Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 14:23, курсовая работа
Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной справедливости. Важно отметить, что прокурорский надзор рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………с.3
Глава 1. Правовая основа организации и деятельности органов прокуратуры
Глава 2. Система и структура органов прокуратуры….
Глава 3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
3.1Направления деятельности прокуратуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Прокуратуры городов и районов и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами. В них устанавливаются должности заместителей и помощников прокуроров, а также следователей и старших следователей. По решению Генерального прокурора РФ в этих прокуратурах могут быть образованы отделы.
Военная прокуратура входит в общую систему органов прокуратуры и возглавляется заместителем Генерального прокурора — Главным военным прокурором. Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры осуществляются Генеральным прокурором РФ.
В систему органов военной прокуратуры на правах прокуратур субъектов РФ входят прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы, Московская городская военная прокуратура, а также военные прокуратуры гарнизонов, военных флотилий, других соединений, приравненные по своему статусу к прокуратурам городов и районов.
Особенности организации и деятельности военной прокуратуры определяются характером ее полномочий, связанных с обеспечением законности в Вооруженных Силах РФ, в других войсках и воинских формированиях и органах, где предусмотрена военная служба, а также с кадрами прокуроров и следователей, на должности которых назначаются лица, поступившие на военную службу и имеющие офицерские звания, в связи с чем они поощряются и несут ответственность не только в соответствии с Законом о прокуратуре Российской Федерации, но и в порядке, установленном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.
К специализированным прокуратурам относятся транспортные прокуратуры, природоохранные, прокуратуры особо режимных объектов и по надзору за исполнением уголовных наказаний в виде лишения свободы.
Система транспортных прокуратур, в юрисдикцию которых входит надзор за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, создавалась в основном применительно к сети железных дорог и включает транспортные Прокуратуры отделений железных дорог на правах районных, городских прокуратур[10, стр.395].
Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, защиту экологических прав граждан предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами. Создаются и действуют на правах прокуратур субъектов РФ, а в регионах на правах межрайонных прокуратур.
Прокуратуры по исполнении законов на особо режимных объектах подчинены непосредственно Генеральному прокурору, который и определяет их правовой статус. В организационном плане их работа контролируется соответствующими подразделениями Генеральной прокуратуры.
Прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний осуществляют свою деятельность в исправительных и воспитательных учреждениях системы Министерства юстиции РФ. Их задача — надзор за соблюдением законов администрацией соответствующих учреждений и соблюдением прав лиц, отбывающих наказание. Эти прокуратуры имеют статус районных прокуратур и подчинены соответствующему прокурору субъекта Федерации.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона «О прокуратуре» задачами (целями) прокуратуры являются:
1.обеспечение верховенства закона;
2.обеспечение единства и укрепления законности;
3.защита (обеспечение защиты) прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Принципы организации и деятельности прокуратуры — это основные правовые положения, выражающие природу и сущность организации прокуратуры и осуществляемого ею прокурорского надзора, а также иных предусмотренных Федеральным законом направлений деятельности.
Исходя из анализа ст. 4 Закона «О прокуратуре», организация и деятельность прокуратуры базируются на четырех принципах:
1.законность;
2.единство и централизация;
3.гласность;
4.независимость прокуроров от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и подчинение их только закону.
Законность — это общеправовой конституционный принцип. Принцип законности требует от прокуроров, во-первых, основывать всю свою деятельность на законе и, во-вторых, преследовать при этом цель обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности[9, стр.296].
Прокуратура, реализуя свой правовой статус, должна правильно толковать и неуклонно соблюдать нормы как материального, так и процессуального права. Малейшее отступление от этого требования не только подрывает авторитет прокуратуры, но и наносит ущерб делу укрепления законности. Ничто не может оправдать нарушения законности в деятельности прокуратуры.
«Единство» как составная часть второго из перечисленных принципов организации и деятельности прокуратуры предполагает реализацию следующих правил:
а) каждый прокурор действует как представитель единой
системы органов прокуратуры;
б) прокуроры наделены одинаковыми (за некоторым исключением) полномочиями; различия полномочий — лишь в
территории их действия (продление сроков расследования и
заключения под стражу — это исключение из рассматриваемого правила);
в) любой вышестоящий прокурор может взять на себя обязанности нижестоящего.
«Централизация» прокуратуры означает действие следующих положений:
а) все прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ;
б) подчиненность прокуроров идет строго по вертикали;
в) вышестоящий прокурор вправе и обязан давать нижестоящим указания и отменять их незаконные или необоснованные акты;
г) прокурор проводит в жизнь свое единоличное решение,
даже если оно противоречит решению коллегии.
Третий принцип — гласность — также разъяснен в ст. 4 Закона «О прокуратуре». Здесь закреплено, что органы прокуратуры: действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; информируют органы государственной власти (федеральные и субъектов Российской Федерации), органы местного самоуправления, а также граждан о состоянии законности. Однако в этом же нормативном правовом акте закреплено требование о том, что без разрешения прокурора или следователя никому нельзя разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимы? органами прокуратуры, до их завершения.
Следующий принцип — принцип независимости прокуроров от органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений.
Независимость прокуроров обеспечивается целым комплексом гарантий. К числу таковых относятся:
1. требования к прокурорам, к лицам, назначаемым на должность прокуроров, и порядок их назначения; присяга прокурора;
2. предусмотренные законом средства прокурорского надзора; запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность прокурора;
3. установленный порядок прекращения полномочий прокурора;
4. право прокурора на отставку;
5. порядок привлечения прокуроров к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности;
6. предоставление прокурору (за счет государства) материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;
7. обязанность органов внутренних дел принять необходимые меры к обеспечению безопасности прокурора, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества;
8. право прокурора носить и хранить боевое ручное стрелковое оружие (пистолет, револьвер) и специальные средства.
Так, прокуроры не могут быть членами выборных и иных структур, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Они не вправе совмещать свою основную работу с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. В органах и учреждениях прокуратуры не могут создаваться и действовать общественные объединения, преследующие политические цели, и их организации.
Любое воздействие органов государственной власти (федеральных и субъектов Российской Федерации), органов Местного самоуправления, общественных объединений, средств Массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им Решение или воспрепятствовать его деятельности влечет установленную законом ответственность. Например, вмешательство в деятельность прокурора или следователя в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела наказывается вплоть до лишения свободы срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью срок до трех лет или без такового.
Между тем к прокурорам разрешено применение мер дисциплинарной и даже уголовной ответственности. К дисциплинарной ответственности их могут привлекать лишь строго определенные Законом о прокуратуре вышестоящие прокуроры (руководители органов и учреждений прокуратуры). Меры дисциплинарного воздействия (замечание, выговор, строгий выговор, понижение в классном чине, лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение из органов, прокуратуры) допустимы лишь за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, а также за совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника[9, стр.301].
По общему правилу взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения или шести — со дня совершения (по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — двух лет со дня его совершения).
Законом предусмотрены некоторые ограничения, касающиеся применения мер административного принуждения к прокурорам. Так, запрещено производить административное задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта. Исключением из этого правила признаются лишь случаи, прямо предусмотренные федеральным законом, когда применение данных мер имеет целью обеспечить безопасность других лиц.
К уголовной ответственности прокурор может быть привлечен лишь органами прокуратуры и, как правило, вышестоящим органом. Если заявление (сообщение) о преступлении, совершенном прокурором, поступило не в прокуратуру, а в другой орган предварительного расследования, оно должно быть направлено в соответствии с УПК в следственное подразделение вышестоящей, по отношению к той, где он работает прокуратуры. К примеру, заявление о получении прокурора района в городе взятки направляется в следственное подразделение прокуратуры города.
Предварительную проверку таких заявлений (сообщений) производят только органы прокуратуры. Они же возбуждают уголовное дело и производят предварительное следствие в полном объеме. Дознание в данном случае производиться не может. Органы дознания не могут производить неотложных следственных действий по данной категории преступлений уже потому, что возбуждение уголовных дел, получение объяснений и истребование материалов, а также осмотр места происшествия отнесены ст. 42 Закона «О прокуратуре» к исключительной компетенции органов прокуратуры.
Еще одной гарантией независимости прокуроров является то обстоятельство, что даже отстраненному на период расследования возбужденного против него уголовного дела прокурору выплачивается денежное содержание.
Заработная плата прокуроров не облагается подоходным налогом. Причем размер их должностного оклада находится в прямой зависимости от должностного оклада Генерального прокурора РФ, размер которого в свою очередь составляет 98 % оклада Председателя Верховного Суда РФ. Помимо должностного оклада прокурор получает доплату за классный чин, выслугу лет, особые условия службы, сложность, напряженность и высокие достижения в труде; процентные надбавки за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»; денежные поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год; стоимость продовольственного пайка (если он не выдан в натуральной форме)[9, стр.303].
Помимо денежного содержания прокуроры обладают определенным комплексом льгот. Так, они бесплатно по служебному удостоверению пользуются всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), в сельской местности — любым попутным транспортом, а работники транспортных прокуратур в пределах обслуживаемых участков — всеми видами железнодорожного, речного, морского, воздушного транспорта независимо от их ведомственной принадлежности; при направлении в служебные командировки они пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.