Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:11, контрольная работа

Описание

Итак, целью воспитательной работы может быть как юридическое исправление (страх перед наказанием), так и более глубокое, нравственное, когда совершение правомерного поступка становится непринужденным, а у человека вырабатывается стойкая привычка нормативного поведения.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, этапы и критерии исправления 4
2. Сущность и содержание исправления осужденных 9
3. Организация процесса исправления 11
Литература 20

Работа состоит из  1 файл

уип.doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)

     Такое понимание сущности понятия «исправление осужденного» базируется на восприятии осужденных как субъектов, способных к исправлению через участие в специально организованных исправительных программах и самовоспитание осужденных.

     Большинство юристов отрицает возможность коренного  изменения психологии человека, а  психологи и педагоги, наоборот, обосновывают реальность возможностей позитивного изменения личности осужденных. Поэтому выявление закономерностей и механизмов исправления различных категорий осужденных является предметом широких исследований, проводимых, сегодня и за рубежом, и в России.

     Опыт  отечественной пенитенциарной практики (А.Я. Герда, А.С. Макаренко и др.) перевоспитания несовершеннолетних преступников служит подтверждением возможностей их исправления в условиях особой, просоциальным образом, организованной пенитенциарной среды. Успешно формировались положительная направленность (ценностные ориентации, убеждения, жизненные планы, смысл жизни), воля, настойчивость, выдержка, целеустремленность, дисциплинированность и др.

     Податливость  исправлению взрослого человека значительно меньше. А.Д. Глоточкин и В.Ф. Пирожков связывают успешность исправления с субъективными и объективными факторами, их благоприятностью, психофизиологическими, индивидуально-психологическими, криминально-нравственными, социально-психологическими, возрастными факторами, преодолением ошибочных взглядов (переубеждением).

     Исправление требует преодоления психологических  барьеров, учета механизмов психологической  защиты, достижения правильного восприятия наказания осужденным, формирования установок раскаяния, покаяния. Признание вины предполагает искреннее раскаяние.

     В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России, где меры по соблюдению прав личности осужденного и усилению безопасности среды учреждения рассматриваются  как приоритетные, особую актуальность приобретает создание системы воспитательных и оперативно-режимных мер, повышающих психологическое воздействие на осужденных, с целью побуждения их к раскаянию и покаянию, явке с повинной и участию в исправительных программах.

3. Организация процесса исправления

 

     Действенность режимно-воспитательной работы среди  осужденных во многом определяется педагогическим опытом сотрудников колонии, гибкостью, умелым и творческим применением  существующих форм и методов педагогического  влияния на правосознание преступников.

     Для получения положительных результатов  важно обеспечить изоляцию осужденных от отрицательно влияющих на них: от рецидивистов, лиц, осужденных за половые преступления, алкоголиков, картежников, склонных к формированию преступных группировок, ведущих паразитический образ жизни.

     В работе с осужденными необходима строгая принципиальная требовательность в сочетании с тактом и выдержкой, построенная на основе объективности и взаимопонимания. При этом следует помнить, что суровое администрирование, как и либерализм, на практике не дает желательных результатов. Процесс исправления среди осужденных требует гибкости и естественности отношения администрации к преступникам.

     Вполне  закономерно, что в большинстве  исправительно-трудовых учреждений в  процессе исправления осужденных значительное место отводится индивидуальной работе. Она проводится на основе глубокого изучения индивидуальных особенностей личности каждого правонарушителя.

     Основными направлениями индивидуальной работы являются: изучение личного дела осужденного; проведение бесед; наблюдение за поведением, отношением к труду, режимно-воспитательным мероприятиям, коллективу и общественной работе; исследование связей осужденного с родственниками, друзьями по прежнему месту работы, учебы; беседы с родственниками и друзьями, хорошо знающими осужденных и т.п.

     Правильно поступают там, где изучение личности начинается с момента прибытия осужденного в колонию. Такое изучение осужденного позволяет начальнику отряда сформировать представление об индивидуальных особенностях личности, о его характере, причинах, породивших преступное поведение. Все данные об осужденном, полученные в ходе изучения, в обычном порядке заносятся в "карточку индивидуальной работы.

 

      Помимо общих установочных данных в нее заносятся сведения, определяющие личность, ее психологию, мировоззрение, отношении к содеянному, общественный и культурный уровень, стремление исправиться и устранить причины преступления. Индивидуальное изучение преступника, как и воздействие на него, ведутся на протяжении всего периода нахождения в местах лишения свободы. При этом используются самые различные формы и методы. Большую помощь в этом оказывают планы индивидуальной воспитательной работы, составляемые на каждого осужденного. В них необходимо учесть следующее.

     Важно, чтобы осужденные активно участвовали  в производственно-массовой работе, в самодеятельности, рационализации и изобретательстве, где есть все возможности проявления своих умений, смекалки и находчивости, где воспитывается уважение к общественному мнению, стремление дорожить им.

     Следует особое внимание обращать на молодежь, так как это наиболее динамичная часть коллектива. В поведении молодых людей проявляются возрастные особенности интеллекта, воли, эмоции, связанные с недостаточным умением управлять, анализировать, определять значение того или иного факта в огромном потоке информации. Они часто не могут правильно разбираться в сложной ситуации, требующей выбора одного из нескольких вариантов поведения, а нередко и не умеют противостоять давлению преступной микросреды.

     Ученые  установили, что каждый второй осужденный в возрасте до 25 лет наиболее тяжело переживает начальный период лишения свободы, составляющий примерно треть срока лишения свободы. Такое депрессивное состояние - наиболее удачное время для переориентации правосознания в преступной молодежной среде.

     В процессе исправления необходимо учитывать, что в молодежной среде, как нигде, очень рельефно проявляется действие психологического закона подражания. Молодые осужденные очень доверчивы. Особенно заметно это в их отношении к поведению и образу мыслей старших или авторитетных "бывалых" сверстников, уже обладающих каким-либо "тюремным" опытом и составляющих "лагерное" представление о жизни и ее проблемах.

     Линия подражания хорошему примеру проходит как-то незаметно, но что касается всего  запрещенного, недозволенного, то тут  психическое восприятие молодежи, к  сожалению, обостряется. Развивающийся и ищущий ум молодого человека зачастую избирает себе образец, которому он и следует, не давая себе отчета в последствиях. В местах лишения свободы нездоровый пример рецидивиста часто становится эталоном мыслей и поведения молодого правонарушителя.

     Получается  так, что некоторый запас современных  знаний, объем мнений и представлений  дает молодежи право утверждаться в  сознании, что в местах лишения  свободы она все может, на все  способна, а поэтому и поддерживает высокий критический уровень притязаний в системе отношений с администрацией и активом колонии. Однако первое же соприкосновение с жизненными обстоятельствами, требующими не только реализации права, но и выполнения долга, ставит таких молодых людей в трудное положение, выход из которого они зачастую ищут на неверном пути.

     За  время пребывания осужденного в  колонии ему необходимо помочь обрести  минимум нужных для нормальной жизни  качеств; избавиться от вредных антиобщественных привычек и взглядов на жизнь. Не зная глубоко личность осужденного, мы не сможем оказать этой необходимой помощи.

     Важным  в борьбе с рецидивом является развенчание иждивенческих настроений у осужденных. Дело в том, что в местах лишения свободы люди живут, не заботясь о завтрашнем дне. Они уверены в том, что будут одеты, обуты, накормлены, даже если не заработают ни копейки. Это порождает у них стереотип сознания паразитического образа жизни, который на свободе приводит рецидивистов к равнодушному отношению к своему праву на труд и даже к мотивированному равнодушию относительно личного тунеядства.

     Осужденных  необходимо более активно приобщать  к самовоспитанию. Например, осужденным за преступления против общественного порядка, прежде всего, необходимо рекомендовать обратить внимание на повышение общеобразовательного и культурного уровня; принимать непосредственное участие во всех культурно-массовых мероприятиях, стать активными читателями библиотеки, подписчиками газет и журналов, освоить специальность, необходимую после освобождения.

     Осужденным  следует оказать помощь в повышении требовательности к себе: научить их признавать мнение совета коллектива, выполнять требования самодеятельных организаций. Это, в свою очередь, потребует от них искоренения раздражительности, неуравновешенности и умения управлять своими поступками и словами, соблюдения правил общежития и вежливости. Они должны научиться следить за своими манерами, позой, жестикуляцией, мимикой, внешностью.

     При организации воспитания правосознания  у осужденных за преступления против личности следует добиваться, чтобы они больше думали о последствиях своих поступков, воспитывали в себе уважение к людям, сознательное соблюдение требований режима, стремились искоренить в себе такие качества как, грубость, жестокость, безразличие и равнодушие к судьбам других людей. Началом переломного момента в самовоспитании можно считать тот момент, когда осужденный напишет извинительное письмо потерпевшему.

     Осужденный  этой категории при подготовке к  жизни на свободе должен научиться  видеть в каждом человеке добрые качества, развивать чуткость и внимательность, анализировать каждый свой поступок, признавать свои ошибки, изживать упрямство. Требования к этой группе осужденных сводятся к тому, чтобы осужденные трудились добросовестно и активно участвовали в общественной жизни колонии, помогали в работе культурно-массовой секции при совете коллектива, советам клуба и библиотеки.

     Несколько иные цели должны быть заложены в основе самовоспитания осужденных за корыстные  преступления. С учетом социально-демографических особенностей этой категории преступников следует обратить их внимание на то, чтобы они имели твердое желание изжить в себе стяжательство, хитрость, изворотливость, расточительство, эгоизм и зависть. Их следует ориентировать на то, чтобы они стремились досрочно возместить нанесенный ущерб, научились свои потребности соизмерять с возможностями. При этом необходимо учесть то, что осужденным данной группы с большим трудом удается приучить себя к бескорыстному стремлению жить интересами коллектива, им трудно бывает соизмерять свои желания с необходимостью освоить специальности, нужные для работы и в местах лишения свободы, и на свободе. Этим осужденным полезно вести "Дневник добрых дел" и постоянно анализировать, что было сделано ими для искоренения негативных черт характера.

     В процессе изучения и формирования правосознания  преступников правильно поступают  воспитатели, принимающие во внимание то, что в осужденные испытывают влечение к женскому полу. В связи с этим возникает особая необходимость разъяснения законодательства о семье и браке, уголовной ответственности за изнасилования и половые извращения. Им необходимо помочь понимать истинный смысл любви как большого чувства, помогающего в жизни.

     В большинстве случаев преступники  под влиянием рецидивистов начинают относиться к женщинам цинично, по-хамски, аморально. В ряде случаев пьянство в сочетании с беспорядочными интимными связями и привели их на скамью подсудимых. Опираясь на интерес осужденных к любви и верности, используя положительные примеры взаимоотношений и переписки осужденных с девушками, воспитателю следует решительно разоблачать фальшь и донжуанскую нечистоплотность некоторых любителей острых ощущений.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Решите  задачи:

     Задача  № 1.

     Начальник отряда проводит занятие по разъяснению  правил поведения и условий содержания осужденных в ИУ, зачитывая и объясняя отдельные положения. Занятие проходит скучно. Осужденные слушают невнимательно, занимаются посторонними делами.

     Вопрос 1. Как стимулировать интерес осужденных к обучению?

     Вопрос 2. Какими методами лучше проводить разъяснительную работу с осужденными?

     Стимулирования  интереса к обучению в исправительных учреждениях обеспечивается на основе следующих факторов.

     Необходимость формирования у осужденных правильного  мировоззрения и нравственности. Доводя до аудитории информацию необходимо связывать ее с интересными жизненными фактами, с практикой. Обучение должно осуществляться в тесной связи с раскрытием путей применения в общественной жизни. Чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, нужно каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового. Также материал должен быть доступен всей аудитории. Он требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей учащихся-осужденных, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их здоровье и психике. Лучше всего сделать занятия наглядным. Опыт и исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Дискуссия по рассмотренным темам должна меть коллективный характер, необходимо создавать условия для активной работы учащихся в коллективе и в то же время индивидуально подходить к каждому. Индивидуальный подход учитывает личностные особенности осужденного с целью вовлечения его в коллективную работу.

Информация о работе Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы