Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:30, курсовая работа
В истории каждого народа есть особые, знаковые личности, которые наиболее полно отражают его национальный дух. Некоторым из них суждено превратиться в подлинные символы своей нации. Таким воплощением характера башкирского народа стал Салават Юлаев. Судьба батыра - это исторический урок, преподнесенный первыми поколениями башкир, породнившихся с российским государством и объединенных идеей "русского царя".
Введение………………………………………………………………………….3
I глава. Жизнь Салавата Юлаева………………………………………………..10
1.1 Детство и юность национального героя……………………………..10
1.2 Крестьянская война 1773-1775гг…………………………………….15
1.3 Арест и наказание……………………………………………………..22
II глава. Салават Юлаев – поэт, певец, импровизатор………………………...26
2.1. Стихи о родине……………………………………………………….26
2.2. Боевые песни…………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………..34
2.2. Боевые песни
В стихотворениях Салавата Юлаева явственно ощущается авторское «Я»; это страстный, романтически настроений поэт и пылкий батыр, восхищающийся красотой природы родного Урала, его людьми и призывающий к борьбе с угнетателями. Стихотворения Салавата проникнуты патриотическими чувствами и думами. Образ Урала органически и величаво выступает в стихотворениях Салавата, а через них – впервые в башкирской письменной поэзии.
В стихах «Битва» («Яу»), «Стрела» («Ук»), «Юноше-воину» («Егеткэ») звучит призыв к борьбе с угнетателями.
«Речь Салавата», в которой раскрыты основные программные задачи Крестьянской войны применительно к трудовому башкирскому народу, сохранилась в устной передаче. Впервые она опубликована на башкирском языке в 1-й книге “Трудов научного общества при Наркомпросе БАССР” (г. Стерлитамак, 1922), а позднее напечатана в переводе на русский язык.[38] Эта историческая речь известна также и как замечательное поэтическое произведение: сэсэны переложил
«Речь Салавата» – это единственное произведение поэта – предводителя, которое непосредственно отражает конкретно–историческое событие в Крестьянской войне 1773-1775 г.г.
В своей поэзии Салават Юлаев предстает и как мужественный сын своего народа, готовый пожертвовать жизнью в борьбе за свободу, и как лирик-романтик, влюбленный в природу родного края и его людей.
Личность и поэзия Салавата Юлаева оставили особенно яркий след в башкирском фольклоре. Вскоре после поражения Крестьянской войны образ национального героя возник в самых массовых жанрах устно-поэтического творчества - в песнях и легендах. Своими идеями и мотивами они были тесно связаны с поэзией Салавата и в определенной степени опирались на его традиции. Песни о легендарном герое получили распространение на основе его собственных импровизаций. В фольклорных произведениях создавался образ героя по народным представлениям, и его биография пополнялась некоторыми характерными чертами и фактами, не дошедшими до нас через документальные источники.
Чем дальше уходило время пугачевского восстания, тем больше, соответственно исторической обстановке, менялся и обобщался образ Салавата в представлении народа.
Образ легендарного героя возник в первую очередь в наиболее близких к природе сэсэнов жанре - в кубаирах. Кубаир - важная и своеобразная страница башкирского фольклора. Он в основном повествует об общественных и социальных проблемах народной жизни. Обращение на последнем этапе своего бытования к образу Салавата было новым явлением для данного жанра. Это означало, что сэсэны оценивали деятельность отдельной личности, приравнивая ее к серьезным проблемам общественной значимости. В единственном и небольшом тексте, дошедшем до нас, раскрыты личные качества и общественная роль батыра:
Салават-батыр был богатырем,
Конь его был мухортый.
Когда он выступал, призывая в бой,
Голос его был зычным, бодрым...
...При сражениях с врагом
Не было ему равных в стране...[39]
Наследие Салавата Юлаева невелико. Но оно ценно своей глубокой народностью, патриотичностью, поэтической самобытностью. Сохранившиеся стихотворения Салавата Юлаева составляют первые страницы башкирской поэтической литературы.
Я не умер, башкиры!
Ты далеко, отчизна моя!
Я б вернулся в родные края,
В кандалах я, башкиры!
***
Мне пути заметают снега,
Но весною растают снега,
Я не умер, башкиры![40]
Заключение
Рассмотрение содержания значительного круга источников дало возможность полнее осветить события Крестьянской войны 1773-1775 гг., связанные с именем Салавата Юлаева, выявить и уточнить реальные факты его биографии. Изученные в ходе исследования материалы свидетельствуют о выдающейся роли пугачевского бригадира Салавата Юлаева. Существенный интерес представляют сообщения источников об агитационной работе Салавата, распространявшего среди многонационального населения манифесты и указы Пугачева и свои воззвания, о его же военно-организационных мероприятиях, об установлении правопорядка на временно освобожденных территорияхСохранившиеся до наших дней архивные документы и мемуарные источники, конечно же, не могут в полной мере отразить всю деятельность Салавата Юлаева, но и этих свидетельств достаточно для того, чтобы говорить о Салавате Юлаеве как о замечательной личности, как об одном из выдающихся предводителей восставшего народа.
Салават Юлаев - национальный герой башкирского народа, символ беззаветной борьбы против социального гнета и национального неравенства, символ мужества и отваги, братства башкир с русскими и другими народами в борьбе против угнетателей.
Список использованной литературы
Источники
1. Документы ставки Е.И.Пугачева, повстанческих властей и учреждений. 1773-1774 гг. М., 1975.
2. Крестьянская война в России в 1773-1775 годах. Восстание Пугачева. Т. 2.
3. Пугачевщина / Сост. С. А. Голубцов; Под общ. ред. М. Н. Покровского. М.: Л., 1926.
4. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 17 т. Т. 9. Ч. 1. М.; Л., 1938.
Литература
1. Гвоздикова И. М. Салават Юлаев: исторический портрет.// Бельские просторы. 2004. №5.
2. Гвоздикова И. М. Салават Юлаев. Исследование документальных источников. Уфа, 1982.
3. Дубровин Н. Пугачев и его сообщники. СПб. 1884.Т.2.
4. Злобин С. Салават Юлаев. М., 1994.
5.Игнатьев Р. Г. Сказания, сказки и песни. – «Записки Оренбургского отдела Русского географического общества». 1875, вып. 3.
6. История Башкортостана с древнейших времен до конца XIX века. Ч.1. Уфа, 2000.
7. Кулбахтин Н.М. Башкирские вожди Крестьянской войны 1773-1775 годов. Уфа, 2004.
8. Лимонов Ю. А., Мавродин В. В., Панеях В. М. Пугачев и пугачевцы. Л., 1974.
9. Лозанова А.Н. Песни и сказания о Разине и Пугачеве. М.-Л., 1935.
10. Литература народов России. С.-Пб, Изд-во: Просвещение, 1995
11. Русская литература //Литературная энциклопедия .Т.10. 1937
12. Сидоров В. В. Был героем Салават // Уфа: Китап, 2003.С 21
13. Юдин П. Л. Суд и казнь Салаватки // Исторический вестник . 1898. Кн. 8.
32
[1] Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 17 т. М.; Л., 1938. Т. 9. Ч. 1. С. 55, 58, 59
[2] Юдин П. Л. Суд и казнь Салаватки // Исторический вестник . 1898. Кн. 8.
[3] Дубровин Н. Пугачев и его сообщники. СПб. 1884.Т.2.
[4] Лимонов Ю. А., Мавродин В. В., Панеях В. М. Пугачев и пугачевцы. Л., 1974.
[5] Гвоздикова И. М. Салават Юлаев: исследование документальных источников. Уфа, 1982.
[6] Крестьянская война в России в 1773-1775 годах. Восстание Пугачева. Т. 2. С. 150, 154, 207, 209, 216, 219; Т. 3. С. 50, 51, 54, 60, 65-67, 69, 276-280, 282, 284-286,454.
[7] Там же. Т. 3. С. 286.
[8] Пугачевщина / Сост. С. А. Голубцов; Под общ. ред. М. Н. Покровского. М.: Л., 1926.
[9] Гвоздикова И. М. Салават Юлаев: исследование документальных источников. Уфа, 1982.
[10] Кулбахтин Н. М. Башкирские вожди Крестьянской войны 1773 – 1775 годов. Ч.1. Уфа, 2005.
[11] Злобин С. Салават Юлаев. М., 1994.
[12]М Якупова. О чем рассказывают документы Национального музея Республики Башкортостан. // «Ватандаш»
[13] Гвоздикова И. М. Салават Юлаев: исторический портрет. Бельские просторы. № 5.2004.
[14] Гвоздикова И.М. Салават Юлаев. Исследование документальных источников. Уфа, 1982. С.189.
[15] Сидоров В. В. Был героем Салават // Уфа: Китап, 2003.С 21.
[16] Гвоздикова И. М. Салават Юлаев. Исследование документальных источников. Уфа, 1982. С.121.
[17] Там же. С.125.
[18] Кулбахтин Н.М. Башкирские вожди Крестьянской войны 1773-1775 годов. Ч.1.Уфа, 2005. С.46
[19] Там же. С.47.
[20] Там же. С.48.
[21] История Башкортостана с древнейших времен до конца XIX века. Ч.1. Уфа, 2000.
[22] Документы ставки Е.И.Пугачева, повстанческих властей и учреждений. 1773-1774 гг. М., 1975. С.243-257;
[23] Гвоздикова И. М. Салават Юлаев: исследование документальных источников. С.158.
[24] Юдин П. Л. Суд и казнь Салаватки // Исторический вестник . 1898. Кн. 8. С.579-580.
[25] Гвоздикова И. М. Салават Юлаев: исследование документальных источников. С. 166.
[26] История Башкортостана с древнейших времен до конца XIX века. Ч.1. Уфа, 2000. С.142.
[27] Кулбахтин Н.М. Башкирские вожди Крестьянской войны 1773-1775 годов. Ч.1.Уфа, 2005. С .59.
[28] Гвоздикова Н.М. Салават Юлаев: исторический портрет. Бельские просторы. № 5.2004.
[29] Кулбахтин Н.М. Башкирские вожди Крестьянской войны 1773-1775 годов. Уфа, 2004. С.54.
[30] Гвоздикова И.М. Салават Юлаев. Исследование документальных источников. Уфа, 1982. С 32.
[31] Там же. С.36.
[32] Гвоздикова И. М. Салават Юлаев. Исследование документальных источников. Уфа, 1982. С. 38.
[33] Там же. С. 44.
[34] М. Якупова. О чем рассказывают документы Национального музея Республики Башкортостан // Ватандаш.
[35] Гвоздикова И. М. Салават Юлаев: исторический портрет.// Бельские просторы. 2004. №5.
[36] Русская литература //Литературная энциклопедия .Т.10. 1937.
[37] Игнатьев Р. Г. Сказания, сказки и песни. – «Записки Оренбургского отдела Русского географического общества». 1875, вып. 3.
[38] Лозанова А.Н. Песни и сказания о Разине и Пугачеве. М.-Л., 1935.
[39] Салават. - Уфа: Башк. кн. изд., 1953. - С. 46.
[40] Литература народов России. С.-Пб, Изд-во: Просвещение, 1995.