Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:14, контрольная работа
Коренные преобразования во всех сферах жизнедеятельности российского общества оказывают существенное влияние на развитие правовой системы в целом. Осуществляемый государством интенсивный процесс обновления законодательства, не может не затрагивать уголовно-процессуальное право. В связи с этим важное значение приобретает четкое выделение и разграничение источников уголовно-процессуального права, их рассмотрение с позиций содержания в них уголовно-процессуальных норм.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и система источников уголовно-процессуального права………….4
2. Нормативные источники уголовно-процессуального права………………...9
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...21
Помимо вышеназванных
международных договоров, общепринятых
норм и принципов концептуального
характера существенное значение в
системе уголовно-
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст. 15 Конституции), поэтому и в уголовном процессе конституционные нормы могут применяться непосредственно как нормативные акты высшей юридической силы.
Из всей суммы правовых актов по вопросам уголовного судопроизводства следует, разумеется, выделять особо Конституцию РФ, ибо она имеет высшую юридическую силу (см. ч. 1 ст. 15) и, как принято говорить, занимает вершину иерархической лестницы нормативных актов. Она имеет прямое действие. Все законы и иные правовые акты не должны противоречить ей.
В Конституции РФ записано,
что общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные
договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы
(ч. 4 ст. 15). Применительно к уголовному
судопроизводству это означает, что
если международным договором РФ
установлены иные правила, чем предусмотренные
УПК, то применяются правила
Конституционные предписания, касающиеся уголовного судопроизводства, сосредоточены главным образом гл. 2и 7, которые посвящены правам и свободам человека и гражданина, а также конституционному статусу судебной власти. Эти предписания содержат наиболее принципиальные положения, лежащие в основе уголовного процесса в целом (равенство всех перед законом и судом; свобода и неприкосновенность личности; неприкосновенность частной жизни; охрана тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; неприкосновенность жилища; право защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом, в том числе путем обращения в суд; презумпция невиновности; гласность судопроизводства; состязательность и равенство прав в суде и т.д.).
Именно Конституция
Вместе с тем некоторые положения Конституции России имеют ярко выраженную уголовно-процессуальную окраску и вряд ли могут быть применимы в других сферах жизнедеятельности. К ним, например, относятся:
– право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных (ч. 2 ст. 47);
– презумпция невиновности (ст. 49);
– право осужденного на
пересмотр вынесенного в
Опыт реализации положений Конституции РФ показал, что на практике не всегда правильно решались вопросы, связанные с обеспечением ее прямого действия. Суды и иные правоохранительные органы попросту не были готовы к такому применению. В связи с этим Пленум Верховного Суда РФ, обобщив основные тенденции в деятельности судов на данном направлении, в своем постановлении от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" дал следующее разъяснение:
"Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции
Российской Федерации
В случаях, когда статья Конституции Российской Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.
Нормативные указы Президента Российской Федерации как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции Российской Федерации)".
Вместе с тем Конституция
РФ – это акт прямого действия.
При необходимости (например, в случаи
противоречия Основному закону отдельных
уголовно – процессуальных норм, обнаружения
пробелов в отраслевом законодательстве)
конституционные нормы могут
применяться в уголовном
УПК - основной, но не единственный закон, имеющий отношение к уголовному процессу. Правильное применение предписаний УПК нередко требует знания положений ряда других законов.
К ним следует относить,
Федеральные конституционные
- Федеральные законы, регламентирующие
отдельные уголовно-
- Федеральные законы, регламентирующие
организацию и деятельность
Федеральные законы, регламентирующие
отдельные уголовно-
– от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», который определяет общие правила и порядок введения в действие уголовно-процессуального закона в целом и его отдельных институтов в частности;
– от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», который регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;
– от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», который устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.
Федеральные законы, регламентирующие
организацию и деятельность судебной
системы и правоохранительных органов.
Выделение отдельных уголовно-
К таким законам, в частности, относятся Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. № 976 «О судоустройстве РСФСР», Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"
. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», а также федеральные законы от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и другие законодательные акты.
При общей оценке этого УПК важно учитывать, что законодатель отвел ему принципиально новые и особые роль и место в системе других российских законов и правовых актов. Он (УПК) наделен специфической юридической силой по отношению к другим федеральным законам. Это прямо вытекает из предписаний ст. 4 упомянутого выше Закона о введении в действие УПК.
"Действующие на территории
Российской Федерации, - говорится
в этой статье, - федеральные законы
и иные нормативные правовые
акты, связанные с Уголовно-
Впредь до приведения в соответствие с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации".
Мысль о приоритетном характере
УПК по отношению к другим законам
еще в большей мере выражена в
приведенных выше ч. 1 и 2 ст. 7 УПК, ориентирующих
должностных лиц
Новелла такого рода должна
была, по идее, повлечь за собой "цепную
реакцию" многочисленных изменений
и дополнений федеральных законов,
относящихся к другим отраслям права
(конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного,
гражданского, гражданского процессуального,
административного и др.). Это
требовалось сделать, поскольку
в них (в "непроцессуальных" федеральных
законах) к моменту принятия УПК
скопилось несколько десятков важных
правовых норм, имеющих самое непосредственное
отношение к регламентации
Но, к сожалению, такая работа пока что не проведена. Более того, положение дел в данной области в значительной мере усугубляется тем, что до сих пор не прекратилась практика издания "непроцессуальных" законов, содержащих правила по вопросам уголовного судопроизводства, в том числе такие правила, которые порой существенно отличаются от конкретных предписаний, сформулированных в УПК. И продолжается такое законотворчество довольно активно.
Структура действующего УПК построена в основном в прямой зависимости от содержания и последовательности действий, которая должна соблюдаться при производстве по уголовным делам. Весь нормативный материал в нем сгруппирован в 6 частей, 19 разделов, 57 глав и 477 статей.
Последовательность частей и их содержание следующие:
часть I "Общие положения";
часть II "Досудебное производство";
часть III "Судебное производство";
часть IV "Особый порядок судебного производства";
часть V "Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства";
часть VI "Бланки процессуальных документов".
Большая часть нормативного
материала сосредоточена в
Существенным моментом, характеризующим структуру УПК, является то, что в него включен раздел VI с многочисленными приложениями к ст. 476 и 477. Всего таких приложений после принятия очередного закона об изменениях и дополнениях УПК (от 4 июля 2003 г.) насчитывается 232. И в каждом из них приведена утвержденная в законодательном порядке официальная, имеющая силу закона форма бланка процессуального документа, который должен составляться при совершении действий, выполняемых в связи с производством по уголовным делам.
Отступление от форм такого
рода допускается в весьма ограниченных
пределах. Как сказано в ч. 3 ст.
474 УПК, "при использовании бланка
процессуального документа
Информация о работе Источники уголовно-процессуального права