Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 14:23, курсовая работа
Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной справедливости. Важно отметить, что прокурорский надзор рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………с.3
Глава 1. Правовая основа организации и деятельности органов прокуратуры
Глава 2. Система и структура органов прокуратуры….
Глава 3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
3.1Направления деятельности прокуратуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ В Г. МИНСКЕ
«К защите допускаю»
___________________
« »__________200_г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО РОССИИ»
Тема: «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРАНИЗАЦИИ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИИ, ЕЕ МЕСТО И ЗНАЧИМОСТЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ»
Студентка
Группа
Дневная форма обучения
Специальность
Руководитель
Минск
2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Правовая основа организации и деятельности органов прокуратуры
Глава 2. Система и структура органов прокуратуры….
Глава 3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
3.1Направления деятельности прокуратуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной справедливости. Важно отметить, что прокурорский надзор рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.
Конституция Российской Федерации и Закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержат основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры, содержание актов прокурорского реагирования на установленные нарушения, а также средств прокурорского воздействия, как на устранение, так и на предупреждение нарушений закона, дана классификация этих процессуальных документов, предъявляемые к ним требования и необходимые реквизиты. Прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Органы прокуратуры выполняют задачи, сформулированные в Конституции Российской Федерации, в Законе «О прокуратуре Российской Федерации», иных нормативных актах РФ и республик в её составе, а также в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
Правовую основу организации и деятельности прокуратуры составляют нормативные правовые акты, которые рассматриваются нами в качестве источников прокурорского права (по нынешней терминологии «прокурорского надзора как отрасли права). Под источниками прокурорского права понимают формы юридического закрепления правовых норм, регулирующих организацию и деятельность прокуратуры [7, стр.66].
К числу таких источников относятся правовые акты (законы и подзаконные нормативные акты). Отнесение к источникам прокурорского права актов органов судебной власти обусловлено особенностями процесса формирования российской системы права. Многообразие источников прокурорского права побудило ученых к их классификации и систематизации.
Прежде всего, следует отметить, что в России действуют законы и другие правовые акты уже не существующих государств — СССР и РСФСР. Названные правовые акты сохраняют свою силу полностью или в части, не противоречащей Конституции России 1993 г., а также в случаях, если республиканские акты РСФСР не заменены соответствующими федеральными законами РФ. Таким образом, к числу правовых источников относятся законы и иные нормативные акты СССР и РСФСР.
Среди правовых актов России как источников прокурорского права высшей юридической силой обладает Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. и в соответствии с абзацем 1 п. 1 ее второго раздела вступившая в силу со дня официального опубликования, то есть с 25 декабря.
В исключительном ведении Российской Федерации находятся: «установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти»; «судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности», «федеральная государственная служба» [1].
По предметам исключительного ведения принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ), которые соответственно и рассматриваются как правовые источники, причем с меньшей юридической силой по отношению к Конституции РФ.
В соответствии с частью 5 ст. 129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры России определяются федеральным законом. Таким федеральным законом является ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации», который был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 18 октября 1995 г. В последующем в него вносились изменения и дополнения (от 23 декабря 1998 г., от 24 июня 1999 г., от 3 декабря 1999 г.). Необходимо лишь уточнить, что Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» не утратил юридической силы. Изменения и дополнения, внесенные в него, оказались столь существенными, что законодателем была изложена его новая редакция. Статьей 3 обозначенного Закона определены правовые основы деятельности прокуратуры — Конституция РФ, сам Закон, другие федеральные законы, а также международные договоры РФ.
Среди других федеральных законов выделяются так называемые кодифицированные акты (от одного из способов систематизации и кодификации). Например, Уголовным кодексом РФ 1996 г. предусматривается уголовная ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора. Уголовно-процессуальным кодексом РФ 2001 г. предусмотрен надзор прокурора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. В Арбитражном процессуальном кодексе РФ 2002 г. предусматривается участие в деле прокурора. В статье 22 Уголовно-исполнительного кодекса РФ 1996 г. указывается, что прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией и органов, исполняющих наказания, осуществляется прокурорами в соответствии с ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации».
В иных федеральных законах, как правило, предназначенных для регулирования деятельности органов исполнительной власти, также содержатся нормы прокурорского права. Так, статьей 21 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г. в редакции от 4 декабря 1998 г. урегулирован порядок осуществления прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью[7, стр.68].
К правовым источникам относятся также и многочисленные подзаконные нормативные акты: Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие. Наименьшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов обладают приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, которые в соответствии с пунктом 1 ст. 17 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» вправе издавать Генеральный прокурор России.
Особое место среди источников прокурорского права занимают международные договоры Российской Федерации. В соответствии с частью 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Возрастание роли указанного правового источника прокурорского права во многом обусловлено вступлением России в Совет Европы (с 24 февраля 1996 г.).
Источниками прокурорского права (как, впрочем, и любой другой области права) могут быть также акты органов судебной власти. В первую очередь имеются в виду решения Конституционного Суда РФ| который, разрешая противоречия между нормативными актами, во многих случаях создает нормы права, т.е. занимается правотворчеством. С формальной точки зрения это недопустимо, так как правотворческим органом в России является лишь Федеральное Собрание РФ [1,ст. 94]. Вместе с тем Конституционный Суд РФ является, пожалуй, единственным органом государства, способным «погасить» неизбежный всплеск противоречия в законодательстве и, таким образом, сохранить равновесие в отношении имеющихся трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Высказанное в юридической литературе предложение о возложении данной функции на другой орган государства — прокуратуру представляется недостаточно аргументированным и в большей мере преследующим ведомственные интересы [7,стр.70]. В соответствии со статьей 71 ФКЗ РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решениями Конституционного Суда РФ являются: постановление, определение и заключение. В контексте данного вопроса для нас представляют интерес лишь постановления Конституционного Суда РФ.
Помимо актов Конституционного Суда РФ источниками прокурорского права могут рассматриваться и решения иных органов судебной власти: Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.
СИСТЕМА И СТРУКТУРА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
Прокуратура – особая система органов. Должностные лица этих органов – прокуроры осуществляют от имени государства полномочия, принадлежащие прокуратуре в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Свои полномочия органы прокуратуры реализуют независимо от других органов государственной власти и местного самоуправления. Вмешательство в осуществление прокурорской деятельности недопустимо.
Систему прокуратуры трудно отнести к какой-либо из ветвей власти известной триады: законодательной, исполнительной или судебной. Во времена, когда создавалась концепция разделения властей, системы прокуратуры, тем более аналогичной современной, не было, хотя в некоторых странах и существовали королевские прокуроры. Да и основные функции королевских прокуроров были другими. На современном этапе определение места прокуратуры в системе разделения властей вызывает споры в научной среде. Одни ученые ограничиваются тем, что лишь констатируют своеобразие прокуратуры, другие считают прокуратуру особой системой органов исполнительной власти, третьи рассматривают органы прокуратуры как составную часть рассредоточенной контрольной власти, возникшей в дополнение к указанным трем ветвям власти. Существуют и иные точки зрения.
В Конституции РФ положения о прокуратуре содержатся в главе «Судебная власть», что нельзя назвать верным и удачным. Детально задачи, организация, порядок деятельности, полномочия органов прокуратуры регулируются Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (с последующими дополнениями).
В соответствии со ст. 129 Конституции России и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории страны, а также выполняет иные функции, установленные федеральным законом[5, стр.229].
Систему органов прокуратуры составляет Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры, а также научные и образовательные учреждения и редакции печатных органов, являющиеся юридическими лицами.
Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему, не допускается.
Генеральная прокуратура Российской Федерации возглавляется Генеральным прокурором, который имеет заместителей, в том числе первого заместителя. В Генеральной прокуратуре образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура во главе с заместителем Генерального прокурора — Главным военным прокурором, а также отделения Генеральной прокуратуры в семи федеральных округах, возглавляемые заместителями Генерального прокурора.
Структура аппарата Генеральной прокуратуры включает Управления и отделы: организационное управление; управление кадров; управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел; по надзору за процессуальной деятельностью органов безопасности, по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов; по обеспечению участия прокуроров в судопроизводстве, за законностью исполнения уголовных наказаний, отдел по делам несовершеннолетних и молодежи и другие. К подразделениям аппарата относятся также подразделения Генеральной прокуратуры в федеральных округах.
Управления и отделы возглавляются начальниками — старшими помощниками и помощниками Генерального прокурора. В штаты центрального аппарата включаются должности старших прокуроров, прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам. При Генеральной прокуратуре состоят научные и учебные заведения, и действует Научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, положение о котором утверждает Генеральный прокурор Российской Федерации[5, стр.237].
Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации. Срок полномочий - 5 лет. Заместители Генерального прокурора назначаются Советом Федерации по представлению Генерального прокурора. При вступлении в должность Генеральный прокурор приносит присягу.
Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые имеют заместителей, включая одного первого. Аппарат состоит из отделов и управлений, возглавляемых начальниками. В них имеются должности старших помощников и помощников, а также старших следователей и следователей по особо важным делам. Прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним руководят соответственно деятельностью прокуратур городов, районов и иных приравненных к ним прокуратур[10, стр.392].