Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 02:54, курсовая работа
Цель нашей работы: Выявить основные виды жестокого обращения с детьми и основные принципы работы специалистов с данной категорией детей.
Задачи:
1. Рассмотреть определение, причины и последствия жестокого обращения с детьми;
2. Изучить виды насилия и их последствия;
3. Определить основные принципы работы специалистов с детьми, пострадавшими от жестокого обращения и их семьями.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Жестокое обращение с детьми: определение, причины и
последствия.............................................................................................4
Глава 2. Отдельные виды насилия ......................................................................9
2.1. Пренебрежение основными нуждами ребенка .......................................9
2.2. Физическое насилие ..................................................................................10
2.3. Сексуальное насилие ……………...……..................................................13
2.4. Психологическое (эмоциональное) насилие ……….……..………........16
Глава 3. Основные принципы работы с детьми, пострадавшими от
жестокого обращения и насилия и их семьями…………………………..........19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………25
2.3. Сексуальное насилие
Сексуальное насилие или развращение — это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые акты сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. В результате таких действий наносится вред физическому и психическому здоровью ребенка, его психосексуальному развитию и появляются отклонения в поведении, затрудняющие социальную адаптацию [2].
Для решения вопроса о том, было ли сексуальное насилие или сексуальное злоупотребление в отношении ребенка или нет, не имеет значения согласие самого ребенка на сексуальные действия со взрослым, поскольку ребенок находится в зависимом от взрослого положении, а также не может понимать значения этих действий и дать им оценку. Кроме того, насильник мог использовать угрозы или шантаж для достижения своих целей. Чаще всего внесемейное сексуальное насилие носит характер изнасилования, сопровождается физическим нападением, угрозами, жертвами становятся более старшие дети. Внутрисемейное сексуальное насилие имеет хронический характер, длится иногда годами ребенок втягивается в него постепенно, возраст жертв меньше, чем при внесемейном.
Р. Саммит предложил назвать процесс вовлечения ребенка в сексуальную активность синдромом аккомодации, который включает пять стадий:
1 стадия — секретность, когда от ребенка с помощью обмана, шантажа, угроз, подкупа, требуют сохранения секретности «особых» отношений с насильником.
2 стадия — беспомощность: дети не в силах остановить происходящее, т. к. насильник обладает властью.
3 стадия — приспособление: не находя выхода, ребенок старается психологически приспособиться к тому, что с ним происходит.
4 стадия — попытка признания или раскрытия, когда ребенок пытается сказать кому-либо из близких взрослых, но ему не верят. Чаще всего раскрытие происходит случайно, или насильник уходит из семьи и ребенок чувствует себя в безопасности, либо инициаторами являются родители приятеля ребенка.
5 стадия — отступление, когда после раскрытия ребенок под давлением взрослых или других обстоятельств отрекается от своих слов.
Жертвами сексуального насилия могут быть дети любого возраста: примерно 25 % находятся в возрасте от 0 до 5 лет, 35 % - от 6 до 11 лет и 40 % - от 12 до 17 лет [6].
Имеющиеся статистические данные говорят о том, что чаще страдают девочки, но, учитывая секретность, окружающую эту форму насилия, можно предположить, что случаи сексуального насилия мальчиков реже выходят на поверхность.
Выявление сексуального насилия часто бывает затруднено, т. к. в большинстве случаев оно не оставляет физических симптомов или признаков, а если даже они и имеются, то не являются специфическими только для сексуального насилия. Поэтому при диагностике этой формы жестокого обращения с детьми следует рассматривать все факторы в комплексе, обращая особое внимание на психологические последствия, а также на рассказ ребенка.
К физическим индикаторам сексуального насилия относятся следующие травмы и расстройства:
повреждения генитальной, анальной областей в виде кровоподтеков (синяков), ссадин, припухлостей, разрывов, пигментации, кровотечений, нарушения целостности девственной плевы;
«зияние» ануса;
заболевания, передающиеся половым путем, начиная от банальных вульвовагинитов и кончая сифилисом. Поданным Центра «ОЗОН», у 60 % детей в возрасте от 3,5 до 18 лет, проходивших обследования в связи с подозрением на сексуальное насилие, имелись болезни, передаваемые половым путем (БППП);
инфекции мочевыводящих путей;
беременность;
энурез и/или энкопрез (недержание мочи и кала);
нервно-психические расстройства;
психосоматические болезни (необъяснимые хронические боли внизу живота, дерматиты и др.) [6].
Психологические последствия сексуального насилия можно разделить на: эмоциональные расстройства, проблемы поведения, нарушения межличностных отношений и расстройства когнитивной сферы.
Эмоциональные расстройства включают беспокойство и страх, поскольку сам факт насилия является событием, угрожающим безопасности ребенка. Страх часто провоцируется обстоятельствами, связанными с насилием, например, боязнь темноты или паника при виде людей, внешне напоминающих насильника.
Гнев также является частым последствием сексуального насилия у детей. Поскольку ребенку трудно выразить гнев в словесной форме, он проявляется в неадекватном поведении: необъяснимых приступах ярости, агрессии, направленной как на других людей или животных, так и на себя (самодеструктивное поведение). Хотя такое поведение является криком о помощи, как правило, оно осуждается окружающими и приводит к еще большей изоляции пострадавшего.
У старших по возрасту детей наблюдаются депрессивные состояния.
Когнитивные расстройства проявляются в виде низкой самооценки, идей самообвинения, восприятия себя как уродливого, беспомощного. Люди делают выводы о себе и об окружающем их мире на основании того, чему они научились в детстве. Если пережитый опыт был связан с сексуальным насилием, то заключение о себе и восприятие самого себя у ребенка будут основаны на переоценке всего негативного и недооценке собственной ценности.
Нарушения поведения. Наиболее специфичным для перенесенного сексуального насилия следует считать так называемое сексуализированное поведение, являющееся следствием травматической сексуализации, когда психосексуальное развитие ребенка под влиянием неадекватной стимуляции идет по дисфункциональному пути. Ребенок начинает преувеличивать значение сексуальных аспектов человеческих отношений.
Различают три степени тяжести сексуализированного поведения:
1 степень — дети демонстрируют повышенную осведомленность, проявляют большой интерес к сексуальным вопросам (сексуальная озабоченность);
2 степень — дети совершают сексуальные действия, направленные на себя: мастурбация, демонстрация половых органов и т. п.;
3 степень — дети вовлекают в сексуальные отношения других детей или взрослых.
Следствием ранней сексуализации могут быть такие отклонения в поведении, как беспорядочные половые связи (промискуитет), проституция.
Из других нарушений поведения у детей, перенесших сексуальное насилие, следует отметить агрессивность, побеги из дома, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, криминальную активность.
Нарушение межличностных отношений. Как следствие предательства взрослых, у ребенка, пережившего сексуальное насилие, отсутствует доверие к другим людям, поэтому он не имеет друзей. Иногда, напротив, ребенок становится чрезмерно зависимым от других. Он чувствует себя не похожим на окружающих его сверстников. У мальчиков, ставших жертвой сексуального насилия, могут возникнуть затруднения с половой идентификацией. Часто они идентифицируют себя с
насильником, и причиной насильственного вовлечения ими других детей в сексуальные отношения является стремление к власти и контролю над ситуацией, а не желание получить сексуальное удовлетворение.
2.4. Психологическое (эмоциональное) насилие
Под эмоциональным (психологическим) насилием понимается однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение родителей и лиц, их заменяющих, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и социализацию.
Существует множество проявлений психического или эмоционального насилия, которые по предложению Дж. Гарбари объединяют в пять основных форм:
1. Игнорирование:
лишение ребенка необходимой эмоциональной стимуляции и эмпатии;
пренебрежение его потребностью в безопасном окружении, стремлении быть ближе к родителям, общаться с ними, получать от них поддержку;
отсутствие проявлений привязанности, любви и заботы о ребенке со стороны родителей или лиц, их заменяющих.
2. Отвержение:
предъявление чрезмерных требований к ребенку, невыполнимых в силу его возраста и возможностей;
открытое неприятие, постоянная критика ребенка, употребление негативных сравнений;
публичное унижение, подчеркивание его недостатков.
3. Угрозы, терроризация:
угроза избить, совершить насилие над ребенком или над теми, кого он любит;
обзывание, в том числе бранными словами;
оскорбление, унижение его достоинства.
4. Изолирование:
установление ограничений на контакты ребенка со сверстниками, родственниками или другими значимыми для него людьми;
запрет или ограничение на выход из дома (например, не пускают в школу, переводят на домашнее обучение без достаточных на то оснований).
5. Развращение:
побуждение к антисоциальному поведению (воровству, проституции, попрошайничеству);
вовлечение в употребление наркотиков, алкоголя;
поощрение саморазрушающего поведения.
Психологическое насилие может происходить внутри семьи, в образовательном и другом учреждении (так называемое институциональное насилие) [1].
К группе риска по эмоциональному или психологическому насилию относятся нежеланные дети - от незапланированной или нежеланной беременности; похожие на нелюбимых родственников; дети, страдающие хроническими заболеваниями, особенно врожденными и дети-инвалиды; дети, родившиеся недоношенными или имевшие при рождении низкую массу тела; дети с повышенной двигательной активностью и другими особенностями поведения.
Многие исследователи установили связь между психологическим насилием, если оно началось в раннем возрасте, и задержкой умственного развития детей. Отсутствие эмоциональной стимуляции и поддержки ребенка, враждебное поведение родителей нарушают эмоциональное, когнитивное, поведенческое и физическое функционирование ребенка. Имеется даже понятие «психологическая карликовость» (профессор Касаткина Э.), когда ребенок, растущий в неблагоприятных для него психологических условиях, сильно отстает в росте и имеет задержку психического развития.
Для детей, которых родители часто ругают, грубо обзывают, характерен высокий уровень агрессии, наличие межличностных проблем и отклонений в поведении. Такие особенности детей мешают их социальной адаптации, вызывают неприятие и даже отвержение со стороны сверстников и взрослых. В результате дети вынуждены часто менять образовательные учреждения, но нигде не уживаются.
Постоянные критика и оскорбления приводят к тому, что ребенок начинает считать, что он хуже всех, что он не заслуживает хорошего отношения родителей или других взрослых, не достоин их любви. Уровень его самоуважения значительно снижен, формируется низкая самооценка — т. е. «комплекс неполноценности». Такие дети, приспосабливаясь к ситуации, вырабатывают различные способы поведения — от склонности к уединению, чрезвычайной зависимости и подчиняемости другим, до агрессии и антисоциального поведения.
Угрозы и запугивание, унижения со стороны родителей вызывают беспокойство и страх, подавляют самостоятельность ребенка, в большинстве случаев у детей развиваются психосоматические болезни (бронхиальная астма, дерматит и др.).
Было показано, что одни и те же проявления эмоционального или психологического насилия со стороны родителей вызывают различные последствия в зависимости от возраста детей. Старшие дети находятся в более благоприятных условиях, так как они могут быть компенсированы в эмоциональном плане, общаясь со сверстниками, учителями и другими значимыми для них взрослыми.
Для: детей раннего возраста (до 3-х лет), подвергающихся психологическому насилию, характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец, раскачиваться.
Для младших школьников характерны трудности обучения, отсутствие навыков общения, что вызывает отвержение их сверстниками, плохие социальные навыки, жестокость к животным, нарушения поведения.
У детей препубертатного периода наблюдаются расстройства аппетита в виде булимии, уходы из дома, девиантное (делинквентное) поведение, хроническая неуспеваемость, неврозы.
В пубертатном периоде на первый план выходят агрессивность и саморазрушающее поведение, отмечается низкая самооценка, психосоматические заболевания.
Психологическое насилие над ребенком, как правило, выявляется в ходе работы с семьей, обратившейся по поводу различных проблем поведения ребенка, например, воровства, а также плохой успеваемости и других причин. Часто родители не подозревают об истинной причине нарушений поведения ребенка, не задумываются о том, правильно ли они себя ведут по отношению к нему. Поэтому первоочередной задачей специалиста (социального педагога, психолога) является проведение диагностического обследования не только ребенка, но и всей семьи с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений. Среди этих причин могут быть домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания, которые потребуют принятия экстренных мер по обеспечению безопасных условий жизни ребенка. С другой стороны, причиной эмоционального насилия может быть отсутствие эффективных навыков воспитания и общения с ребенком, — такие родители готовы идти на сотрудничество со специалистами, выражают желание научиться правильно общаться с детьми.