Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 19:26, реферат
К началу XX века в Казахстане шел процесс формирования национальной казахской интеллигенции, часть которой получила европейское образование. Она испытала на себе влияние не только национального движения Востока, но и буржуазных революций Запада, нарастающее давление оппозиционно настроенных царскому режиму своих соотечественников.
Введение 3
1.Социологические взгляды общественно-политических деятелей,
писателей и поэтов: М.Жумабаева, М.Дулатова, С.Муканова,
С.Торайгырова, Шакарима 4
2. Букейханов А., Байтурсынов А. О национальном
возрождении и государственности 9
Заключение 19
Список литературы 20
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1.Социологические взгляды общественно-политических деятелей,
писателей и поэтов: М.Жумабаева, М.Дулатова, С.Муканова,
С.Торайгырова, Шакарима 4
2. Букейханов А., Байтурсынов А. О национальном
возрождении и государственности 9
Заключение 19
Список литературы 20
К началу XX века в Казахстане шел процесс формирования национальной казахской интеллигенции, часть которой получила европейское образование. Она испытала на себе влияние не только национального движения Востока, но и буржуазных революций Запада, нарастающее давление оппозиционно настроенных царскому режиму своих соотечественников. После революции 1905 — 1907 гг. новые обороты набирало мусульманское движение России, в том числе тюркских народов. Возникновению и развитию периодической печати способствовало и развитие капитализма, товарно-денежных отношений, транспорта и связи, дальнейшая колонизация края. Конкуренция нарождающейся национальной буржуазии с господствующей русской буржуазией, проникновение иностранного капитала вызвали необходимость реформы системы образования, печати и связи. Поколение культурной элиты, наследовавшее от Абая, Шакарима, Алтынсарина и многих других просветителей дело национального просвещения, восприняло представления Абая о необходимости власти, способной улучшить положение казахского народа, ориентировалось на его просвещение и создание организации, способной выразить казахские национальные интересы. Именно национальной интеллигенции с ее образованностью, интеллектуальной силой и нравственным свободолюбивым пафосом предстояло взяться за возрождение и модернизацию национальной государственности в рамках политического и идеологического пространства Российской империи.
Характерной
чертой узкого слоя казахской культурной
элиты было обладание разносторонними
творческими качествами. Практически
все они были общественными деятелями
и одновременно писателями, поэтами,
учеными, не ограниченными горизонтом
своих профессий, узкой специализацией.
Например, инженер-железнодорожник
М. Тынышбаев проявил себя также
в качестве видного историка, этнографа,
М. Дулатов - поэт, публицист, писатель,
драматург, педагог, общественный деятель,
А. Байтурсынов - поэт, публицист, переводчик,
тюрколог, создал в 1924 г. реформированный
казахский алфавит на основе арабской
графики, А. Букейханов - общественный
деятель, публицист, ученый, автор ряда
трудов, посвященных политическому
просвещению казахского народа, пробуждению
его национального
Вхождение
культурной просветительской элиты
в политическую борьбу выражало их
стремление улучшить жизнь своего угнетенного
народа, добиться участия коренного
населения в политической жизни,
ее демократизации. Эти намерения
привели их к политическому сплочению
и в 1905 г. сделали сторонниками и
членами конституционно-
Представителями национальной
элиты являлись общественно-политические
деятели, писатели, поэты: А. Букейханов,
А. Байтурсынов, М. Жумабаев, М. Дулатов,
С. Муканов, С.Торайгыров, Шакарим и
другие.
Магжан Жумабаев - замечательный казахский писатель, поэт, публицист, один из основателей новой казахской литературы. Его стихам, поэмам, рассказам присущ обостренный трагизм, выражающий чувство ответственности перед народом и вытекающее из него обращение к истокам и переломным моментам истории. В то же время Магжан воспринял общечеловеческое художественное и научное наследие, начиная с Шекспира, Пушкина, Соловьева и кончая символизмом, технократизмом и Шпенглером. Столь распространенные в наши дни экзистенциальные мотивы довольно явственно просматриваются в его творчестве. После долгих лет замалчивания Магжан Жумабаев открылся нам заново.
Магжан
Бекенулы Жумабаев родился 25 июня 1893 года
в урочище Сасыккуль
Звезда
Магжана Магжан Жумабаев принадлежит
к блестящей плеяде казахских
интеллигентов, которые, являясь провозвестниками
нового времени, оказали огромное, сродни
ренессансному, влияние на формирование
национального самосознания. Ахмет
Байтурсынов, Жусупбек Аймауытов, Миржакып
Дулатов, Магжан Жумабаев — это, по
определению Рымгали
Представители
казахского ренессанса на заре ХХ столетия
также явились ядром, в котором
сконцентрировалась сила и дух народа,
его мощь и величие. В страшные
годы сталинских репрессий их имена
были преданы забвению, и лишь в
годы независимости Казахстана стало
возможным возвращение и
Дулатов Миржакып (Мир-Якуб) - поэт, писатель, публицист, просветитель-педагог, вошел вместе с Букейхановым и Байтурсыновым в ту тройку, которая обозначила веху возрождения национального самосознания казахов в XX в.
Он родился 25 ноября 1885 года в селе Сарыкопа Кустанайской области. В своем кратком описании детства писал: "Происхожу из Средней Орды, рода Аргын, 2-х лет от роду лишился матери, 12 лет - отца. Когда мне исполнилось 8 лет, отец отдал меня на обучение аульному мулле, человеку крайне невежественному. Не помню, сколько времени учился у него, знаю только то, что кроме заучивания арабских молитв ничему не научился". Затем он два года учится в сельской школе на русском и казахском языках, еще два года - в русско-казахском училище и получает звание учителя сельской школы. Первый стихотворный опыт был напечатан в первом номере казахской газеты "Серке" (вышло всего два номера) в Петербурге.
Первое собрание стихов "Оян, казак" вышло в 1909 году, сразу разошлось и было переиздано в 1911 году. Заголовок книги послужил манифестом, призывом к народу того поколения интеллигентов начала XX в., одним из ведущих вдохновителей которого Миржакып Дулатов считается по праву. Жизнь и творчество Миржакыпа Дулатова тесно связаны с партией "Алаш" и правительством Алаш Орды. Мыслящие люди, и их в числе прежде всего Миржакып, не могли остаться в стороне от процесса колонизации, когда в край нахлынуло но воле царской администрации более 1,5 млн. переселенцев, которым были переданы лучшие земли. Для выхода из создавшейся ситуации они считали необходимым избавиться от бескультурья, невежества, самоуспокоенности и покорности, пробудить в народе стремление к просвещению, науке, предприимчивости. Здесь они были продолжателями просветителей XIX в.
Решением
от 3 июля 1907 года казахи были лишены права
участия в Государственной
В 1916 году он, а также А.Байтурсынов и А.Букейханов выступили против царского указа о призыве казахов на фронтовые работы, которое, по их мысли может довести народ, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества. Миржакип был создателем первого в истории народа фонда в помощь голодающим.
Дулатов участвовал в разработке программных документов партии "Алаш" и правительства Алаш Орды" совместно с А.Байтурсыновым, в которых, по сути дела, отправляясь от основоположений гуманизма и демократии, они разработали принципы правового государства: равенство всех граждан независимо от вероисповедания, крови, пола перед законом, судебное разбирательство всех спорных дел. Общее политическое устройство реформированной России мыслилось в виде демократической федеративной республики во главе с выбираемым Думой президентом.
Находясь в тюрьме на допросе в 1929 г. в ответ на обвинение в "национализме", он пояснил: "Мы хотим, чтобы наше отчество принадлежало нам". Миржакып резко выступил против реформирования арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с письменной историей народа, которая положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории. Он остро почувствовал лицемерие тогдашних деклараций о якобы "государственном статусе" казахского языка и всячески старался отстоять права казахского языка и религии.
Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в последнем своем официальном слове: "Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Рано или поздно, истина восторжествует".
Поэт, прозаик, драматург, литературовед, академик Академии наук Казахской ССР Сабит Муканов родился в 1900 году в Пресно-горьковском районе Кустанайской области. Только после Октябрьской революции Сабит Муканов смог получить образование. В 1920 году Сабит Муканов вступил в ряды Коммунистической партии и всецело отдался советской и партийной робате. Он служил в отряде ЧОН (части особого назначения), принимал участие в подавлении кулацкого восстания в Акмолинской губернии в 1921 году, работал инструктором губкома партии.
В 1930 году Сабит Муканов поступает на литературное отделение института Красной профессуры в Москве, после окончания которого активно участвует в литературной жизни республики. Он пишет стихи, поэмы, повести, рассказы и пьесы, главным образом, на темы современности.