Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 05:46, курсовая работа
АКТУАЛЬНОСТЬ исследования определяется не разработанностью в Российском уголовном праве такой важной проблемы, как должностные преступления. В связи с этим решающее значение приобретает вопрос о совершенствовании действующего Уголовного кодекса и деятельности Российского государства по защите интересов населения.
Командир, начальник независимо от занимаемой должности обязан в пределах своей компетенции решительно и умело пользоваться предоставленной ему властью, направлять усилия подчиненных на выполнение своих обязанностей. В случае неповиновения или сопротивления подчиненных, например, устав обязывает начальника принять для восстановления порядка все необходимые меры принуждения, вплоть до ареста виновных и привлечения к уголовной ответственности. В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, когда действия неповинующегося явно направлены к измене Роине, к срыву выполнения боевой задачи или создают реальную угрозу жизни начальника или других лиц, устав дает право начальнику применить оружие. Начальник, не принявший надлежащих мер для восстановления порядка и дисциплины, несет за это ответственность.
Не может быть вменено в вину начальнику несовершение действий, которые не входят в круг его служебных обязанностей.
Для признания злоупотребления
властью или служебным
Под систематичностью понимается многократность противоправных действий, то есть совершение их не менее трех раз.
Корыстные побуждения предполагают извлечение незаконной выгоды имущественного характера. В отличие от хищения путем злоупотребления служебным положением, предусмотренным ст 92 УК РСФСР, корысть при должностных преступлениях состоит во “временном позаимствовании” имущества в свою пользу третьих лиц, либо в сокрытии недостачи материальных ценностей путем использования своего служебного положения, либо в незаконном освобождении себя или других лиц от уплаты налогов, иных видов задолженности государству или отдельным гражданам. Практике известны случаи, например, умышленной выдачи лицом справок на получение имущественных льгот родственникам или знакомым, которые законного права на это не имеют. Корыстным злоупотреблением будет также факт покупки начальником учреждения в подведомственном ему складе дефицитных деталей для личного автомобиля с оплатой их стоимости через соответствующий финорган не по розничным, а по государственным ценам.
Иная личная заинтересованность охватывает широкий круг протворечащих интересам службы побуждений должностного должностного лица неимущественного характера. Мотивы здесь могут быть самыми разнообразными: это карьеризм (например, стремление добиться незаслуженного продвижения по службе или поощрения), зависть и месть,влекущие протвозаконное ущемление прав и интересов других граждан. Главный отличительный признак такого рода побуждений – удовлетворение личных интересов вопреки интересам служебным.
Наличие или отсутствие существенного вреда в каждом конкретном случае определяется компетентным органом при анализе им совершенного должностным лицом правонарушения. При этом принимается во внимание вред, причиненный не только государству и общественным организациям, но и охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан. Существенный вред может заключасться в выводе из строя дорогостоящей техники, в срыве выполнения задачи (например, по перехвату нарушителя воздушного пространства России), в увечье или гибели людей.
За совершение этих должностных преступлений согласно п.”А” ст.24 Закона воинское должностное лицо наказывается лишением свободы на срок до 5 лет. Те же деяния, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет. Если же они совершены в военное время или в боевой обстановке, то виновные наказываются лишением свободы на срок от 5 до 15 лет или смертной казнью.1
Входе реализаций
положений Закона РФ от 21 января
1993 г. “Остатусе военнослужащих”
важное значение приобретает
соблюдение гарантированных
Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ (утвержден Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г.) за совершение грубых дисциплинарных проступков предусматривает наложение ареста с содержанием на гаупвахте военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, до 7 суток, а на проходящих военную службу по призыву – до 10 суток. Прапорщики и мичманы могут быть подвергнуты аресту с содержанием на гаупвахте до 5 суток. Правом наложения дисциплинарного ареста наделены воинские должностные лица от командира роты и выше.
Кроме того, в соответствии
с Уставом гарнизонной и
Дисциплинарный устав предуматривает перечень грубых дисциплинарных проступков военнослужащих, за которые указанные категории военнослужащих могут быть подвергнуты аресту с содержанием на гаупвахте, а также порядок исполнения ареста. Между тем согласно ст. 22 Конституции РФ арест допускается только по судебному решению. При этом в Конституции не содержится никаких исключений, относящихся к указанной конституционной гарантии в отношении военнослужащих и к их аресту, налагаемому в дисциплинарном порядке.
Конституцией РФ предусмотрен
прежний порядок ареста только в
отношении применения его к гражданам,
в том числе и к военнослужащим
Арестованные солдаты,
матросы,сержанты и старшины в соответствии
с Уставом гарнизонной и
Анализ положений ст.ст.
32, 304 и 305 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях
Анализ практики применения дисциплинарного ареста свидетельствует о том, что во многих случаях он налагается без какого-либо разбирательства. Имеют место случаи, когда за один и тот же проступок накладываются и другие дисциплинарные взыскания. Не соблюдаются требования о том, что арест с содержанием на гаупвахте является одной из крайних мер воздействия и применения в случаях совершения военнослужащими грубого дисциплинарного проступка, когда другие меры, принятые командиром (начальником), оказались безрезультатными. Нередки случаи, когда командиры прибегали к аресту без достаточных к тому оснований.
Только на Балтийском флоте ежегодно в среднем подвергаются аресту в дисциплинарном порядке до 5 тыс. военнослужащих. Военными прокуратурами флота ежегодно устанавливаются многочисленные случаи нарушения порядка применения дисциплинарного ареста военнослужащих и их содержания на гаупвахте.
Российская Федерация присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Согласно ст.5 Конвенции содержание лица под стражей признается законныи только на основании решения компетентного суда. При этом каждый арестованный должен незамедлительно доставляться к судье или к другому должностному лицу, уполномоченному законом осуществлять судебные функции и имеющему право на судебное разбирательство. Каждый, кто лишенсвободы путем ареста, имеет право на разбирательство, в ходе которого суд решает вопрос о законности его задержания.
Однако Федеральным законом от 30 марта 1998 года о ратификации Конвенции предусмотрено, сто не имеется препятствий для применения положений законодательства Российской Федерации, основанных на п.2 ст.26 Закона РФ от 22 января 1993 года “О статусе военнослужащих ( в настоящ6ее время ст. 28 Федерального закона “О статусе военнослужащих” принятого 27 мая 1998 года), ст.ст.51-53 и 62 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, , устанавливающих арест с содержанием на гаупвахте в качестве меры дисциплинарного взыскания, налагаемого на военнослужащих во внесудебном порядке.
В соответствии с этим Законом срок действия указанных норм ограничен периодом, который потребуется для внесения в законодательство Россиийской Федерации изменений, полностью устраняющих несоответствия данных положений Конвенции26.
С момента принятия Закона прошло более двух лет, однако Федеральным собранием никаких мер законодательного характера не принимается, в силу чего конституционные
Права и свободы военнослужащих продолжают грубо нарушаться.
Представляется, что основания, процессуальный порядок наложения дисциплинарного ареста на военнослужащих, а также порядок производства по исполнению постановления о дисциплинарном аресте военнослужащих должны быть определены законом, для чего предлагается разрабатывать и принять федеральный закон о дисциплинарном аресте военнослужащих.
В нем должны найти закрепление: понятие дисциплинарного ареста военнослужащих; основания и процессуальный порядок его наложения; перечень дисциплинарных поступков военнослужащих, за которые они могут быть подвергнуты дисциплинарному аресту; сроки ареста; порядок приведения в исполненияе и отбывания его, а также процессуальные основания и порядок обжалования решения суда по применению дисциплинарного ареста к военнослужащим и процессуальный порядок рассмотрения таких жалоб.27
До принятия такого закона возникает вопрос о том, как быть в случае обжалования в военный суд военнослужащими действий воинских должностных лиц о наложении на них дисциплинарного ареста. Как отмечалось, ст. 22 Конституции РФ предусматривает применение ареста только по судебному решению. Заключительная часть и переходные положения Конституции РФ устанавливают сохранение прежнего порядка ареста только в отношении применения его к гражданам, в том числе к военнослужащим, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, т.е. в отношении подозреваемых или обвиняемых. Исходя из этого, следует прийти к выводу, что в соответствии с Конституцией РФ дисциплинарный арест к военнослужащим должен применяться только по судебному решению.
Представляется, что военные суды в случае обращения военнослужащих с жалобами на действия воинских должностных лиц по наложению на них дисциплинарного ареста должны руководствоваться положениями ч.1 ст.15 Конституции РФ, согласнокоторой Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие, а законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции страны.28
Следует признать, что как положения Дисциплинарного устава, Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, предусматривающие внесудебный порядок наложения на военнослужащих дисциплинарного ареста, так и Федерального закона “О ратификации Конвенции о защите прав и основных свобод и протоколов к ней”, согласно которым сохраняется прежний порядок наложения на военнослужащих дисциплинарного ареста, противоречат Конституции РФ, а значит, не подлежат применению.
К тому же Верховный Суд РФ в п. 1 постановления от 31 октября 1995 г. “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия” разъяснил, что в соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием.
Поэтому военный суд обязан в установленном законом порядке принять к своему производству и рассмотреть по существу жалобу военнослужащего на действия воинского должностного лица и, разрешая дело о законности наложения на военнослужащего дисциплинарного ареста, должен применить непосредственно положения Конституции РФ и признать действия воинского должностного лица о наложении им во внесудебном порядке на военнослужащего дисциплинарного ареста незаконным.