Социальная мысль XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 19:26, реферат

Описание

К началу XX века в Казахстане шел процесс формирования национальной казахской интеллигенции, часть которой получила европейское образование. Она испытала на себе влияние не только национального движения Востока, но и буржуазных революций Запада, нарастающее давление оппозиционно настроенных царскому режиму своих соотечественников.

Содержание

Введение 3

1.Социологические взгляды общественно-политических деятелей,

писателей и поэтов: М.Жумабаева, М.Дулатова, С.Муканова,

С.Торайгырова, Шакарима 4

2. Букейханов А., Байтурсынов А. О национальном

возрождении и государственности 9

Заключение 19

Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

соц взгдяды.docx

— 53.21 Кб (Скачать документ)

Свою  литературную деятельность Сабит Муканов начал с агитационных стихов. В стихотворениях «Думы», «Плач батрака», «Смерть Жумаша», написанных еще в 1918—1920 годах, поэт выступает от лица казахской бедноты, выражая ее чаяния. Первый сборник стихов Сабита Муканова вышел в 1926 году. В последующие годы он выпустил в свет отдельными изданиями позмы «Батрак», «Сиротка», «Броды», «Уголь — коммунизл», «Ущелья Алатау», «Белый медведь» и роман в стихах «Сулушаш».

     Роман «Ботагоз» (1940)—одно из выдающихся произведений казахской советской  литературы. В центре его — судьба девушки «азашк.и, пришедшей к  революции. По мотивам романа впоследствии был поставлен фильм.Роман «Сыр-Дарья», изданный в 1948 году, представляет одно из значительных произведений казахской  литературы послевоенных лет. Сабит Муканов как драматург известен пьесами и либретто опер: «В дни победы» (1939)—о гражданской войне в Казахстанеі1 «Песни победы» (1941)—на тему Великой Отечественной войньу «Золотое зерио» (1941)—либретто оперы о тружениках колхозногб аула; «Чокан Валиханов» — о жизни и деятельности выдающегося казахского ученого и просветителя Чокана Валиханова.

     С 1923 года Сабит Муканов занимается публицистикой и литературсведческой работой. Из большого количества написанных им статей особо выделяются «Место казахского эпоса в системе казахской литературы», «Об айтысах», «Абай—классик казахской литературы», «Джамбул — народный поэт Казахстана», «Сакен Сейфуллин», «Баймагамбет Зтулин». Наиболее значительные научно-исследовательские и литературно-критические работы писателя объединены в сборник «С высоты на высоту».

     В 1955—1957 годах казахским издательством художественной литературы издано на казахском языке шеститомное собрание избранных сочинений Сабита Муканова.

     Его исследовательские работы и критические статьи по вопросам истории литературы можно отнести к числу достижений казахского литературоведения. Исследовал историю и теорию литературы и литературных процессов, в частности вопросы становления и развития различных жанров в казахской литературе, эстетики и культурного наследия,  театра, музыки, повышения литературного мастерства. Изучал казахскую литературу XVIII- начала XX вв., творчество отдельных казахских прозаиков и поэтов – С. Сейфуллина, М. Ауэзова, Т. Жарокова, А. Тажибаева, народных акынов республики, а также А. С. Пушкина, А. М. Горького, В. В. Маяковского. Занимался исследованием научного и литературного наследия Чокана Валиханова и Абая Кунанбаева. Ему принадлежит первое систематическое изложение жизни и творчества великого казахского поэта Джамбула Джабаева. В 1974 г. вышло посмертное издание его этнографического труда “Народное наследие”, где исследованы древние народные предания, шежре, хозяйство и быт дореволюционных казахов, их материальная и духовная культура.

     Сабит Муканов был не только выдающимся писателем, поэтом и драматургом, но и видный организатор литературного  дела Казахстана. Он избирался депутатом  Верховного Совета Казахской ССР, являлся  членом Академии наук Казахстана. Награжден  двумя орденами Трудового Красного Знамени и орденом "Знак Почета".  Книги Сабита Муканова переведены на 46 языков.[3] 

     Султанмахмут  Торайгыров родился 28 октября 1893 года в Баян-Аульском районе (ныне Павлодарская область) в семье скотовода. Отец, бедный кочевник, был человеком трудолюбивым, знал грамоту. Мать умерла, когда будущему поэту был всего год. Он полной чашей испил сиротскую долю. Безрадостное детство, полуголодное существование — вот что видел Султанмахмут. Грамоте мальчик научился у отца, затем (1902— 1907) учился у муллы. Султанмахмут был пытлив и любознателен. Страстная жажда познания гонит его в далекий Баян-Аул, где он учится в духовной школе — медресе (1908—1910). В конце 1912 года Султанмахмут приезжает в Троицк, где поступает в мусульманскую духовную школу, самостоятельно изучает основы наук, решает овладеть русским языком, с восторгом читает Пушкина, Лермонтова, Крылова.

     В июле 1913 года Султанмахмут вынужден оставить учение. Лишения и голод подорвали  здоровье, — он заболевает туберкулезом и едет в аул, где обучает детей. Страстное желание учиться мучит  его, и он, больной, вскоре снова в  Троицке, где становится одним из ведущих сотрудников известного прогрессивного журнала "Айкап". Статьи, стихи Торайгырова отличаются глубиной суждений, честностью, демократизмом, остротой и художественностью. Его произведения полны оптимизма, и не верится, что они написаны тяжелобольным юношей. Литературная деятельность С. Торайгырова началась в трудные годы, наступившие после поражения первой русской революции, но он не устает пропагандировать науку и просвещение (стихотворения "Религия", "Учение", "Слепой монах", "Сарыбас" и др.). Хорошо понимая, как необходимы простым людям знания, С. Торайгыров намеревался открыть школу для детей бедняков, собирал средства, разъезжая по богатым аулам. Надежды не осуществились: степные толстосумы, в том числе и его зажиточные сородичи, категорически отказались помочь юноше в осуществлении его идеи.

     В годы работы в "Айкапе" (1913—1914) Торайгыровым был написан, кроме стихотворений  и рассказов, ряд критических  статей (из которых наиболее значительны: "О казахских сборниках стихов", "Песни и их исполнители", "Система  обучения казахов") о необходимости  совершенствования системы обучения. В те же годы С. Торайгыров закончил свой первый роман "Камар-Сулу" ("Красавица  Камар"), где разоблачает нравы  родовых воротил, выступает за эмансипацию  женщин. 1916 год проходит в работе над вторым романом в стихах "Кто  виноват?". Сочувствие жертвам феодально-патриархального  уклада, людям, безжалостно изуродованным  жестоким произволом, пронизаны страницы романа, разоблачаются конкретные виновники  бедствий людей — сильные мира сего.

     Смысл своей жизни Торайгыров видел  в просвещении родного народа, в освобождении его от духовного  и социально-политического гнета. Он ненавидел невежество и темноту, духовно уродовавшие людей, мечтал о свободной жизни, напряженно, порою  мучительно искал пути преобразования кочевого аула. Путь к социально-экономическому развитию страны и культуры лежит  через просвещение,— так думал  он, и ему хотелось, чтобы всем было хорошо, но как? В поисках истины одаренный юноша стал знакомиться  с социально-политической, философской  литературой — ему так необходимо было разобраться в сложных вопросах современности, чтобы найти свое место в общей борьбе. Многие произведения, полные оптимизма, веры в будущее  Родины, созданы Торайгыровым именно в последние годы жизни, когда  тяжелая болезнь приковала его  к постели. "Если жизнь посвятишь  ты мечте..." Лирика Торайгырова разнообразна по тематике: у него есть гражданские  и философские стихотворения, много  стихов о любви и природе.

     Но, прежде всего Султанмахмут, как говорилось, был гражданским поэтом. Неудовлетворенность  современной действительностью, страстный  протест против феодально-колониального  гнета — основные темы его стихов. Обращаясь к молодому поколению, поэт убежденно говорил: "Если жизнь  посвятишь ты мечте своей, наш  народ будет счастлив, любезный друг!" ("Что за цель в учении?"); "Только людей великое братство жизнь  заблудившуюся спасет!" ("Когда  придет черед"). Правда, он не может  наверняка сказать, каким же путем идти к "солнечному свету", как осуществить "мечту свою". Для Торайгырова "постигается истина в мире наук". В то же время поэт убежден: "И знает весь мир о том, что идет меж ними вечный бой — меж баем и бедняком. И каждый на земле человек покорится силе труда" ("Судьба"); неравенство — причина "отсталости нашей и бед", "что заставила бродяжить славный народ". Отсюда ненависть, с которой поэт обрушивается на тех, "кто сыт, чей наряд богат", "чей славен дом убранством палат". Отсюда же упорные поиски справедливости здесь, "на земле, а не в раю"—"кто на земле не узнает счастья, вряд ли за гробом его найдет!".  

     Духовный  восприемник и ученик Абая, философ-мыслитель, ученый-историк, поэт Шакарим Кудайбердыулы родился 11 июля 1858 года в Кен-булаке Чингизской волости Семипалатинского уезда (Абаевский район Семипалатинской области) в роду Тобыкты, возглавляемом Кунанбаем, отцом Кудайберды - старшим братом Абая. Мать Шакарима - Толебике, дочь Алдабергена, из рода Каракесек. Произведения Шакарима хранят сведения и факты о его жизненном пути и творческой деятельности.

     Отец  Шакарима Кудайберды отдал его с 5 лет на учение аульному мулле, у  которого он быстро научился арабской и персидской грамоте. Годы раннего  детства, отрочества и юности Шакарима, несмотря на то, что мальчик в 7 лет  остался сиротой, прошли беззаботно, в достатке и довольстве, под покровительством могущественного деда Кунанбая. "Покойный дедушка жалел меня как сироту, поэтому не очень утруждал учением, и потому в какой-то степени я  остался неучем, делал все, что  взбредет мне в голову и рос  без всяких строгостей в отношении  воспитания и учебы," - вспоминал  позже Шакарим.

     Подлинным наставником Шакарима, находящегося на попечении деда, становится сам  Абай. Юность Шакарима проходила в  такой атмосфере, в которой почитались искусство слова, наука и образование. Аул ходжи Кунанбая славился тем, что тут возносились поиски истины, знания, другими словами, все прогрессивное. Шакарим был истинным учеником школы  Абая, где почитали за святыню ораторское мастерство, творчество любого рода и  приверженность к музыке.

     Едва  ему исполнилось 20 лет, как он решил  заняться политикой для того, чтобы  помочь своему народу добиться лучшей доли, он старался упорядочить взаимоотношения  между родами, между разными слоями общества, хотел, чтобы в степи  воцарились мир и благоденствие. На выборах Шакарим предложил  свою кандидатуру и был избран в волостные правители.

Шакарим был свидетелем многих значительных событий и изменений, происходивших  в отношениях между Россией и  Казахстаном. Он участвовал в национально-освободительном  движении "Алаш". Установление советской  власти в Казахстане, голод 1920-1921 и 1930-1931 годов, массовая конфискация в 1928 году - все это оказало большое влияние  на мировоззрение поэта.

     Постепенно, по мере обогащения житейского опыта, Шакарим начал создавать произведения, в которых всё большее место  занимают просветительские мотивы. В  этих произведениях акын смело критиковал давние недостатки земляков, о которых  говорил ещё Абай: лень, неповоротливость, благодушие, зависть, стяжательство. Интернациональное  мировоззрение, лингвистические способности, заложенная Абаем добрая традиция привели  Кудайбердиева к циклу переводов. Лишь к сорока годам Ш. Кудайбердиев решил всерьез заняться поэзией и по совету своего наставника Абая сочиняет стихотворения, выдержанные в духе гуманистического просветительства. Смерть Абая потрясла Шакарима. Стихотворение, написанное им в память об учителе, исполнено душевной теплоты, раздумий о взаимоотношениях поэта и общества. Теперь Шакарим видит смысл своей жизни в служении народу с помощью художественного слова, в углублении собственных познаний, в нравственном самосовершенствовании. Он круто меняет свой образ жизни, сторонится людей, житейской суеты и треволнений и, в конце концов, уходит в Шынгысские горы, где ведет одинокую жизнь поэта и мыслителя. Авторитет его в народе заметно возрастает.

     Последний период жизни Шакарима совпал с большими историческими событиями — революцией 1905—1907 гг., столыпинской реакцией, Первой мировой войной, национально-освободительным  движением 1916 г. в Казахстане, Февральской  и Октябрьской революциями, гражданской  войной, установлением советской  власти, коллективизацией.

     Мировоззрение Ш. Кудайбердиева сложно и противоречиво, но Шакарим не останавливался в своих  духовных поисках, в том числе  и в религиозных исканиях, ислам  поэт трактовал с гуманистических  позиций, он стремился акцентировать  внимание на нравственной основе религиозных  идей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Букейханов А., Байтурсынов А. о национальном возрождении и государственности.

     В развитии рабочего и аграрного движений велика роль узкой прослойки интеллигенции (сформированной в XIX - XX вв). Состав —  различные группы — учителя, врачи. Выходцы из дворян, разночинной среды  и низших слоев общества. Большинство  занимало имперские позиции, но политические ссыльные принимали активное участие  в выступлениях. Возникают организации  революционные, либерально-демократические (кадеты, октябристы). Они отличались воззрениями и действиями. Большая  часть занимала либерально-демократические  позиции — представители феодально-демократической  верхушки степи — Букейханов (вошел  во 2 Госдуму), Каратаев, хотя были выходцы  из средних и низших слоев (Байтурсынов).

     Существовали  различные идейно-политические течения, которые выразились в публицистической деятельности журнала «Айкап» и  газеты «Казах».

     «Айкап» (1911-1915 гг.) — издатель Сералин, выражал  аграрно-демократические направления  мысли. В нем сотрудничали Каратаев, Торайгыров, Сейфуллин, Майлин. Освещение  проблемы аграрных отношений, изменения  форм хозяйствования, просвещения, развития товарно-денежных отношений в ауле, разоблачение колонизаторской политики царизма.

       «Казах» (1913-1918 гг.) — идеи либерально-демократические направления. Сотрудники Букейханов, Байтурсынов, Дулатов. В аграрном вопросе выступали за передачу Земли Казахам, запрета продажи Земли. Политические взгляды — эволюционное развитие общества. Они сумели выразить общенациональные идеи и интересы Казахского общества.

     Первая  попытка создать филиал партии "Народная свобода" была предпринята в 1905 г. в г. Уральске на съезде представителей пяти областей Степного края. Его организаторами были А. Букейханов, Б. Каратаев, Т. Бердиев, М. Бахытгиреев, Х. Досмухамедов, Н. Айтмухамедов и другие. В июле 1906 г. такое же совешание состоялось в Семипалатинске, на котором выступил А. Букейханов. Он познакомил участников с программой партии "Народная свобода". Об этой партии на совещании выступили Ш. Кудайбердиев и другие. Однако, по признанию А. Букейханова, даже в 1910 г. в массе киргизского населения политические партии находились "еще в зачаточном состоянии", а политические взгляды избирателей были еще "аморфны и не успели вылиться в определенную программу".

Информация о работе Социальная мысль XX века