Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 02:54, курсовая работа
Цель нашей работы: Выявить основные виды жестокого обращения с детьми и основные принципы работы специалистов с данной категорией детей.
Задачи:
1. Рассмотреть определение, причины и последствия жестокого обращения с детьми;
2. Изучить виды насилия и их последствия;
3. Определить основные принципы работы специалистов с детьми, пострадавшими от жестокого обращения и их семьями.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Жестокое обращение с детьми: определение, причины и
последствия.............................................................................................4
Глава 2. Отдельные виды насилия ......................................................................9
2.1. Пренебрежение основными нуждами ребенка .......................................9
2.2. Физическое насилие ..................................................................................10
2.3. Сексуальное насилие ……………...……..................................................13
2.4. Психологическое (эмоциональное) насилие ……….……..………........16
Глава 3. Основные принципы работы с детьми, пострадавшими от
жестокого обращения и насилия и их семьями…………………………..........19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………25
Глава 3. Основные принципы работы с детьми,
пострадавшими от жестокого обращения и насилия,
и их семьями
Рассмотрим основные принципы работы с ребенком — жертвой жестокого обращения и насилия.
1. У детей и подростков есть собственные права. Специалисты, работающие с детьми, должны руководствоваться Конвенцией о правах ребенка, законами Российской Федерации (Семейным и Уголовным кодексами). Дети зависимы от родителей или опекунов, они не в состоянии самостоятельно защитить свои права, если по отношению к ним совершаются насильственные действия, поэтому они нуждаются в защите и поддержке специалистов различных профессий: педагогов, психологов, медиков, юристов. Дети имеют право на жизнь, свободную от насилия. Они имеют право получить помощь и поддержку от государства в случае, если насилие произошло. Дети имеют право на то, чтобы с ними советовались, учитывали их возраст, мнение, чувства и переживания.
2. Взрослые несут ответственность за реализацию на практике прав детей. В случаях противоречия между интересами родителей и ребенка, специалист должен отдавать приоритет интересам ребенка, однако при этом необходимо выяснить и учитывать мнение родителей. Родители имеют право на помощь и поддержку государства в воспитании своих детей независимо от того, смогут ли они, по мнению специалистов, заботиться о своих детях в будущем, или нет.
3. Обеспечение безопасности ребенка и недопущение повторения насилия является первым долгом специалиста, который столкнулся с ребенком, пострадавшим от жестокого обращения. Для этого ему необходимо владеть всей информацией о ситуации, в которой оказался ребенок.
4. Все действия специалистов должны быть основаны на тщательном анализе максимально полной информации о случившимся. Используйте все возможные источники для ее получения: беседу с ребенком, родителями (даже с теми, кто подозревается в совершении насилия), прародителями, другими родственниками. Обратитесь в образовательное учреждение, которое посещает ребенок. Отделяйте факты от слухов и сплетен. Возможно, что информация, полученная на начальном этапе работы, окажется неточной, но это не значит, что к человеку, обратившемуся к вам за помощью в связи с насилием над ребенком, или к самому ребенку, вы должны проявлять недоверие и скептицизм.
5. Конфиденциальность – это важнейший принцип работы по защите прав детей. Специалист соблюдает конфиденциальность до тех пор, пока это не противоречит интересам ребенка. Любая информация о семье и самом ребенке может быть разглашена, т. е. сообщена в органы опеки, внутренних дел или здравоохранения, если того требует необходимость обеспечения безопасности ребенка. В некоторых случаях сохранение конфиденциальности будет равносильно укрывательству факта насилия и преступления против ребенка. В зависимости от обстоятельств насилия и даже вопреки желаниям самого ребенка, специалист должен передать информацию о случившемся в соответствующие органы и учреждения (см. главу 3), а также сам принять меры для защиты ребенка. При этом ребенку необходимо объяснить, почему вы так поступаете и раскрываете его «секрет». Дайте ребенку понять, что он будет получать информацию о дальнейшем ходе событий и может влиять на ситуацию.
6. Работающий со случаями насилия над детьми специалист не может брать всю ответственность на себя, а должен обращаться за помощью к коллегам, консультироваться с медицинскими работниками, при необходимости обращаться в органы опеки и попечительства или правоохранительные органы.
7. В работе по защите детей неизбежно приходится пользоваться властью. Многие специалисты, сочувствующие пострадавшему ребенку, испытывают неловкость от необходимости применить власть в работе с семьями из группы риска. Однако педагоги знают, что процесс воспитания включает в себя как приятную, так и неприятную для воспитанника сторону: приятная сторона — это забота (похвала, сочувствие, совет), а неприятная — это проявление власти (наказание). Применение власти и использование авторитета в данном случае означает не возбуждение уголовного дела, а разъяснение родителям прав ребенка, обязанностей родителей по его воспитанию и обязанностей специалиста по защите прав ребенка. Вместе с тем злоупотребление властью недопустимо [5; 6; 8].
Что следует знать и уметь специалисту для оказания помощи ребенку, пострадавшему от насилия:
1. Свои должностные права и обязанности, права, которые вы можете использовать для защиты интересов ребенка;
2. Законы о защите прав ребенка;
3. Возможности, имеющиеся в других организациях, куда вы можете обратиться для защиты ребенка (правоохранительные органы и органы опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации);
4. Какие учреждения оказывают медицинскую и психологическую помощь детям;
5. Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения;
6. Свои собственные сильные и слабые стороны. Насилие над ребенком — это эмоционально очень сложная проблема, для решения которой требуется устранить конфликт интересов ребенка и его родителей. Кроме того, специалисту приходится находить оптимальное соотношение между оказанием поддержки и применением своей власти, т. е. между чуткостью и требовательностью.
Необходимые умения и навыки:
1. Уметь оказывать помощь и пользоваться предоставленными законом правами.
2. Устанавливать контакт и общаться с детьми, знать их интересы (особенно это касается подростков).
3. Уметь провести исследование ситуации, т. е. уметь собрать информацию. Для сбора информации требуется провести целенаправленную беседу с ребенком, его родителями или лицами, их заменяющими, его прародителями и учителями.
4. Быть честным с семьей относительно причины проводимой беседы с родителями и цели изучения домашней ситуации. Задача специалиста — установить доверительные отношения с семьей и оказать ей помощь. Работа с семьей из групп риска требует настойчивости, общительности и умения завоевывать авторитет.
5. Уметь внимательно слушать, а также понимать скрытый смысл слов собеседника по его жестикуляции и выражению лица.
6. Уметь обсуждать с руководителем план работы, свою точку зрения по поводу конкретных случаев.
Основная задача специалиста, работающего с детьми, подвергшимися жестокому обращению, — это помочь прекратить насилие и не допустить его повторения. Для этого необходимо провести подготовительную работу. Специалисту необходимо установить контакт с родителями и объяснять им свои действия. Следует честно и откровенно разъяснить родителям, что является поводом для беспокойства специалиста и почему с ними проводится беседа.
В начале работы специалист должен:
1. Собрать информацию о случившемся
2. Оценить объективность и полноту имеющейся информации.
3. Обеспечить безопасность ребенка.
4. Составить план работы с семьей.
Сведения о насилии в семье надо собирать максимально подробно и максимально объективно, поэтому специалист не может ограничиться информацией только из одного источника, какой бы достоверной и полной она ни казалась. Во время сбора информации специалист должен обращать внимание не только на то, что ему рассказывают, но и на то, как ему рассказывают. Нередко особенности поведения собеседника, характер эмоциональной реакции на вопросы оказываются более информативными, чем сами ответы. Сведения о насилии и семье, в которой оно произошло, могут быть получены из следующих источников:
• рассказ ребенка (беседа с ребенком является обязательным этапом сбора информации);
• беседа с родителями и членами семьи;
• беседа с родственниками и соседями.
Заинтересованность этих лиц, естественно, сказывается на полноте и достоверности сообщенных ими сведений, поэтому особое значение для специалиста имеют объективные источники информации. Объективными источниками информации являются:
• медицинская документация и результаты медицинского освидетельствования ребенка;
• результаты психологического тестирования самого ребенка и членов его семьи;
• педагогическая характеристика ребенка, беседа с работавшими с ним специалистами (врачи, учителя, воспитатели).
После сбора всей этой информации ее необходимо проанализировать для выявления пробелов и противоречий. Только когда эти пробелы и противоречия будут выявлены и устранены с помощью получения дополнительных сведений, специалист может быть уверен, что он имеет достоверную и полную картину произошедшего.
Обеспечение безопасности ребенка является важнейшей задачей специалиста, но выполнить ее он может, только получив необходимые сведения. После сбора информации следует проанализировать ее для выявления критериев опасности оставления ребенка в семье. Ниже приведены наиболее значительные из них:
• характер перенесенного насилия — чем тяжелее насилие, тем большей опасности будет подвергаться ребенок, если останется в семье;
• неоднократность насилия свидетельствует о высокой вероятности его повторения;
• возраст ребенка: чем младше ребенок, тем выше вероятность повторения насилия;
• готовность семьи к сотрудничеству, ее открытость: чем меньше семья стремится к сотрудничеству, чем меньше родители сознают негативные последствия своего поведения, тем опаснее оставлять ребенка в семье;
• наличие в семье поддерживающего взрослого, который правильно понимает ситуацию и может прийти ребенку на помощь, существенно снижает риск насилия над ребенком;
• психическое состояние родителей: наличие у одного из родителей серьезного психического заболевания, включая тяжелый алкоголизм и наркоманию, делает ситуацию в семье непрогнозируемой и опасной для ребенка.
Если специалист в результате анализа приходит к заключению, что оставаться в семье опасно для жизни и здоровья ребенка, он совместно с компетентными службами (органы опеки и внутренних дел) должен принять меры по изъятию ребенка из семьи или изоляции родителя-насильника.
Заключительным этапом сбора и анализа информации о случае жестокого обращения с ребенком и изучения его семьи является составление плана дальнейшей работы, если в этом есть необходимость. Однако, деление работы с семьей на этапы оценки, планирования и коррекции достаточно условно. Сбор информации о случившемся, изучение состояния пострадавшего ребенка и его семьи, беседы с родителями проводятся по определенному плану. Специалист всегда должен хорошо понимать, что и зачем он делает, каковы будут его дальнейшие действия. В процессе работы специалист постоянно оценивает состояние семьи, произошедшие в ней изменения, существующую угрозу безопасности ребенка, причем не следует ограничивать понимание безопасности только ее физическими аспектами.
К безопасности ребенка следует отнести наличие условий, необходимых для его нормального развития. Дети с хроническими заболеваниями, отстающие в развитии, должны получать необходимую медицинскую помощь. Любая форма насилия вызывает у ребенка психологические и поведенческие нарушения, поэтому все дети — жертвы насилия нуждаются в реабилитации и психотерапии. Эти мероприятия крайне важны для профилактики насилия, поскольку только они позволяют предотвратить виктимизацию ребенка — превращение его в вечную жертву. Не менее важным является устранение повышенной агрессивности и девиации поведения, которые могут привести к превращению жертвы в насильника. Отношения между членами семей, в которых дети страдают от жестокого обращения, глубоко нарушены, поэтому нормализация функционирования семьи является важной задачей терапевтического процесса. Кроме того, большинству родителей из таких семей необходима индивидуальная помощь и социальная поддержка, без оказания которой нельзя ожидать позитивных изменений в их поведении [].
Таким образом, при планировании терапевтической работы с семьей необходимо учитывать следующие основные задачи терапевтического процесса:
• обеспечение безопасности ребенка;
• терапевтическая работа по преодолению последствий жестокого обращения с ребенком или пренебрежения его основными нуждами;
создание условий для оптимального развития ребенка;
улучшение внутрисемейных отношений и повышение функциональной способности семьи;
индивидуальная помощь родителям.
Заключение
Мы рассмотрели определение жестокого обращения и пренебрежения основными нуждами ребенка, учитывая современные подходы в научной литературе. Выделили четыре основных вида жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое и пренебрежение основными нуждами ребенка. Выявили причины возникновения насилия в семье: психологические нарушения, нарушения структуры и функции семьи, социально-экономические факторы, культурные аспекты. Также мы установили последствия жестокого обращения с ребенком, которые заключаются в получении им психологической травмы – нарушение психологического, эмоционального, когнитивного и социального функционирования ребенка, вызванные действиями родителей или лиц их заменяющих. В конечном итоге это приводит к алкоголизации, наркомании, занятиям проституцией, делинквентному поведению, нарушению половой ориентации, проблемам в создании собственной семьи, неспособности добиться успехов в карьере.
Мы определили основные принципы и алгоритм работы специалиста с детьми, пострадавшими от жестокого обращения, и их семьями. Специалисты, работающие с такой категорией детей, должны знать и руководствоваться в своей работе Конвенцией ООН «О правах ребенка», Уголовным и Семейным кодексом РФ, Федеральными законами по защите детей; взаимодействовать с различными учреждениями и специалистами при оказании помощи несовершеннолетним; обеспечивать полную безопасность ребенка; проводить консультационную и терапевтическую работу с семьей ребенка. Поэтому очень важно, выявив основные виды жестокого обращения с детьми и их последствия, опираясь на основные принципы работы с данной категорией детей, умело организовать коррекционную работу по устранению этих последствий у ребенка. Это будет играть важную роль в развитии личности пострадавшего ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально-трудовой адаптации в будущем.