Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:11, контрольная работа
Итак, целью воспитательной работы может быть как юридическое исправление (страх перед наказанием), так и более глубокое, нравственное, когда совершение правомерного поступка становится непринужденным, а у человека вырабатывается стойкая привычка нормативного поведения.
Введение 3
1. Понятие, этапы и критерии исправления 4
2. Сущность и содержание исправления осужденных 9
3. Организация процесса исправления 11
Литература 20
cодержание 2
Введение 3
1. Понятие, этапы и критерии исправления 4
2. Сущность и содержание исправления осужденных 9
3. Организация процесса исправления 11
Литература 20
Теоретическое обоснование значимости воспитательной работы и реализация этого средства воздействия на осужденных прошли довольно длительный исторический путь от полного отрицания до его закрепления в международных правовых документах обращения с заключенными и Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.
В процессе воспитательной работы важно довести до сознания каждого осужденного степень его вины и справедливости наказания. При этом необходимо учитывать, что отношение к наказанию характеризует: а) социальную позицию осужденного и меру его субъективной ответственности перед обществом; б) понимание осужденным социальной сущности наказания; в) раскаяние в содеянном; г) осознание необходимости отбыть наказание и исправиться и в конечном счете справедливости наказания.
Как показывают исследования, для осужденных характерны маргинальный и конформистский типы правомерного поведения. В первом случае поведение построено на мотивах страха перед наказанием, личных расчетах, боязни осуждения. Во втором случае поведение является следствием приспособления осужденного к внешним обстоятельствам и, таким образом, пассивным соблюдением норм права (в силу внешнего, а не внутреннего подчинения своих действий).
Итак, целью воспитательной работы может быть как юридическое исправление (страх перед наказанием), так и более глубокое, нравственное, когда совершение правомерного поступка становится непринужденным, а у человека вырабатывается стойкая привычка нормативного поведения.
В теории отмечается, что в сфере исправительного воздействия осужденных существуют различные проблемы, в частности криминологические, социально-экономические, психологические, педагогические, нравственные и т.д. Их первопричина усматривается в отсутствии целостного подхода к разрешению проблем и объединяющих критериев в применении подходов к исправлению конкретного осужденного.
При таких обстоятельствах средства исправления, предусмотренные в Уголовно-исполнительном кодексе РФ (в дальнейшем - УИК РФ), применяются наугад, не системно или по субъективному усмотрению. И соответственно результат получается нулевой или отрицательный, а такая ситуация является в целом неуправляемой.
Проблемы исправления в целом можно разложить на несколько составляющих: понятие исправления, механизм поведения индивида и его мотивы, средства и способы воздействия, критерии оценки результативности исправления. Исправление необходимо различать как процесс и как результат.
В ст.9 УИК РФ раскрывается как раз процесс исправления, содержание которого заключается в формировании у осужденного уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общежития и стимулировании правопослушного поведения. То есть перед персоналом исправительного учреждения стоит задача по изменению у осужденного, существующего у него отношения, которое предполагается отличным от требуемого, на указанное выше.
Согласно словарю В.И. Даля отношение означает «принадлежность к чему-либо», «состояние в связи». Следовательно, чтобы осужденный относился с уважением к перечисленным объектам, необходимо установление взаимосвязи и «взаимности» осужденного с человеком, обществом, трудовыми отношениями, нормами и традициями человеческого общежития.
Понимание исправления как процесса не ограничивается этим и не снимает с исправительного учреждения исправление осужденного как конечный результат. Об этом свидетельствует требование ч.1 ст.60 УК РФ, в которой сказано, что необходимо выбирать наказание, которое «сможет обеспечить достижение целей наказания». Данное положение соответственно применяется на практике.
Поэтому содержание исправления в ст.9 УИК РФ следует понимать и как достижение его конечного результата. Исправлять осужденного означает «испрямлять, делать прямым; чинить, поправлять, переправлять, изменять улучшая, переделывать на лучший лад». Естественно, что прежде, чем «испрямлять» или «поправлять», надо знать у осужденного нечто «непрямое», а также то, в какую сторону это надо «выправлять». Отраслевые принципы уголовно-исполнительного права дают определенный ориентир при исполнении наказания, но выхода в конкретной ситуации на индивидуальный уровень не определяют.
У любого явления, включая преступное поведение, существует свой механизм, обеспечивающий его существование и развитие. Но в этом случае должен существовать и противоположный механизм, нейтрализующий первоначальный.
Поставленные вопросы и задачи не представляется возможным разрешить опять же без обращения к мироустройству и его закономерностям, а также без изучения внутреннего мира осужденного, особенностей восприятия им окружающей действительности, сформировавшейся у него системы ценностей, понимания смысла и цели жизни, конечности ее или отсутствии таковой и сущности человеческих отношений. Многое из перечисленного может содержаться в мотивации поведения субъекта, но сложность нередко возникает в интерпретации имеющихся обстоятельств и намерений.
Всегда следует иметь в виду взаимосвязанность физических и психических явлений в окружающем мире, а также то, что у каждого следствия, в том числе и в сфере психики, есть своя причина или их совокупность. Тщательное исследование причинно-следственных закономерностей преступного посягательства и предшествующих событий позволяет ответить на поставленные выше вопросы. Если преступное поведение начинается с индивида, то оно и заканчивается изменением его поведения. Соответствующие ценностные ориентации меняют мотивацию человека, и цепь соответствующих событий разрывается.
Поэтому, чтобы изменить характер поведения, необходимо пересмотреть мировоззрение и ценностные ориентации. Это положение должно стать определяющим в ходе формирования человека с самого момента его зарождения. Проблема преступного поведения разрешается не изменением мира, а изменением внутреннего отношения к этому миру. Но существующая система воспитания и права, не направленная на отыскание первопричин в самом человеке, искажает реальность при помощи усвоенных оценок и эмоций. Так возникает конфликт интересов, который нередко персонифицируется в образе внешнего «врага», препятствия вовне и т.д.
Системный подход к достижению целей наказания требует также установления определенных критериев, которые бы являлись элементами обратной связи в процессе исправительного воздействия и определении его результата.
В уголовном законодательстве прямо не указываются критерии исправления осужденного. В случае досрочного освобождения от уголовной ответственности или наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания или освобождения от наказания в связи с тяжелой болезнью, в законодательстве указываются опосредованные критерии, характеризующие в определенной мере степень исправления осужденного.
Приведенные выше признаки не могут в достаточной мере свидетельствовать о степени исправления, поскольку они нередко вытекают из внешней регуляции поведения лица, вызываемой специфическими условиями его содержания при осуществлении карательно-воспитательного воздействия. Поэтому данные критерии могут существенно не затрагивать внутренний мир осужденного и причинно-мотивационную сферу его деятельности, что именно способно дать определенные гарантии реального прогнозирования характера дальнейшего поведения субъекта.
Пока
не будет выявлен мотив его
устремления, никто и ничего не может
утверждать о степени «исправления»,
ведь возможен вариант «графа Монте-Кристо»,
когда человек старается
Здесь
возникает вопрос о возможности
или достоверности «
При
таких обстоятельствах
Возникает вопрос разделительного критерия мировоззрения и системы ценностей лица, ведущих к правопослушному или преступному поведению индивида. Основополагающим признаком принципиально отличных систем мировоззрения можно считать восприятие мира как нематериального, волнового, или материального, корпускулярного. Именно исходя из определенного восприятия мира у человека со временем формируются соответствующие его закономерности, причинно-следственные связи, место индивида в окружающей реальности, ценностные ориентации, мотивы и цели поведения.
Действительно мотивы поведения как своеобразный индикатор указывают на восприятие осужденным мироустройства, его ценностных ориентации и определяют цели его деятельности. Если фиксируется изменение мотивов в позитивном направлении, то тем самым констатируется определенная степень исправления осужденного, что отражает результаты деятельности исправительных учреждений и должно являться ориентирующей для них обратной связью.
Условиями
успешного выполнения профессиональных
задач администрацией исправительного
учреждения являются установление у осужденного
полного доверия в процессе педагогико-психологической
работы с ним и возбуждение непременного
интереса к результатам работы по позитивному
изменению его внутреннего мира. Если
доверие, возможно установить при помощи
искреннего отношения к субъекту и его
проблемам (что само по себе предполагает
критический профессиональный отбор),
то интерес формируется в том случае, когда
осужденный будет наглядно убежден в действительности
предлагаемой ему картины мироустройства,
где все и вся взаимосвязано и обусловлено.
Можно сказать, что полное осознание всеобщих
закономерностей бытия является критерием
реального исправления субъекта.
Действующий ныне Уголовно-исполнительный кодекс РФ (1996) и ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность пенитенциарных учреждений, не содержат определения понятия «исправление осужденных», а среди ученых продолжаются дискуссии о содержании и пределах изменений в личности лиц, отбывающих наказания.
В
современных учебниках и
Для российской пенитенциарной традиции характерна вера в возможность исправления осужденных. Еще в 1912 г. СВ. Познышев по этому поводу писал: «Если нет прирожденного преступника, нет и неисправимого преступника».
Современное понимание «исправление осужденного» предполагает использование воздействий:
по реорганизации личности, приводящей к устранению личностных дефектов, обусловивших совершение преступления;
по
ресоциализирующим влияниям, обеспечивающим
выработку установок и
по
реабилитационным мерам, снимающим
издержки изоляции от общества и организующим
оптимальное вхождение в
Информация о работе Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы