как наркобизнес, проституция, азартные игры, нелегальная торговля оружием, спекуляция, вымогательство и др. Примитивные преступления уступают место крупномасштабным преступным акциям, глубокому проникновению  через  коррумпированные  связи  в экономику и финансовую систему, попыткам оказывать прямое влияние на политику государства в этой сфере.

       Для борьбы с таким явлением, как организованная преступность, необходимо осуществление в рамках единой государственной комплексной программы соответствующих политических, экономических, правовых, социальных, идеологических, административных мер. Приоритет должен быть отдан социально-экономическим. Нельзя недооценивать правовые средства, и, в частности, уголовно-правовые, направленные на борьбу с организованной преступностью.

  Существует большое количество форм деятельности, характерных для организованной преступности. Подход к их юридической оценке должен быть следующим. Во-первых, возможность применения действующего законодательства. Во-вторых, предлагаемой нормы об организации, руководстве или участии в преступном сообществе с позиции того, что соответствующие действия могут охватываться понятиями ''организация'', ''руководство'' или ''участие''. Для этого, конечно, необходимо учитывать результаты научных исследований и правоприменительную практику. Особую роль, на наш взгляд, здесь должен играть Пленум Верховного Суда РФ, имеющий возможности давать нормативное судебное толкование. Поскольку закон на все случаи жизни создать невозможно, то в указанных выше, а также могущих возникнуть в будущем ситуациях, целесообразно опираться на складывающуюся практику правоприменительной деятельности как на надежный критерий истины.

      Организованная  преступность становится одним из основных факторов политической и социально–экономической  нестабильности в Российской Федерации. На это неоднократно обращалось внимание в обращениях и выступлениях Президента Российской Федерации, руководителей Правительства и Парламента России, в документах руководящих государственных органов.

      Организованная  преступность  породила новую криминальную ситуацию, которая требует для  её разрешения неотложных законодательных, организационно–управленческих  мер, значительных  материальных  ресурсов на оснащение правоохранительных  органов  и  обучение сотрудников методам борьбы с организованной преступной деятельностью.  
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

    1. Уголовный кодекс РФ "Собрание законодательства РФ", N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954 (ред. от 29.06.2009)

         2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации//  Собрание Законодательства РФ. 2000. № 2. Ст. 170.

          3. Гриб В.Г. Теоретические и организационно-тактические основы борьбы с организованной преступностью в России. - Монография. - М.: ВНИИ МВД России. - 2007.

         4. Золотухин С.Н. Криминологическая и уголовно-правовая характеристика организованной преступности и ее предупреждение. Учебное пособие. Челябинск, 2006. //Юридическая  бибилиотека www.lawlibrary.ru/izdanie2027162.html

          5. Логинов. Е. Борьба с российской организованной преступностью: международный аспект. // Законность. М. 2008 №7. С. 36.

         6. Лунеев  В.В.  Организованная преступность в России:  осознание,  истоки,  тенденции.  //  Государство и право, 2006, № 4   С. 108

          7. Овчинский В. «Организованная преступность сегодня»//Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org/forum

     8. Статистика преступности за ноябрь-декабрь 2010г..//www.mvd.ru

  1. Уголовное право России. Часть Особенная: Учебник для вузов/Отв.ред.проф. Л.Л.Кругликов. 2-е изд.. перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2008.
  2. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. В.Н.Кудрявцева, В.В.Лунеева, А.В.Наумова. – 2-е изд., перераб и доп.– М.: Юристъ, 2008.

Информация о работе Уголовно-правовые меры борьбы с организованной преступностью