Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 05:46, курсовая работа
АКТУАЛЬНОСТЬ исследования определяется не разработанностью в Российском уголовном праве такой важной проблемы, как должностные преступления. В связи с этим решающее значение приобретает вопрос о совершенствовании действующего Уголовного кодекса и деятельности Российского государства по защите интересов населения.
Объективная сторона нарушения законодательства об охране труда состоит в невыполнении или нарушении требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации (в Правилах и инструкциях по охране труда, правилах безопасности, санитарных правилах, санитарных нормах и др.) обязательных для исполнения организациями всех форм собственности при осуществлении ими любых видов деятельности.
Привлечение к административной ответственности осуществляется за нарушение конкретных требований охраны труда, выявленных в процессе надзора и контроля за соблюдением таких требований.
Субъектом правонарушения
может быть только должностное лицо
- лицо, наделенное правом совершать
в пределах своей компетенции действия организационно-
Нарушение требований охраны труда должностным лицом может выражаться как в нарушении своими собственными действиями установленных правил, так и в даче подчиненным указаний, идущих вразрез с правилами (инструкциями) по охране труда, а также за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными им лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.
Таким образом к административной ответственности может быть привлечен как непосредственный организатор работ (мастер, начальник участка), так и должностные лица, обязанные обеспечивать безопасность труда (начальник цеха, главный инженер организации) или одновременно те и другие.
С субъективной стороны нарушение законодательства об охране труда может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания в соответствии со ст. 210 КоАП вправе:
руководители государственных инспекций труда за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда - штраф в размере до ста минимальных размеров оплаты труда;
государственные инспектора по охране труда за нарушения законодательства Российской Федерации об охране труда - штраф в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;
государственные правовые инспектора труда за нарушения законодательства Российской Федерации о труде - штраф в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (К числу административных правонарушений, которые могут рассматриваться государственными инспекциями труда ст. 210 КоАП относит также административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 411 - 414 КоАП, однако автор их не касается, поскольку данный вопрос выходит за пределы темы настоящей статьи.).
Привлечение к административной ответственности органами Госгортехнадзора России на подконтрольных им объектах в случаях нарушения правил безопасного ведения работ. Госгортехнадзор России и его местные органы осуществляют государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.
Функции Госгортехнадзора России определены Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 1993 г.43
К названному Положению прилагается Перечень предприятий (организаций), производств, объектов и работ, надзор за которыми осуществляют органы Федерального горного и промышленного надзора России.
В соответствии с данным Положением Госгортехнадзор России осуществляет государственное регулирование и надзор на территории Российской Федерации через образуемые им региональные органы (округа). Госгортехнадзор России и подведомственные ему органы составляют единую систему федерального и промышленного надзора.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (СЗ РФ, 1997, № 30, ст. 3588.) на Госгортехнадзор России дополнительно возложено осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных и надзорных функций в области промышленной безопасности (См. постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1997 г. "О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности" - СЗ РФ, 1998, № 30, ст. 3775).
Должностные лица Госгортехнадзора
России, специально уполномоченные в
области промышленной безопасности,
при исполнении своих служебных обязанностей вправе выдавать организациям,
эксплуатирующим опасные производственные
объекты, предписания о приостановке работ,
ведущихся с нарушением требований промышленной
безопасности, при необходимости опечатывать
опасные производственные объекты, помещения
на указанных объектах или технические
устройства, применяемые на производственных
объектах, привлекать к административной
ответственности в установленном порядке
лиц, виновных в нарушениях требований
промышленной безопасности, а также направлять
в правоохранительные органы материалы
о привлечении указанных лиц к уголовной
ответственности и др. (ст. 16 Федерального
закона "О промышленной безопасности
опасных производственных объектов").
Привлечение лиц, виновных в нарушении
требований безопасности к административной
ответственности в отраслях промышленности
и на объектах, подконтрольных органам
Госгортехнадзора, может иметь место за
неоднократное нарушение должностными
лицами правил, норм и инструкций по безопасному
ведению работ и выражается в наложении
штрафа в установленных размерах (ст. 88
КоАП).
Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов Госгортехнадзора за нарушения правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных органам Госгортехнадзора России, вправе:
руководитель федерального органа Госгортехнадзора России и его заместители - штраф до 1/2 минимального размера оплаты труда;
начальники управления и округов государственного горного надзора и их заместители, начальники отделов и инспекций указанных управлений и округов и их заместители - штраф в размере до одной трети минимального размера оплаты труда;
Главные государственные инспектора и государственные инспектора указанных управлений и округов - штраф в размере до одной десятой минимального размера оплаты труда (п. 2 ч. 2 ст. 211 КоАП).
Привлечение к административной ответственности органами Госатомнадзора России в случаях нарушения правил по ядерной и радиационной безопасности. Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности осуществляет Госатомнадзор России и его региональные органы. Задачи и функции этого органа определены Положением о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 5 июля 1992 г. с последующими изменениями.44
В соответствии с названным Положением Госатомнадзор России организует и осуществляет государственный надзор: за соблюдением действующих правил и норм ядерной и радиационной безопасности при производстве, обращении и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе; применяет предусмотренные законодательством санкции при нарушениях требований правил и норм по безопасности. В частности. Госатомнадзор России вправе выдавать руководителям и другим должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания о приостановке работ, проводимых с нарушениями требований по ядерной и радиационной безопасности и представляющих опасность для здоровья людей и окружающей среды; привлекать в пределах своей компетенции и в порядке, определенном действующим законодательством, к административной ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, объединений и организаций. виновных в нарушении требований правил, норм ядерной и радиационной безопасности; направлять правоохранительным органам материалы о нарушениях требований правил и норм безопасности, содержащих признаки преступлений, согласно действующему уголовному законодательству Российской Федерации и др.
Согласно ч. 2 ст. 88 КоАП нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ на объектах, подконтрольных органам Госатомнадзора, влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере до ста рублей. Указанная ответственность может наступать и при однократном нарушении норм, правил и инструкций по безопасному ведению работ на объектах, подконтрольных органам Госатомнадзора.
Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов Госатомнадзора в соответствии со ст. 212 КоАП вправе следующие должностные лица этих органов:
начальники инспекций Госатомнадзора России вправе налагать штраф в размере до 30 рублей;
начальники управлений округов Госатомнадзора России и их заместители - штраф в размере до пятидесяти рублей,
Председатель Госатомнадзора России и его заместители могут налагать штраф в размере до 100 рублей.
Предупреждение в качестве меры административного взыскания может выноситься указанными должностными лицами.
Правоприменительная практика свидетельствует о том, что если к нарушителю применено административное взыскание в виде предупреждения, то штраф на него не налагается.
Привлечение к административной ответственности органами Государственной санитарно-эпидемиологической службы в случаях нарушения санитарно-гигиенических норм и правил. Государственный надзор за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов, санитарных правил и норм осуществляется органами Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
Основные принципы организации и деятельности системы Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и полномочия должностных лиц, осуществляющих надзор за соблюдением санитарного законодательства, закреплены Федеральным законом от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".45
Структура органов и
организаций Государственной
Должностные лица, осуществляющие
государственный санитарно-
Главные государственные
санитарные врачи и их заместители
наряду с указанными выше правами
наделены следующими полномочиями:
рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства;
давать работодателям обязательные предписания
об устранении выявленных нарушений санитарных
правил в установленные предписанием
сроки о вызове в органы и учреждения государственной
санитарно-эпидемиологической службы
для рассмотрения материалов и дел о нарушениях
санитарного законодательства; выносить
мотивированные постановления о приостановлении
до устранения выявленных нарушений санитарного
законодательства или о запрещении в случае
невозможности его устранения, проектирования,
строительства, реконструкции, технического
перевооружения объектов и ввода их в
эксплуатацию, эксплуатации объектов,
производственных цехов и участков, помещений,
зданий, сооружений, оборудования, транспортных
средств, выполнения отдельных видов работ
и оказания услуг; выносить мотивированные
постановления о наложении административных
взысканий в виде предупреждения или штрафов
за нарушение санитарного законодательства.
Согласно ст. 42 КоАП нарушение
санитарно-гигиенических и
Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, вправе должностные лица санитарно-эпидемиологической службы, указанные в ст. 216 КоАП.
Например, за нарушение
санитарно-гигиенических и
Главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации их заместители, Главные государственные санитарные врачи городов, районов и зон на водном транспорте - на граждан в размере до 10 рублей и на должностных лиц - до 20 рублей (п. 1 ч. 2 ст. 216 КоАП).
При необходимость материалы о нарушениях санитарного законодательства направляются санитарно-эпидемиологическими службами в правоохранительные органы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел.