Жестокое обращение с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 02:54, курсовая работа

Описание

Цель нашей работы: Выявить основные виды жестокого обращения с детьми и основные принципы работы специалистов с данной категорией детей.
Задачи:
1. Рассмотреть определение, причины и последствия жестокого обращения с детьми;
2. Изучить виды насилия и их последствия;
3. Определить основные принципы работы специалистов с детьми, пострадавшими от жестокого обращения и их семьями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Жестокое обращение с детьми: определение, причины и
последствия.............................................................................................4

Глава 2. Отдельные виды насилия ......................................................................9

2.1. Пренебрежение основными нуждами ребенка .......................................9
2.2. Физическое насилие ..................................................................................10
2.3. Сексуальное насилие ……………...……..................................................13
2.4. Психологическое (эмоциональное) насилие ……….……..………........16

Глава 3. Основные принципы работы с детьми, пострадавшими от
жестокого обращения и насилия и их семьями…………………………..........19

Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

Контр.работа по жестокому обращению.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)


23

 

Содержание

 

Стр.

 

Введение………………………………………………………………………….3

 

Глава 1. Жестокое обращение с детьми: определение, причины и

               последствия.............................................................................................4

 

Глава 2. Отдельные виды насилия ......................................................................9

 

2.1. Пренебрежение основными нуждами ребенка .......................................9

    2.2. Физическое насилие ..................................................................................10

    2.3. Сексуальное насилие ……………...……..................................................13

2.4. Психологическое (эмоциональное) насилие ……….……..………........16

 

Глава 3. Основные принципы работы с детьми, пострадавшими от

жестокого обращения и насилия и их семьями…………………………..........19

 

Заключение……………………………………………………………………….24

Список литературы………………………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

              В современном обществе остро стоит проблема жестокого обращения с несовершеннолетними. Широко распространено мнение о том, что жестокое обращение – это только физическое и сексуальное насилие. На самом деле если ребенку не уделяется должного внимания со стороны взрослых, пренебрегают его основными нуждами, не дают ему в необходимой мере любви, ласки и заботы, то это тоже говорит о жестоком обращении по отношению к нему.

              Сложившиеся социально-экономические  условия в нашей стране и мире, в целом, нарушение структуры семьи обострили взаимоотношения между родителями и детьми. Увеличение асоциальных семей, семей, находящихся за чертой бедности, социальная изоляция, семьи с низким уровнем дохода, алкоголизм, наркомания, эмиграция – все это породило общую агрессию, гнев в обществе и в детско-родительских взаимоотношениях. Больше всего в данной ситуации страдают дети, так как взрослые (не только родители) свою злость и проблемы выплескивают на детей. Поэтому несовершеннолетние, испытывая физическое и психологическое насилие, остаются самыми незащищенными среди всего населения. Причем, российское законодательство не дает определения жестокого обращения с детьми, хотя Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание за отдельные виды насилия, совершенные в отношении детей.

              В настоящее время существуют различные психологические центры помощи детям и взрослым, пострадавшим от насилия. Но если взрослый может обратиться за помощью в такой Центр, то ребенок очень часто боится рассказать о своем горе кому-то из близких или друзей, не говоря уже о специалистах. Поэтому необходимо в образовательных учреждениях проводить консультационные и разъяснительные беседы специалистов с детьми о том, куда можно обратиться за помощью, сообщать телефоны доверия.

             

              Таким образом, проблема жестокого обращения с детьми в России остается актуальной на сегодняшний день.

              Тема нашей работы: «Жестокое обращение с детьми».

              Цель нашей работы: Выявить основные виды жестокого обращения с детьми и основные принципы работы специалистов с данной категорией детей.

              Задачи:

1.      Рассмотреть определение, причины и последствия жестокого обращения с детьми;

2.      Изучить виды насилия и их последствия;

3.      Определить основные принципы работы специалистов с детьми, пострадавшими от жестокого обращения и их семьями.

 

 

             

Глава 1. Жестокое обращение с детьми:

определение, причины и последствия

 

Под жестоким обращением и пренебрежением основными нуждами ребенка понимаются любые действия или бездействие по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свобода [6, с.3].

Различают четыре основных вида жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное) и пренебрежение основными нуждами ребенка.

Изучение особенностей родителей, которые жестоко обращались со своими детьми, показало, что, действительно, среди них чаще, чем в общей популяции, встречаются психические заболевания. У них имеется ряд психологических, поведенческих или личностных особенностей: импульсивность, низкая самооценка, незрелость, склонность к диктату, агрессивность, зависимость, отгороженность от семьи и друзей, многие испытывали супружеские проблемы. Однако, жестокое обращение с детьми представляет собой гораздо более сложное явление, чем следствие патологии отдельной личности. Выделяют несколько факторов: особенности родителя и ребенка, характер их взаимоотношений, уклад семьи и внутрисемейные проблемы, стрессы, вызванные социально-экономической средой, в которой  проживает семья, и общественными условиями в более широком смысле слова.

Психологические нарушения:

Неудовлетворительная забота о детях, пренебрежение их основными нуждами, любой вид насилия над детьми являются, в конечном итоге, примерами искаженных взаимоотношений между родителями (или людьми, их заменяющими) и детьми, находящимися под их опекой.

Ученые, исследовавшие проблемы жестокого обращения с детьми, и практики, работавшие с пострадавшими и их семьями, обратили внимание на то, что семейное насилие, особенно чад детьми, имеет тенденцию воспроизводиться из поколения в поколение. Примерно 25 % людей, которые подвергались жестокому обращению в детстве, сами, будучи родителями, допускали насилие по отношению к своим собственным детям.

Согласно психоаналитической теории, поведение родителей по отношению к своим детям в значительной степени отражает тот опыт родительско-детских отношений, который они пережили и усвоили во время своего собственного детства. Если, будучи детьми, родители были лишены или недостаточно получали эмоциональной поддержки, значит, у них не было возможности на собственном опыте испытать, что такое любовь, забота, эмпатия.

Теория психологической привязанности ребенка и его матери, разработанная Дж. Боулби и его последователями, помогает понять, как формируются отношения ребенка с матерью. По мнению Боулби, для нормального развития младенец должен получать достаточно тепла и нежности от тех, кто его растит [1].

У младенца привязанность к матери или другому ухаживающему за ним лицу является автоматическим, генетически запрограммированным процессом, необходимым для выживания. Ребенок своим плачем, движениями, мимикой дает информацию о дискомфорте, который он испытывает: голод, мокрые пеленки, боль и т. д.

Реакция матери на эти сигналы, формирование ее привязанности к ребенку не являются генетически запрограммированными, а опосредуются через социально-психологические факторы, к числу которых относятся:

•    чувства к отцу ребенка;

•    самовосприятие;

•    отношение к беременности — была ли она желанной или наоборот;

•    социально-экономический статус;

•    наличие или отсутствие поддержки от семьи;

•    ее собственные ожидания от своего ребенка.

Неудовлетворенные в детстве потребности могут быть перенесены во взрослую жизнь, и влиять на формирование отношений с членами семьи, друзьями и, особенно, с собственными детьми. Пример:

Родители заставляли своих детей (мальчика влет и девочку 10 лет) часами стоять на коленях на рассыпанной на полу гречневой крупе в наказание за малейшую провинность. Мать объясняла это так: «Мои родители так меня воспитывали. Я считаю этот прием очень удачным, так как я боялась этого наказания и старалась не попадаться».

В данном случае мать перенесла собственный детский опыт на своих детей, идентифицировав себя с тем, кто наказывал ее. Наказание для матери связано с родительским авторитетом. Она уверена, что это необходимо для блага детей, хотя в реальности физическое насилие оказывает обратный эффект. Причиной обращения матери к специалистам были проблемы с поведением детей — воровством и уходами из дома у мальчика, а у девочки — неприятие ее сверстниками.

Нарушение структуры и функции семьи:

С неудовлетворенными в детстве потребностями у людей связаны страх, гнев, фрустрация, агрессивность, импульсивность, эпатирующее поведение, с которыми они не научились справляться. Семьи, которые они создают, отражают все проблемы и противоречия, связанные с их личностными особенностями, неумением понимать других членов семьи и строить внутрисемейные отношения. Такие люди чувствуют себя нелюбимыми, нежеланными, несостоятельными родителями. Это еще более усиливает чувство неуверенности в собственных силах, низкую самооценку, неумение не только защитить своих детей, но и даже распознать, что ребенок подвергается насилию, вследствие чего насилие может длиться годами.

Примеры наиболее часто встречающихся нарушений функциональной способности семей, где имеет место насилие над ребенком:

     случаи насилия в отношении ребенка редко бывают единичными, обычно они повторяются многократно и не только по отношению к младшим членам семьи. Как правило, в таких семьях физическое насилие является частью семейных отношений, способом решения возникших проблем. Если глава семьи избивает мать, то чаще всего она или не принимает мер по защите детей, или делает это нерешительно;

     алкоголизм в семье снимает моральные и нравственные запреты на сексуальное насилие в отношении детей, нарушает эмоциональные связи между родителями и детьми;

     нарушенные по разным причинам супружеские отношения в сочетании с отсутствием возможности удовлетворить свои сексуальные потребности вне семьи часто приводят к сексуальному насилию или растлению детей. Ситуацией риска для детей является частая смена сексуальных партнеров у матери, многочисленные повторные браки, совместное проживание бывших супругов или бывших сексуальных партнеров;

     социальная изоляция семей, которая происходит в результате того, что родители, не умеющие поддерживать других, не ждут от окружающих дружбы и поддержки. Они сами избегают связывать себя теплыми отношениями с соседями, друзьями, даже с родственниками. Если такие особенности присущи обоим родителям, то проблема социальной изоляции удваивается, и семья будет отрезана от внешних источников помощи;

     разного рода стрессовые ситуации в семье, вызванные как внешними причинами (потерей работы, природными и другими катастрофами), так и внутрисемейными (смерть или тяжелая болезнь близких) — все это вызывает тревогу, чувство растерянности, неспособности контролировать свою жизнь. Потеря контроля выливается в насилие и пренебрежение по отношению к наименее защищенным членам семьи — детям;

     дисфункциональная семья, в которой родители не выполняют свои функции по отношению к детям, и ребенок берет на себя обязанности матери по отношению к младшим: кормит, моет их, вызывает врача, заботится также и о самой матери. Таким образом, происходит ролевая подмена, либо родители (или один из них) живут своей жизнью, а дети — оказываются предоставленными самим себе.

Социально-экономические факторы:

В семьях, находящихся за чертой бедности, дети могут быть лишены полноценного питания, они могут не иметь красивых игрушек и одежды, как дети из материально обеспеченных семей, им могут быть недоступны некоторые виды медицинской помощи или учеба в привилегированных образовательных учреждениях. В семьях с низким достатком,
наличием безработных членов семьи, дети часто становятся мишенями для выплескивания отрицательных эмоций взрослых — гнева, отчаяния — в виде различных форм насилия. Таким образом, социально-экономические факторы опосредуются через психологический дискомфорт, стресс, агрессию.

По данным зарубежных исследователей, сексуальное и психологическое насилие с одинаковой частотой встречаются как в обеспеченных, так и в бедных семьях. Рост различных проявлений насилия по отношению к детям наблюдается в периоды резких общественных и социально-экономических перемен в обществе [8].

Гораздо важнее другой аспект влияния социальных факторов на частоту насилия в отношении детей: в странах, где есть система социальной поддержки детей и семей, находящихся в кризисных ситуациях, нет выраженной корреляционной связи между ростом социальной напряженности и насилием в отношении детей. То есть доступ семей к таким службам, как охрана материнства и детства, кризисные и семейные центры, службы для оказания помощи, пострадавшим от насилия и др., обеспечивает защиту наиболее уязвимых слоев населения.

Культурные аспекты

Жестокое обращение с детьми может быть связано с практикой воспитания детей, которая существует в данной культуре.

Различные культуры или субкультуры используют разные приемы воспитания детей и допускают разные методы наказания в случаях неприемлемого поведения детей. Эти методы могут передаваться из поколения в поколение, даже если они устарели и не соответствуют современным общественным нормам воспитания. Так, время от времени раздаются призывы вернуться к «исконно русскому средству воспитания детей» — розгам, что вступает в противоречие как с современными тенденциями ненасильственного воспитания детей, основанного на уважении ребенка, как личности, так и с законодательными нормами РФ.

Информация о работе Жестокое обращение с детьми