Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 19:26, реферат
К началу XX века в Казахстане шел процесс формирования национальной казахской интеллигенции, часть которой получила европейское образование. Она испытала на себе влияние не только национального движения Востока, но и буржуазных революций Запада, нарастающее давление оппозиционно настроенных царскому режиму своих соотечественников.
Введение 3
1.Социологические взгляды общественно-политических деятелей,
писателей и поэтов: М.Жумабаева, М.Дулатова, С.Муканова,
С.Торайгырова, Шакарима 4
2. Букейханов А., Байтурсынов А. О национальном
возрождении и государственности 9
Заключение 19
Список литературы 20
На
Первом Всеказахском съезде, проходившем
в г. Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 г.
произошло организационное
Культурная
элита стала в тот момент лидером
нации в деле агрегации интересов,
их согласования посредством дискуссий
и установления между ними иерархии
приоритетов. Задача облегчалась накопленным
политическим опытом предшествующего
десятилетия. Сама постановка вопросов
раскрывает способность культурной
элиты того времени быть открытой
демократическим взглядам Европы и
России, реагировать на назревшие
острые социальные, политические, культурные,
экономические и аграрные проблемы.
Либерально-демократические
Алихан Букейханов (1870-1937 гг.) – видный общественно – политический деятель, ученый – экономист, лесовод, публицист, ученый. Теоретик и лидер национально-освободительного движения, организатор первой казахской политической партии Алаш и председатель правительства Алашорда.
Родился в 1870 году в Каркаралинском уезде бывшей Семипалатинской области (ныне Каркаралинский район, Карагандинской области).
С
1879 по 1886 гг. учился в Каркарале,
в школе для казахских детей.
В 1883 году он поступает в
четырехгодичное техническое
В
1905 году от имени казахов Семипалатинской
области был избран депутатом I Государственной
думы. Однако поработать в ней не
успел — по указу омского генерал-
Выдающийся
деятель национально —
А.
Букейханов указывает на произвол,
чинимый казенными землемерами,
которые замежевывают ценные для
скотоводства земли, оставляя казахам
камни, пески, солонцы, безводные земли.
Более того, верстовая полоса, разделяющая
земли переселенцев и казахов, сплошь
и рядом сознательно
Ахмет Байтурсынулы – казахский поэт, публицист, литературовед, переводчик, тюрколог, основоположник казахского языкознания, лингвист и общественный деятель, один из основателей партии Алаш и правительства Алашорды.
Родился в 1873 году 18 января в
тургайском уезде Тосунской
В 1886 году поступает в Тургайское русско-казахское двуклассное училище, которое окончил в 1891 году. В 1891-1895 гг. учится в Оренбургской киргизской учительской школе. Этим и заканчивается, а А.Байтурсынова школьное образование. С 1895 по 1909 гг. работал учителем в школах, русско-казахских училищах Актюбинского, Кустанайского и Каркаралинского уездов.
Ахмет Байтурсынулы рано начал борьбу против колониальной политики царизма, за что в 1909 году был арестован и заключен в Семипалатинскую тюрьму, а через год сослан. В течении семи лет (1910-1917 гг.) Байтурсынулы как «политически неблагонадежный», находился под надзором царской охраны.
С
именем Байтурсынова связано духовно
возрождение казахского народа в
его истории. Сегодня ни у кого
не вызывает сомнения то, что без
его алфавита и учебников, без
его книг «Кырык мысал», «Маса», и
газеты «Казах» не могло того всплеска
национального самосознания, которое
испытал наш народ в начале
ХХ века. Ахмет Байтурсынов с его
книгами и общенациональной газетой
«Казах» был университетом для
всех, кто умел читать в казахской
степи в этот исторический период,
он являлся активным членом партии
«Алаш», которая боролась за воссоздания
казахского государства. После октябрьского
переворота 1917 года вместе со своими соратниками
преследовал исключительно цели
защиты национальных интересов казахского
народа. Царский режим лишил его
права жить и работать на родной
земле, в 1910 году Байтурсынов был
сослан в Оренбург. Ненавистен был
Байтурсынов и для большевиков.
Потому, что не был согласен с
их проектами «красногвардейского»
преобразования казахской степи, глобальными
экспериментами. В 1919 году вместе с
большой группой представителей
научной интеллигенции был
Отвечая,
следователем ОГПУ в 1929 году он писал,
что предпочитает заниматься научной
работой, чем политикой. Но по велению
судьбы до конца своей жизни он
вынужден был заниматься политической
деятельностью. Иначе и не мог
быть. Интеллигенция эпохи подъема
национального самосознания не может
быть вне политики. «Мой идеал –
отмечал он на допросе, - Это повышение
культурного состояния
Ахмет Байтурсынов сделал большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники «Кырык мысал» и «Маса». Байтурсынов провел большую работу по собиранию и изданию образцов казахского устного народного творчества. Он написал вступительную статью и комментарии к поэме «Ер Саин», опубликованной в 1923 году, выпустил книги «23 причитания» (1926) и «Литературоведение» (1926), последняя из которых является первым научным исследованием по истории казахской литературы.
Ахмет
Байтурсынов написал ряд
Ахмет Байтурсынов – один из ярчайших представителей казахской интеллигенции начала ХХ в. Его жизнь является примером безграничной любви к своему народу, его культуре и традициям. Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться сю миллионам казахов, живущих за границей. Ахмет Байтурсынов разработал основы казахского языкознания, научную терминологию.
Ахмет Байтурсынов Он вошел в историю Казахской духовной культуры как выдающийся политик, блистательный переводчик классической русской и западной поэзии на казахский язык., писатель. Одним из первых в Казахстане нач. ХХ в. занялся серьезным углублением исследований идей Ч. Валиханова, И. Алтынсарина и А. Кунанбаева о демакратическом устройстве общественной жизни.
Ахмет Байтурсынов был выдающимся политическим, государственным деятелем. Являясь, членом партии Алаш, он вошел в состав правительства Алашорды. Он был сторонником независимого демократического государства. Мы знаем, что партия Алаш не приняла Советскую власть. В этом трудно винить руководство партии. В партию Алаш вошли, в основном, представители молодой только нарождающейся буржуазной интеллигенции. Поэтому, было бы абсурдным думать, что молодая буржуазия Турана, считавшая себя авангардом общества, намечавшая построение нового буржуазно-демакратического государства.
Культурная интеллектуальная элита стала ядром новой генерации политиков, стремившихся соединить традиции казахского общества с началами западной демократии и передовой общечеловеческой культуры.
Казахская культурная элита четко осознавала коренное различие своих национальных интересов от интересов и взглядов либералов России, оказалась способной адекватно выражать и отстаивать интересы своего народа. Лидеры подлинной казахской элиты стремились достичь независимости казахов законным, конституционным путем, посредством политической борьбы. Они были принципиально против насилия и кровопролития. Отвергая насилие, алашевцы выступали против диктатуры одного класса над другими, были не согласны с большевиками по вопросу о классово-репрессивной природе государства как орудия классового угнетения. В этом смысле алашевцы солидаризовались с социалистами-демократами России, считавшими, что в демократическом обществе возможна гармонизация интересов различных классов в рамках правового государства.