Салават Юлаев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:30, курсовая работа

Описание

В истории каждого народа есть особые, знаковые личности, которые наиболее полно отражают его национальный дух. Некоторым из них суждено превратиться в подлинные символы своей нации. Таким воплощением характера башкирского народа стал Салават Юлаев. Судьба батыра - это исторический урок, преподнесенный первыми поколениями башкир, породнившихся с российским государством и объединенных идеей "русского царя".

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
I глава. Жизнь Салавата Юлаева………………………………………………..10
1.1 Детство и юность национального героя……………………………..10
1.2 Крестьянская война 1773-1775гг…………………………………….15
1.3 Арест и наказание……………………………………………………..22
II глава. Салават Юлаев – поэт, певец, импровизатор………………………...26
2.1. Стихи о родине……………………………………………………….26
2.2. Боевые песни…………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………..34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)


План

Введение………………………………………………………………………….3

I глава. Жизнь Салавата Юлаева………………………………………………..10

              1.1 Детство и юность национального героя……………………………..10

              1.2 Крестьянская война 1773-1775гг…………………………………….15

              1.3 Арест и наказание……………………………………………………..22

II глава. Салават Юлаев – поэт, певец, импровизатор………………………...26

              2.1. Стихи о родине……………………………………………………….26

              2.2. Боевые песни…………………………………………………………29

Заключение………………………………………………………………………33

Список использованной литературы…………………………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В истории каждого народа есть особые, знаковые личности, которые наиболее полно отражают его национальный дух. Некоторым из них суждено превратиться в подлинные символы своей нации. Таким воплощением характера башкирского народа стал Салават Юлаев. Судьба батыра - это исторический урок, преподнесенный первыми поколениями башкир, породнившихся с российским государством и объединенных идеей "русского царя". Они выступили не с сепаратистских позиций, а за лучшую жизнь - вместе с представителями других народов страны.  Салават Юлаев - не собирательный образ или символ, а живой человек, чьи поступки превратили его в символ. И о нем возможно говорить конкретно, используя факты, а не общие фразы, чтобы нынешнее поколение понимало, каким он был в действительности, какие реальные поступки этого человека сделали его столь масштабной исторической личностью. Конечно, в эпоху социализма образ батыра тиражировался для целей, которые решала правящая партия. В настоящее время ученые получили возможность спокойно, без политической ангажированности продолжать исследование актуальных проблем истории XVIII века, более полно и объективно раскрывать многогранный образ Салавата Юлаева.

В памяти народа Салават Юлаев сохранился 20-летним - поэтом, полководцем - непокоренным титаном, несшим на своих плечах горы надежд, а в пламенном сердце - свободолюбивый дух башкир. В одном из последних стихов Салават воскликнул: "Нет, не умер я, башкиры!". Слова эти оказались пророческими…

 

 

 

 

 

 

Историография Пугачевского движения насчитывает сотни исследований и документальных публикаций. Многие из них посвящены жизненному пути и боевой деятельности Пугачева и его соратников.

Одним из первых на Салавата Юлаева обратил внимание великий русский писатель А. С. Пушкин. В  1834 году в Петербурге вышла в свет книга « История Пугачева», переименованная тогда по требованию Николая I в « История Пугачевского бунта». Ряд страниц книги посвящен описанию событий, в которых участвовал Салават Юлаев. С его боевой деятельностью А. С. Пушкин связывал размах народного движения в Башкирии. Он отбирал для своего рассказа о боевых делах Салавата такие эпизоды, в которых с наибольшей силой выявился солидарный характер совместной борьбы русского, башкирского и других народов Урала[1].

Другие работы о Салавате Юлаеве появились лишь в 70 - 80 годах XIX века. Период буржуазных реформ в России знаменуется повышение интереса к истории Пугачевского восстания.

В 1897 г. уфимские материалы судебно-следственного процесса над Салаватом привлекли внимание члена Саратовской губернской архивной комиссии П. Л. Юдина, который изложил их в статье «Суд и казнь Салаватки».[2] Определяя роль Салавата в восстании, он писал, что Салават «был чуть не единственным во время Пугачевщины руководителем башкирского восстания, служа у самозванца правой рукой и первым вербовщиком для него разношерстных шаек». В то же время работа проникнута неприкрытым шовинизмом, ненавистью к повстанцам.

В трехтомной монографии крупного дворянского историка Н. Ф. Дубровина «Пугачев и его сообщники»[3], вышедшей в Петербурге в 1884 г., довольно широко освещены основные эпизоды боевых дел Салавата Юлаева - взятие Красноуфимска, осада Кунгура, сражения с подполковниками А. В. Папавом и И. И. Михельсоном. Дубровин был первым историком, получившим разрешение пользоваться следственными делами Пугачева и его сподвижников. В работе упоминается дело № 427 из VI разряда Госархива, содержавшее материалы расследования Тайной экспедиции Сената по делу Салавата Юлаева. Из документов следственного дела Салавата им были извлечены лишь сведения о наказании, которому был подвергнут Салават.             

Также признавали полководческий талант Салавата Юлаева русский буржуазные историки и краеведы второй половины XIX – начала XX вв. Р.Г Игнатьев, Н. Н. Фирсов, Ф. Н. Нефедов и другие.

Таким образом, до революции 1917 года было опубликовано несколько научно-популярных и справочных статей о Салавате Юлаеве, среди которых были и интересные работы, воссоздающие начальные страницы биографии народного вождя. В этих статьях впервые вводились в оборот архивные документы, преподнесенные в живом и ярком изложении. Однако в комплексе документы судебно-следственного процесса над Салаватом Юлаевым не были изучены. Из обнаруженных в архивах документов следственного дела представители дворянской и буржуазной исторической науки и краеведы в соответствии со своими общественно-политическими взглядами и целями исследований извлекали лишь отдельные факты. К тому же в основном это были чисто описательные работы, созданные без должной исторической критики используемых материалов.

Повстанческой деятельности Салавата Юлаева посвятили свои труды десятки советских авторов. Среди них статьи А. П. Николаенко, П. Ф. Ищерикова, В. М. Панеяха, коллективный труд «Салават Юлаев. К 200-летию со дня рождения»[4], подготовленный Институтом истории, языка и литературы Башкирского филиала Академии наук СССР. Авторы относят Салавата Юлаева к числу наиболее выдающихся предводителей народной войны, к тем, кто «несмотря на исторически обусловленную ограниченность их политического сознания, стремились преодолеть столь свойственные крестьянским движениям сепаратизм и неорганизованность; они были теми лучшими представителями народа того времени, деятельность которых заслуживает специального изучения»[5]. Одним из важнейших источников, информацией которого пользовались исследователи, восстанавливая боевой путь Салавата, было его следственное дело.

Документы судебно-следственного процесса над Салаватом привлекались историками и в некоторых обобщающих трудах по истории Пугачевского восстания. Достаточно широко они были использованы ленинградским историком В. М. Панеяхом, автором разделов о повстанческом движении в Башкирии в коллективной монографии «Крестьянская война в России в 1773-1775 годах». В. М. Панеях подробно рассказал о ходе дознания по делу Салавата, подчеркивая, что Салават, будучи бесправным подследственным, не пал духом и стойко продолжал борьбу[6]. Справедливой критике им были подвергнуты работы А. П. Николаенко, П. Ф. Ищерикова и брошюра «Салават Юлаев. К 200-летию со дня рождения», в которых, в частности, содержатся не подкрепленные источниками утверждения и предположения о якобы активной переписке Салавата во время следствия с родными и бывшими соратниками, от которых он будто бы получал материальную помощь и т. п[7]. Известно лишь одно письмо Салавата, которое было перехвачено карателями, однако этот единственный источник не позволяет отстаивать тезис о регулярных связях Салавата с оставшимися на воле друзьями.

В 1926-1990-х гг. число опубликованных источников по истории Крестьянской войны заметно возросло. В первую очередь здесь должны быть названы сборники «Пугачевщина», «Крестьянская война 1773-1775 гг. в России. Документы из собрания Государственного исторического музея», «Документы ставки Е. И. Пугачева, повстанческих властей и учреждений»[8] и упомянутый выше сборник о Пугачевском восстании на территории Башкирии. В этих изданиях опубликованы именные указы и манифесты Пугачева, предписания его Военной коллегии, распоряжения и донесения предводителей повстанческого движения.             

Единственное монографическое исследование о короткой, но яркой жизни героического сына башкирского народа принадлежит И. М. Гвоздиковой.[9]

Также из ряда работ посвященных Крестьянской войне 1773-1775 годов выделяется труд Н. М. Кулбахтина[10]. В своей работе он воссоздает полное представление не только о Салавате Юлаеве, но и о других исторических личностях.

Российские историки располагают солидной источниковой базой для изучения истории Пугачевского движения и деятельности выдающихся предводителей восставшего народа. Однако большинство документальных источников вышло из учреждений правительственного лагеря, а поэтому и содержит в себе, наряду с достоверной информацией, тенденциозную оценку восстания, враждебное отношение к повстанцам, отражает собою взгляды и мнения крепостников, стремившихся как можно быстрее расправиться с «бунтом черни».

Яркие произведения о национальном герое Салавате Юлаеве создали писатели, поэты, драматурги, композиторы и художники. Образ легендарного Салавата на мировую арену подняли исторический роман Степана Злобина «Салават Юлаев»[11] и одноименный кинофильм Якова Протазанова.                           

Личность и деятельность Салавата Юлаева, народного вождя, национального героя башкирского народа, талантливого поэта-импровизатора, вот уже более двух столетий привлекают внимание историков и литераторов.                                         

 

Предметом данной работы является личность Салавата Юлаева в событиях Пугачевского движения, а также предшествующие и последующие факты его биографии.                                                                     

Цель работы: изучить материалы касающиеся жизнедеятельности Салавата Юлаева и ответить на вопросы поставленные в содержании работы.

Поставленные мною задачи, направлены на:

      анализ источников, посвященных Крестьянской войне 1773 – 1775 годов и Салавату Юлаеву;

      изучение жизненных фактов национального героя;

      рассмотрение творчества Салавата Юлаева.

 

 

 

 

 

                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Линия жизни Салавата Юлаева

1.1 Детство и юность национального героя

Салават Юлаев родился в 1754 году в деревне Текеево Шайтан-Кудейской волости Уфимской провинции Оренбургской губернии (ныне Салаватский район Башкортостана). Деревня Текеево до наших дней не сохранилась. В ходе подавления крестьянского восстания, деревню Текеево, как и многие другие деревни, население которых участвовало в восстании, сожгли карательные отряды  императрицы Екатерины. Башкирам было запрещено селиться в этих местах.

Салават Юлаев происходил из потомственных тархан шайтан-кудейского рода, в каждом поколении которого были тарханы, муллы, абызы, батыры, возглавлявшие башкирские восстания.

По легенде, Салават Юлаев был недюжинной силы. В 14 лет, столкнувшись в лесу с медведем, убил его с помощью одного ножа.[12]

По народным описаниям «Салават был не очень высокого, а среднего роста… Лицо у него было смуглое. Глаза у Салавата были большие, черные, брови – черные, борода у висков (то есть бакенбарды) была узенькая». Народные рассказы, касающиеся портретной характеристики, нередко совпадают с единственными  документальными сведениями о внешности батыра, где говорится: «Салават Юлаев, двух аршин четырех вершков с половиной, волосом черен, глаза черные»[13].

У Салавата Юлаева, как разрешалось мусульманскими обычаями, было три жены. По народному обычаю взял в жены  вдову старшего брата вместе с детьми.

Становление и развитие духовного мира Салавата шло путем усвоения социального опыта, зафиксированного в материальной и духовной культуре родного народа, опыта активной деятельности отца и, несомненно, на основе собственных наблюдений. На примере выстроенного на землях его волости Симского железоделательного завода он видел все отрицательные факторы начавшейся в середине XVIII века интенсивной заводской колонизации Башкирии: обман и подкупы заводчиков, административное принуждение башкир-вотчинников к заключению сделок о сдаче в долговременное оброчное владение или продажи земель; вырубка и выжигание лесов, распашка пастбищ, наносившие значительный ущерб хозяйству башкир. Даже на допросе в Москве Салават не преминул подчеркнуть, что Симский завод построен «на земле отца его», земле их предков.

Салават был свидетелем жестокого режима жизни крепостных русских крестьян, составлявших основную часть работных людей Симского и близлежащих Усть-Катавского, Юрюзанского и Катав-Ивановского заводов. Принудительный труд, практически невыполнимые урочные нормы на производстве, гнет и насилие со стороны заводчиков и управительских контор, не могли не вызвать его ненависть к крепостническим порядкам и сочувствие к работным людям. Поступки и рассказы отца, полная лишений жизнь башкир и крестьян заставляли юношу всерьез задуматься о несправедливости окружающей его действительности.

Отец Салавата Юлаева — старшина Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги Юлая Азналина. В 1772 году он участвовал в боях с польскими конфедератами в составе трехтысячного отряда башкирской конницы, направленного в Польшу в помощь русской армии. Храбрость и отвага Юлая Азналина была отмечена военной наградой. Юлай Азналин боролся с губернскими чиновниками, которые склоняли башкир к продаже земель для строительства заводов. Его непримиримая борьба с несправедливым расхищением башкирских земель оказала на Салавата Юлаева большое влияние. Отцу Салават был обязан и образованием. За свою трудную и беспокойную жизнь Юлай понял значение грамоты. Если сам он продолжал ставить вместо подписи родовые тамги, то Салават уже мог писать на языке тюрки. Правительственных школ для обучения башкирских детей грамоте не существовало. Но в XVIIIв. часть детей посещали мусульманские школы мектеб и медресе, где обучение велось на арабском языке. Несмотря на то, что в них в первую очередь обучали религиозным догмам ислама, дети получали начальную грамоту, некоторые знания, пригодные в практической жизни.[14] Салават, вероятно, владел и русским языком, так как не испытывал трудностей в командовании многонациональными повстанческими отрядами.

Информация о работе Салават Юлаев