Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 07:15, контрольная работа
Согласно законодательному определению, закрепленному п. 24 ст. 5 УПК РФ, под органами дознания следует понимать государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.
1. Понятие и виды органов дознания в уголовном судопроизводстве. Полномочия органа дознания. 3
2. Понятие и полномочия дознавателя 10
3. Понятие и полномочия начальника органа дознания 11
Задача № 1 15
Задача № 2 19
Содержание
1. Понятие и
виды органов дознания
в уголовном судопроизводстве.
Полномочия органа
дознания
Согласно законодательному определению, закрепленному п. 24 ст. 5 УПК РФ, под органами дознания следует понимать государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.
Из указанного определения следует, что под органом дознания следует понимать организацию, осуществляющую уголовно-процессуальную деятельность, в том числе дознание, а также и должностных лиц.
Легальное
толкование понятия должностного лица
приведено в примечании 1 к ст.
285 Уголовного кодекса Российской Федерации"
от 13.06.1996 N 63-ФЗ1, согласно которому
таковыми признаются лица, постоянно,
временно или по специальному полномочию
осуществляющие функции представителя
власти либо выполняющие организационно-
Однако какие бы функции не выполнялись бы должностным лицом, очевидно, что таковым может являться только физическое лицо, гражданин, но никак не организация. Таким образом, законодательное определение понятия "орган дознания" изначально содержит в себе внутренние противоречия, существенно затрудняющие его интерпретацию. Так, например, С.И. Гирько полагает, что законодательное определение понятия "орган дознания", по сути, не содержит в себе никакого определения. По его мнению, определять "органы" через органы - тавтология, гносеологическая ошибка. С этимологической точки зрения орган дознания означает "учреждение расследования", поскольку "орган" суть государственное или общественное учреждение, организация, "дознание" - форма предварительного расследования преступления. Должностное лицо не учреждение, а потому оно не может рассматриваться в качестве органа дознания2.
Как полагает А.П. Рыжаков, органы дознания представляют собой учреждение либо должностное лицо, на которое законом возложена обязанность (предоставлено право) производить направленную на обеспечение расследования уголовно-процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у него информации о возможном совершении преступления3.
М.Ю. Болотов считает, что орган дознания - это специально уполномоченный на производство дознания федеральный орган исполнительной власти или руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, имеющий своей непосредственной задачей организацию производства дознания4.
По мнению О.В. Мичуриной, органами дознания могут называться государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с законом осуществлять процессуальные и иные полномочия, т.е. полномочия по реализации оперативно-розыскной деятельности5.
Глава 6 УПК РФ предусматривает двух самостоятельных участников уголовного судопроизводства - орган дознания (ст. 40 УПК РФ) и дознавателя (ст. 41 УПК РФ), им посвящены отдельные нормы, каждому из них присущ собственный процессуальный статус. При этом в законе наличествует указание на то, что правом производства дознания наделен и орган дознания (п. 24 ст. 5 УПК РФ), и дознаватель (ст. 41 УПК РФ). В силу ч. 1 ст. 156 УПК РФ дознание начинается с момента возбуждения уголовного дела. Часть 1 ст. 146 УПК РФ устанавливает, что возбуждение уголовного дела может осуществляться и органом дознания, и дознавателем в пределах их компетенции. Соответственно, возникает вопрос: если совершено преступление, по уголовному делу о котором производство предварительного следствия не является обязательным, то к чьей компетенции относится возбуждение уголовного дела, а стало быть, и последующее расследование в форме дознания - органа дознания или дознавателя?
Представляется, что этот вопрос должен быть решен в пользу дознавателя, а не органа дознания6.
Важным для теории и практики вопросом является вопрос о видах органов дознания, при рассмотрении которого целесообразно в первую очередь обратиться к ст. 40 УПК РФ.
В действующей редакции данная норма выглядит следующим образом.
"Статья 40. Орган дознания
1. К органам дознания относятся:
1)
органы внутренних дел
2)органы федеральной службы судебных приставов;
3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
4)
органы государственного
2.
На органы дознания
1)
дознание по уголовным делам,
по которым производство
2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса.
3.
Возбуждение уголовного дела
в порядке, установленном
1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
2)
руководителей
3)
глав дипломатических
Необходимо отметить, что действующая редакция ст. 40 УПК РФ не позволяет сделать однозначный вывод о том, какие именно государственные органы и должностные лица из числа перечисленных в данной норме являются органами дознания, а какие - нет. В настоящее время данный вопрос является дискуссионным и, соответственно, не имеет единообразной трактовки в юридической литературе.
По мнению некоторых авторов7 пункт 1 части 1 статьи 40 нуждается в усовершенствовании позиций формулировки согласно которой к органам дознания относятся все органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
Перечень государственных органов, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, приведен в ст. 13 ФЗ от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"8.
Согласно указанной норме, помимо оперативных подразделений органов внутренних дел, право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставлено оперативным подразделениям:
1)
органов федеральной службы
2)
федеральных органов
3) таможенных органов Российской Федерации;
4)
Службы внешней разведки
5) Федеральной службы исполнения наказаний;
6)
органов по контролю за
Кроме того, в определенных законом случаях оперативно-розыскные мероприятия могут производиться также и оперативными подразделениями органа внешней разведки Министерства обороны РФ.
Обращает на себя внимание несоответствие данной нормы положениям ст. 40 УПК РФ. Так, ч. 1 указанной нормы устанавливает, что органами дознания являются органы исполнительной власти, в том числе органы внутренних дел, тогда как в ст. 13 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" прямо указано, что правом осуществления оперативно-розыскной деятельности наделяется не весь орган исполнительной власти, а только его оперативно-розыскное подразделение.
Кроме того, пункт 3 части 1 статьи 40 УПК РФ указывает, что органами дознания являются командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов. Однако часть 3 статьи 151 УПК РФ не предусматривает для них ни предметной, ни персональной, ни какой-либо иной подследственности.
В частности, ч. 3 ст. 151 УПК РФ устанавливает подследственность только для дознавателей органов внутренних дел (п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ), дознавателей пограничных органов федеральной службы безопасности (п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ), дознавателей службы судебных приставов (п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ), дознавателей таможенных органов Российской Федерации (п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ), дознавателей органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (п. 6 ч. 3 ст. 151 УПК РФ), дознавателей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).
Таким образом, не имеют подследственности такие указанные в ст. 13 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" органы (их оперативные подразделения), как федеральные органы государственной охраны, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, разведка Министерства обороны РФ.
Если данные органы (их должностные лица) не вправе ни осуществлять расследование в форме дознания в порядке гл. 32 УПК РФ, ни производить неотложные следственные действия в порядке ст. 157 УПК РФ, то правовые основания считать их органами дознания отсутствуют, а ч. 1 ст. 40 УПК РФ нуждается в корректировке и с этой точки зрения.
Основной уголовно-процессуальной функцией органов дознания на досудебном производстве является обвинение, понимаемое как функция уголовного преследования. Содержание данной функции образует деятельность органов дознания как участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, направленная на установление события преступления, изобличение лица, совершившего преступление, выдвижение в отношении него подозрения9.
Подводя итог выше изложенному можно выделить следующие основные моменты:
Во-первых, органами дознания являются и государственные органы и должностные лица, которые указаны законодателем в ч. 1 ст. 40 УПК РФ, и должностные лица, которые перечислены в ч. 3 указанной нормы. Все они обладают равными процессуальными полномочиями.
Во-вторых, правом производства дознания обладает дознаватель, (в случаях, предусмотренных законом, - следователь).
В-третьих, орган дознания наделен правом осуществления неотложных следственных действий по всем уголовным делам, т.е. по которым производство предварительного следствия является как обязательным, так и не обязательным (и некоторыми другими полномочиями).
В-четвертых, основной уголовно-процессуальной функцией органов дознания на досудебном производстве является обвинение, понимаемое как функция уголовного преследования
Таким
образом, орган дознания - участник
уголовного судопроизводства со стороны
обвинения, правомочный возбуждать
уголовное дело и производить
по нему неотложные следственные действия,
осуществлять иные процессуальные полномочия.
2.
Понятие и полномочия
дознавателя
Дознаватель, согласно п. 7 ст. 5 УПК РФ, является должностным лицом органа дознания, правомочным либо уполномоченным начальником данного органа осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также выполнять иные полномочия.
Как установлено частью 1 статьи 40 УПК РФ на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем возлагаются полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, а именно дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, - в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса.